Екатеринбург |
|
20 апреля 2015 г. |
Дело N А07-3712/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 апреля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Смирнова А.Ю., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уралстройпромкомплект-Н" (далее - общество "Уралстройпромкомплект-Н") на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2014 по делу N А07-3712/2014 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "Уралстройпромкомплект-Н" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство) и Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация), в котором просило признать незаконным отказ Министерства в приватизации земельного участка с кадастровым номером 02:55:0103074:151, площадью 662 кв.м., выраженный в письме N РЯ-14/26716 от 27.12.2013, а также отказ Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:010374:151, площадью 662 кв.м. по ул. Благоварская, 4, выраженный в письме N 13505 от 25.06.2014. В целях устранения допущенных нарушенных прав и законных интересов заявитель просил обязать Администрацию в месячный срок с момента вступления настоящего решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о предоставлении обществу "Уралстройпромкомплект-Н" земельного участка с кадастровым номером 02:55:010374:151, площадью 662 кв.м. по ул. Благоварская, 4 в собственность и направить проект договора купли-продажи указанного земельного участка (требования изложены с учетом изменения их предмета и привлечения к участию в деле второго заинтересованного лица, в порядке ст. 46, 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - третье лицо, Управление) и общество с ограниченной ответственностью "Промстройкомплект" (далее - третье лицо, общество "Промстройкомплект").
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.10.2014 (судья Абдуллин Э.Р.) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Министерства в приватизации земельного участка с кадастровым номером 02:55:0103074:151, площадью 662 кв.м., выраженный в письме N РЯ-14/26716 от 27.12.2013, а также отказ Управления в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:010374:151, площадью 662 кв.м. по ул. Благоварская, 4, выраженный в письме N 13505 от 25.06.2014.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2014 (судьи Соколова И.Ю., Богдановская Г.Н., Суспицина Л.А.) решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество "Уралстройпромкомплект-Н" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя жалобы, судом не было учтено, что испрашиваемый земельный участок был зарезервирован для муниципальных нужд Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.12.2010 N 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" в редакции решения от 18.12.2013 N 26/10, тогда как обращение о выкупе земельного участка было подано в августе 2013.
Общество "Уралстройпромкомплект-Н" указывает на отсутствие в оспариваемом постановлении оценки его доводов, изложенных в отзыве на апелляционную жалобу, в частности на отсутствие регистрации обременения земельного участка в виде его резервирования, непредставление заинтересованным лицом доказательств государственной регистрации ограничения прав на испрашиваемый земельный участок в соответствии с вышеназванным решением.
В пояснениях на кассационную жалобу Администрация указал на ошибочность доводов кассационной жалобы в части определения даты резервирования спорного земельного участка.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в пределах доводов заявителя кассационной жалобы в порядке, предусмотренном ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что общество "Уралстройпромкомплект-Н" является собственником нежилых помещений общей площадью 102,3 кв. м, с кадастровым номером 02:55:010374:170, расположенных в здании по адресу г. Уфа, Ленинский район, ул. Благоварская, 4 (свидетельство о государственной регистрации права собственности), а также нежилых помещений общей площадью 219,9 кв. м, с кадастровым номером 02:55:010374:171, расположенных в здании по адресу: г. Уфа, Ленинский район, ул. Благоварская, 4 (свидетельство о государственной регистрации права собственности).
Испрашиваемый заявителем земельный участок с кадастровым номером 02:55:010374:151, площадью 662 кв. м поставлен на кадастровый учет 22.03.2012, с разрешенным использованием - под производственной базой. Из кадастрового паспорта земельного участка усматривается, что предыдущим кадастровым номером земельного участка является номер 02:55:010374:2.
Сведений о зарегистрированных правах в отношении указанного земельного участка в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не имеется.
Общество "Уралстройпромкомплект-Н" 28.08.2013 обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:010374:151.
Из ответа от 29.11.2013 N РЯ-14/24259 следует, что Министерство подготовило предварительный расчет цены выкупа земельного участка с применением ставки "1", с указанием стоимости земельного участка, направив его в адрес заявителя.
Получив названное сообщение, письмом от 11.12.2013 N 12/1 заявитель обратился в Министерство за разъяснением применения ставки в 100%, с просьбой подготовить расчет цены выкупа с применением ставки в 2,5 или 3%, либо обоснованный отказ.
