г. Челябинск |
|
30 декабря 2014 г. |
Дело N А07-3712/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 декабря 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савчук А.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.10.2014 по делу N А07-3712/2014 (судья Абдуллина Э.Р.).
Общество с ограниченной ответственностью "Уралстройпромкомплект-Н" (далее - заявитель, общество, ООО "Уралстройпромкомплект-Н" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, МЗИО) и Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Администрация), в котором просило признать незаконным отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в приватизации земельного участка с кадастровым номером 02:55:0103074:151, площадью 662 кв.м., выраженный в письме N РЯ-14/26716 от 27.12.2013, а также отказ Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:010374:151, площадью 662 кв.м. по ул. Благоварская, 4, выраженный в письме N 13505 от 25.06.2014. В целях устранения допущенных нарушенных прав и законных интересов заявитель просил обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в месячный срок с момента вступления настоящего решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о предоставлении ООО "Уралстройпромкомплект-Н" земельного участка с кадастровым номером 02:55:010374:151, площадью 662 кв.м. по ул. Благоварская, 4 в собственность и направить проект договора купли-продажи указанного земельного участка (требования изложены с учетом изменения их предмета и привлечения к участию в деле второго заинтересованного лица, в порядке статей 46, 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - третье лицо, Управление) и общество с ограниченной ответственностью "Промстройкомплект" (далее - третье лицо, ООО "Промстройкомплект").
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.10.2014 (резолютивная часть оглашена 30.09.2014) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в приватизации земельного участка с кадастровым номером 02:55:0103074:151, площадью 662 кв.м., выраженный в письме N РЯ-14/26716 от 27.12.2013, а также отказ Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:010374:151, площадью 662 кв.м. по ул. Благоварская, 4, выраженный в письме N 13505 от 25.06.2014.
В целях устранения допущенных нарушенных прав и законных интересов заявителя суд обязал Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в месячный срок с момента вступления настоящего решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о предоставлении ООО "Уралстройпромкомплект-Н" земельного участка с кадастровым номером 02:55:010374:151, площадью 662 кв.м. по ул. Благоварская, 4 в собственность и направить проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на отсутствие оснований для признания отказа в предоставлении в собственность земельного участка незаконным. Указывает, что земельный участок, о выкупе которого поставлен вопрос заявителем, не может быть предоставлен в частную собственность, поскольку зарезервирован для муниципальных нужд и является ограниченным в обороте. Считает необоснованным вывод суда первой инстанции об изначальном обращении заявителя за выкупом земельного участка в 2011 году, поскольку соответствующее обращение имело место в отношении иного земельного участка - с кадастровым номером 02:55:010374:100 площадью 537 кв.м., который не является предыдущим кадастровым номером земельного участка, испрашиваемого заявителем, поставленного на кадастровый учет 22.03.2012.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014 рассмотрение апелляционной жалобы было отложено с целью предоставления дополнительных доказательств и назначено к рассмотрению на 09 часов 10 минут 30.12.2014.
ООО "Уралстройпромкомплект-Н" представлены письменные пояснения, а также дополнительные доказательства, приобщенные к материалам дела в соответствии со статьей 81 и абз. 2 пункта 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Уралстройпромкомплект-Н" является собственником нежилых помещений общей площадью 102,3 кв.м., с кадастровым номером 02:55:010374:170, расположенных в здании по адресу г. Уфа, Ленинский район, ул. Благоварская, 4 (свидетельство о государственной регистрации права собственности на л.д. 13 т. 1), а также нежилых помещений общей площадью 219,9 кв.м., с кадастровым номером 02:55:010374:171, расположенных в здании по адресу: г. Уфа, Ленинский район, ул. Благоварская, 4 (свидетельство о государственной регистрации права собственности на л.д. 14 т. 1).
Испрашиваемый заявителем земельный участок с кадастровым номером 02:55:010374:151, площадью 662 кв.м. поставлен на кадастровый учет 22.03.2012, с разрешенным использованием - под производственной базой. Из кадастрового паспорта земельного участка усматривается, что предыдущим кадастровым номером земельного участка является номер 02:55:010374:2 (т. 1 л.д. 9).
Сведений о зарегистрированных правах в отношении указанного земельного участка в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не имеется (уведомление т. 1 л.д. 58).
28.08.2013 ООО "Уралстройпромкомплект-Н" обратилось в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:010374:151 (л.д. 21).
Из ответа N РЯ-14/24259 от 29.11.2013 (л.д. 17) следует, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан подготовило предварительный расчет цены выкупа земельного участка с применением ставки "1", с указанием стоимости земельного участка, направив его в адрес заявителя.
Получив названное сообщение, письмом от 11.12.2013 N 12/1 заявитель обратился в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан за разъяснением применения ставки в 100%, с просьбой подготовить расчет цены выкупа с применением ставки в 2,5 или 3%, либо обоснованный отказ.