В адрес ряда заявителей 27.12.2013, в том числе общества "Уралстройпромкомплект-Н" в ответ на обращение о разъяснении цены выкупа земельных участков (включая земельный участок с кадастровым номером 02:55:010374:151) Министерством было направлено письмо N РЯ-14/26716. В письме Министерство наряду с вопросами о разъяснении цены выкупа и режима земельных участков, зарезервированных для муниципальных нужд, имелась ссылка на то, что обращения, поступившие в декабре 2011 года, не были рассмотрены в связи с отсутствием документов, перечень которых утвержден приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475, о чем заявителям было сообщено 12.01.2012.
В ответ на обращение о предоставлении копии вышеназванных обращений и ответов на них, Министерство были представлены копии обращений обществ с ограниченной ответственностью "Столовая", "Гефест", "Уралконтакт", "Аслям", с сообщением об отсутствии информации об обращении общества "Уралстройпромкомплект-Н".
В связи с принятием закона Республики Башкортостан от 29.04.2014 N 90-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан" "О регулировании земельных отношений в Республики Башкортостан", определяющего полномочия органов осуществляющих распоряжение земельными участками, общество "Уралстройпромкомплект-Н" обратилось к Главе Администрации городского округа город Уфа с заявлением от 30.05.2014 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:010374:151. В письме общество ссылалось на принадлежность ему на праве собственности нежилых помещений общей площадью 219,9 кв. м, с кадастровым номером 02:55:010374:171, расположенных в здании по адресу: г. Уфа, Ленинский район, ул. Благоварская, 4, которое в свою очередь расположено на земельных участках с кадастровыми номерами 02:55:010374:151 и 02:55:010374:21.
Письмом от 24.06.2014 N 13523 Управление сообщило заявителю о невозможности предоставления земельного участка в собственность по причине его резервирования в соответствии с решением Совета городского округа города Уфа от 23.12.2010 N 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд".
Ссылаясь на наличие предусмотренного ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации права собственника зданий и сооружений на приобретение занятого строениями земельного участка в собственность и нарушение такого права принятием решений об отказе в предоставлении земельного участка, выраженных письмами Министерства от 27.12.2013 и Администрации от 24.06.2014, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность собственнику распложенных на нем нежилых помещений общества "Уралстройпромкомплект-Н", предусмотренных п. 8 ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации. Суд признал, что указание о резервировании для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером 02:55:010374:151 в приложении N 2 к решению Совета городского округа города Уфа от 23.12.2010 N 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" (в редакции решения Совета городского округа города Уфа от 18.12.2013 N 16/10), не препятствует приобретению земельного участка в собственность, поскольку оно отсутствовало на момент первоначального обращения с заявлением о выкупе земельного участка. Кроме того, резервирование земельного участка с целью размещения объекта социального назначения - образовательная школа не подтверждено предоставлением генерального плана или иной градостроительной документации.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 и 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пункт 3 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
Пунктом 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.07.2004 N 3934/04 при анализе положений ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если земельный участок неделим, а находящееся на нем здание принадлежит нескольким собственникам, то обязательным условием приобретения каждым из них права на землю является их совместное обращение с соответствующим заявлением. В случае, если один из собственников помещений в здании обращается с заявлением об оформлении прав на земельный участок единолично, оснований для удовлетворения такого
требования не имеется.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе свидетельство о государственной регистрации права, кадастровые паспорта помещения и здания, а также письменные пояснения заявителя от 18.12.2014, установив, что обществу "Уралстройпромкомплект-Н" принадлежит лишь часть нежилых помещений в здании (литера Ж1), поскольку нежилое помещение, принадлежащее заявителю, площадью 219,9 кв. м является пристроенным помещением и расположено в здании с кадастровым номером 02:55:010374:166 площадью 555 кв. м, приняв во внимание, что материалы дела не содержат доказательств, позволяющих установить отсутствие в пределах земельного участка с кадастровым номером 02:55:010374:151 иных объектов недвижимого имущества, собственником которых заявитель не является, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель не обладает правом на единоличное приобретение земельного участка на основании заявлений поданных в Министерство от 28.08.2013 и Администрацию 30.05.2014.