27.12.2013 в адрес ряда заявителей, в том числе ООО "Уралстройпромкомплект-Н" в ответ на обращение о разъяснении цены выкупа земельных участков (включая земельный участок с кадастровым номером 02:55:010374:151) МЗИО было направлено письмо N РЯ-14/26716 (т. 1 л.д. 18). В письме МЗИО наряду с вопросами о разъяснении цены выкупа и режима земельных участков, зарезервированных для муниципальных нужд, имелась ссылка на то, что обращения, поступившие в декабре 2011 года, не были рассмотрены в связи с отсутствием документов, перечень которых утвержден приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475, о чем заявителям было сообщено 12.01.2012.
В ответ на обращение о предоставлении копии вышеназванных обращений и ответов на них, МЗИО были представлены копии обращений обществ с ограниченной ответственностью "Столовая", "Гефест", "Уралконтакт", "Аслям", с сообщением об отсутствии информации об обращении ООО "Уралстройпромкомплект-Н" (т. 1 л.д. 81).
В связи с принятием закона Республики Башкортостан N 90-з от 29.04.2014 "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан" "О регулировании земельных отношений в Республики Башкортостан", определяющего полномочия органов осуществляющих распоряжение земельными участками, ООО "Уралстройпромкомплект-Н" обратилось к Главе Администрации городского округа город Уфа с заявлением от 30.05.2014 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:010374:151 (т.2 л.д.94). В письме общество ссылалось на принадлежность ему на праве собственности нежилых помещений общей площадью 219,9 кв.м., с кадастровым номером 02:55:010374:171, расположенных в здании по адресу: г. Уфа, Ленинский район, ул. Благоварская, 4, которое в свою очередь расположено на земельных участках с кадастровыми номерами 02:55:010374:151 и 02:55:010374:21.
Письмом от 24.06.2014 N 13523 Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан сообщило заявителю о невозможности предоставления земельного участка в собственность по причине его резервирования в соответствии с решением Совета городского округа города Уфа от 23 декабря 2010 года N 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд".
Ссылаясь на наличие предусмотренного статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации права собственника зданий и сооружений на приобретение занятого строениями земельного участка в собственность и нарушение такого права принятием решений об отказе в предоставлении земельного участка, выраженных письмами МЗИО от 27.12.2013 и Администрации от 24.06.2014, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность собственнику распложенных на нем нежилых помещений ООО "Уралстройпромкомплект-Н", предусмотренных пунктом 8 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации. Суд признал, что указание о резервировании для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером 02:55:010374:151 в приложении N 2 к решению Совета городского округа города Уфа от 23 декабря 2010 года N 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" (в редакции решения Совета городского округа города Уфа N 16/10 от 18.12.2013), не препятствует приобретению земельного участка в собственность, поскольку оно отсутствовало на момент первоначального обращения с заявлением о выкупе земельного участка. Кроме того, резервирование земельного участка с целью размещения объекта социального назначения - образовательная школа не подтверждено предоставлением генерального плана или иной градостроительной документации.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При исследовании вопроса о наличии нарушений права ООО "Уралстройпромкомплект-Н" на предоставление в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:010374:151, производных от наличия такого права, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пункт 3 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В постановлении от 20.07.2004 N 3934/04 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при анализе положений статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации разъяснил, что если земельный участок неделим, а находящееся на нем здание принадлежит нескольким собственникам, то обязательным условием приобретения каждым из них права на землю является их совместное обращение с соответствующим заявлением. В случае, если один из собственников помещений в здании обращается с заявлением об оформлении прав на земельный участок единолично, оснований для удовлетворения такого требования не имеется.
Совокупность имеющихся в материалах дела доказательств позволяет сделать вывод о принадлежности ООО "Уралстройпромкомплект-Н" лишь части нежилых помещений в здании (литера Ж1), что прямо следует из содержания заявления общества в Администрацию и описания объекта в свидетельстве о государственной регистрации права собственности. Аналогичные сведения о том, что нежилое помещение площадью 219,9 кв.м является пристроенным помещением и расположено в здании с кадастровым номером 02:55:010374:166 площадью 555 кв.м. следуют из кадастровых паспортов помещения и здания, а также письменных пояснений заявителя от 18.12.2014 (т.2 л.д. 69, 86, 92)
Таким образом, ООО "Уралстройпромкомплект-Н" не обладает правом на единоличное приобретение земельного участка на основании заявлений поданных в МЗИО от 28.08.2013 и Администрацию 30.05.2014.
Следует отметить, что материалы дела не содержат доказательств, позволяющих установить отсутствие в пределах земельного участка с кадастровым номером 02:55:010374:151 иных объектов недвижимого имущества, собственником которых заявитель не является.