В соответствии с правовым подходом, сформулированном в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 4275/11, если все собственники расположенных на одном земельном участке объектов недвижимости не договорились о приобретении неделимого или не разделенного ими земельного участка в собственность, то они могут претендовать на его приобретение только в аренду, что следует из положений п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации о необходимости обращения в уполномоченный на распоряжение землей орган публичной власти с совместным заявлением.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованной указал на отсутствие в рассматриваемом случае совокупности условий, необходимых для признания незаконным оспариваемого решения заинтересованного лица, поскольку обществом "Уралстройпромкомплект-Н" не подтверждено наличие права на приобретение испрашиваемого земельного участка в собственность.
Кроме того, одним из оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований явилось включение в 2010 году спорного земельного участка в состав резервируемых земельных участков.
Статья 28 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Аналогичные положения о том, что отчуждению не подлежат земельные участки, находящиеся в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, содержатся в ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Согласно ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов. Резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов допускается на срок до двадцати лет.
Как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждено материалами дела, Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.12.2010 N 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" на срок до 01 января 2015 года были зарезервированы полностью или частично земельные участки согласно приложению N 2.
Впоследствии, решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.10.2012 N 10/12 в решение N 32/15 были внесены изменения и утвержден новый перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Согласно приложению N 2 к названному решению, земельный участок с кадастровым номером 02:55:010374:151 вошел в состав резервируемых земельных участков в связи с разработкой проекта планировки жилого района Нижегородка в Ленинском и Советском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан о резервировании земельных участков для муниципальных нужд в установленном законом порядке не оспорено, недействующим не признано.
Сведения о частичном резервировании земельного участка с кадастровым номером 02:55:010374:151 с целью размещения объекта социального назначения - общеобразовательной школы, с приложением выкопировки из приложения N 1 к вышеназванному решению приведены в сообщении Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа от 16.04.2014.
Оценив представленные обществом "Уралстройпромкомплект-Н" документы в обоснование своей позиции о том, что первоначальное заявление о выкупе спорного земельного участка было подано им в 2011 до его резервирования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о недоказанности факта обращения общества "Уралстройпромкомплект-Н" за выкупом земельного участка в 2011 году, в связи с непредставлением обществом соответствующего обращения при наличии в сообщении Министерства от 27.06.2014 в ответ на его обращение о предоставлении копии вышеназванных обращений и ответов на них сведении об отсутствии информации об обращении общества "Уралстройпромкомплект-Н" в указанный период. Суд обоснованно исходил из того, что ссылка Министерства в письме от 27.12.2013 N РЯ-14/26716 на наличие поступивших в декабре 2011 года обращений от заявителя не была конкретизирована указанием на наличие обращения общества "Уралстройпромкомплект-Н" и кадастровый номер испрашиваемого земельного участка, а указание на него в числе лиц, которым адресовано названное письмо, не может свидетельствовать о наличии обращения названного общества с заявлением в 2011 году, поскольку письмо от 27.12.2013 N РЯ-14/26716 представляло собой ответ на обращение (в том числе заявителя) о разъяснении цены выкупа земельных участков от 11.12.2013 N 12/1, кроме того возможность обращения общества о приобретении земельного участка с кадастровым номером 02:55:010374:151 в 2011 году исключается в связи с постановкой указанного земельного участка на кадастровый учет только 22.03.2012.
Суд апелляционной инстанции также правомерно указал, что судом первой инстанции не учтены положения п. 1 ст. 198 и п. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми проверка соответствия закону ненормативного акта осуществляется на момент его издания (27.12.2013 и 24.06.2014 исходя из требований заявителя, то есть после принятия решения о резервировании земельного участка).
С учетом изложенного судом сделан обоснованный вывод о том, что отказы Министерства и Администрации в приватизации спорного участка является правомерным, в связи с чем, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителя жалобы о том, что спорный земельный участок был зарезервирован уже после его обращения о выкупе, судом отклоняются, как противоречащий установленным обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Ссылка общества "Уралстройпромкомплект-Н" на отсутствие государственной регистрации обременения на спорный участок в виде его резервирования на основании Решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.12.2010 N 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд", также не может быть принята во внимание, поскольку данное обстоятельство само по себе не свидетельствует об отсутствии резервирования земельного участка.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены апелляционным судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену постановления апелляционного суда в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции также не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2014 по делу N А07-3712/2014 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уралстройпромкомплект-Н" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Торопова |
Судьи |
А.Ю. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.