В соответствии с правовым подходом, сформулированном в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 4275/11, если все собственники расположенных на одном земельном участке объектов недвижимости не договорились о приобретении неделимого или не разделенного ими земельного участка в собственность, то они могут претендовать на его приобретение только в аренду, что следует из положений пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации о необходимости обращения в уполномоченный на распоряжение землей орган публичной власти с совместным заявлением.
Резолютивная часть обжалуемого решения суда первой инстанции, в соответствии с которой на Администрацию возложена обязанность направить обществу проект договора купли-продажи земельного участка, свидетельствует об определении вида права в отношении земельный участок. Между тем, приведенные выше положения статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а также статья 244 Гражданского кодекса Российской Федерации предполагают выражение соответствующего волеизъявления всеми собственниками нежилых помещений в здании, которое расположено на испрашиваемом земельном участке.
При изложенных обстоятельствах обществом "Уралстройпромкомплект-Н" не подтверждено наличие права на приобретение испрашиваемого земельного участка в собственность. Следовательно, в рассматриваемом случае отсутствует совокупность условий, необходимых для признания незаконным оспариваемого решения заинтересованного лица, что исключает удовлетворение заявленных требований.
Выводы суда первой инстанции о несоответствии обжалуемых отказов закону также следует признать ошибочными.
Статья 28 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Аналогичные положения о том, что отчуждению не подлежат земельные участки, находящиеся в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, содержатся в статье 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Согласно статье 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов. Резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов допускается на срок до двадцати лет.
Решением городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23 декабря 2010 года N 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" на срок до 01 января 2015 года были зарезервированы полностью или частично земельные участки согласно приложению N 2.
Впоследствии, решением совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22 октября 2012 года N 10/12 в решение от 23 декабря 2010 года N 32/15 были внесены изменения и утвержден новый перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Согласно приложению N 2 к названному решению, земельный участок с кадастровым номером 02:55:010374:151 вошел в состав резервируемых земельных участков в связи с разработкой проекта планировки жилого района Нижегородка в Ленинском и Советском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Сведения о частичном резервировании земельного участка с кадастровым номером 02:55:010374:151 с целью размещения объекта социального назначения - общеобразовательной школы, с приложением выкопировки из приложения N 1 к вышеназванному решению приведены в сообщении Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа от 16.04.2014 (т. 1 л.д. 52).
Исключая распространение названного акта о резервировании на отношения по приобретению испрашиваемого земельного участка, суд первой инстанции исходил из первоначального обращения общества "Уралстройпромкомплект-Н" за выкупом земельного участка в 2011 году. Однако, такой вывод не основан на доказательствах.
В материалах дела не имеется соответствующего обращения общества. Напротив, сообщение МЗИО от 27.06.2014 в ответ на обращение о предоставлении копии вышеназванных обращений и ответов на них свидетельствует об отсутствии информации об обращении ООО "Уралстройпромкомплект-Н" (т. 1 л.д. 81).
Ссылка МЗИО в письме N РЯ-14/26716 от 27.12.2013 на наличие поступивших в декабре 2011 года обращений не конкретизирована указанием на наличие обращение общества "Уралстройпромкомплект-Н" и кадастровый номер испрашиваемого земельного участка (т. 1 л.д. 18). Указание ООО "Уралстройпромкомплект-Н" в числе лиц, которым адресовано названное письмо, не может свидетельствовать о наличии обращения названного общества с заявлением в 2011 году, поскольку письмо N РЯ-14/26716 от 27.12.2013 представляло собой ответ на обращение (в том числе заявителя) о разъяснении цены выкупа земельных участков N 12/1 от 11.12.2013 (т. 1 л.д. 20).
Следует учесть, что обращение общества о приобретении земельного участка с кадастровым номером 02:55:010374:151 в 2011 году исключается постановкой указанного земельного участка на кадастровый учет 22.03.2012.
Кроме того, судом первой инстанции не учтены положения пункта 1 статьи 198 и пункта 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми проверка соответствия закону ненормативного акта осуществляется на момент его издания (27.12.2013 и 24.06.2014 исходя из требований заявителя, то есть после принятия решения о резервировании земельного участка).
Принимая во внимание изложенное, принятое судом первой инстанции решение подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов изложенных в решении обстоятельствам дела (пункты 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), с принятием судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Уралстройпромкомплект-Н" требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом первой инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Взыскание с ООО "Уралстройпромкомплект-Н" государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции по жалобе ответчика, освобожденного от уплаты государственной пошлины, не производится (пункт 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 46 от 11.07.2014 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах").
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.10.2014 по делу N А07-3712/2014 отменить.
В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Уралстройпромкомплект-Н" требований - отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-3712/2014
Истец: ООО "Уралстройпромкомплект-Н"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: Администрация ГО г. Уфа РБ, ООО "ПРОМСТРОЙКОМПЛЕКТ", Управление по земельным ресурсам администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрация городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, МИНИСТЕРСТВО ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН