Екатеринбург |
|
02 ноября 2011 г. |
N Ф09-6660/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Васильченко Н. С.,
судей Пановой Л.А., Гайдука А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования городского округа "Город Березники" в лице Финансового управления Администрации г. Березники (ИНН: 5911000572, далее - муниципальное образование "Город Березники" в лице Финансового управления) на решение Арбитражного суда Пермского края от 12.04.2011 по делу N А50-18165/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Новая городская инфраструктура Прикамья" (ОГРН: 1035900082206, ИНН: 5902817382, далее - общество "НОВОГОР-Прикамье") - Турлак И.С. (доверенность от 22.08.201 серии 59АА N 0360120).
Общество "НОВОГОР-Прикамье" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к муниципальному образованию городского округа "Город Березники" о взыскании 703 331 руб. 18 коп., составляющих стоимость поставленной в период с декабря 2007 года по март 2008 года тепловой энергии.
Определением суда от 23.11.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены администрация г. Березники Пермского края, финансовое управление администрации г. Березники (далее - финансовое управление), общество с ограниченной ответственностью "Резерв" (ОГРН: 1065911039127, ИНН: 5911050372, далее - общество "Резерв").
В судебном заседании 22.12.2010 судом удовлетворено ходатайство истца об уточнении наименования ответчика - муниципальное образование городского округа "Город Березники" в лице Финансового управления Администрации города Березники.
Определением суда от 22.12.2010 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Пермский край в лице агентства по управлению имуществом Пермского края (ОГРН: 1055900361835, ИНН: 5902293192, далее - агентства по управлению имуществом), общество "Резерв".
Определением суда от 20.01.20111 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное краевое учреждение "Имущественное казначейство Пермского края" (далее - учреждение "Имущественное казначейство Пермского края"), Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края.
Истец в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил исковые требования и просил взыскать с муниципального образования "Город Березники" в лице Финансового управления за счет казны Муниципального образования городского округа "Город Березники" 190 554 руб. 11 коп. задолженности за поставленную тепловую энергию в период с даты получения квартир муниципальным образованием по 03.02.2008; с общества "Резерв" 214 234 руб. 56 коп. задолженности за поставленную тепловую энергию в период с 04.02.2008 по 31.03.2008; с учреждения "Имущественное казначейство Пермского края" 21 042 руб. 67 коп. задолженности за поставленную тепловую энергию за период с 06.03.2008 по 31.03.2008.
Определением суда от 17.02.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное краевое учреждение "Управление капитального строительства Пермского края" (далее - учреждение "Управление капитального строительства Пермского края").
В судебном заседании 12.04.2011 общество "НОВОГОР-Прикамье" в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказалось от исковых требований к ответчику - Пермскому краю в лице агентства по управлению имуществом Пермского края.
Решением суда от 12.04.2011 (судья Яринский С.А.) принят отказ от иска в части требований к Пермскому краю в лице агентства по управлению имуществом Пермского края, производство по делу в указанной части прекращено. Исковые требования удовлетворены: с муниципального образования "Город Березники" в лице Финансового управления за счет казны муниципального образования городского округа "Город Березники" в пользу общества "НОВОГОР-Прикамье" взысканы 190 554 руб. 11 коп. задолженности, 5 160 руб. 26 коп. в возмещение расходов по уплате госпошлины по иску. С общества "Резерв" в пользу общества "НОВОГОР-Прикамье" взысканы 214 234 руб. 56 коп. задолженности, 5 793 руб. 77 коп. в возмещение расходов по уплате госпошлины по иску. С учреждения "Имущественное казначейство Пермского края" в пользу общества "НОВОГОР-Прикамье" взысканы 21 042 руб. 67 коп. задолженности, 564 руб. 40 коп. в возмещение расходов по уплате госпошлины по иску.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2011 (судьи Дружинина Л.В., Рубцова Л.В., Масальская Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе муниципальное образование "Город Березники в лице Финансового управления просит судебные акты отменить в части взыскания с него задолженности и расходов по уплате госпошлины, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное толкование и применение ст. 210, 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации. Заявитель указывает, что обязанность по внесению платы за теплоснабжение возникла у муниципального образования "Город Березники в лице Финансового управления с момента государственной регистрации права муниципальной собственности и исполнена им путем перечисления денежных средств на счет общества "Резерв".
Как установлено судом, на основании муниципального контракта, заключенного 22.10.2007 между администрацией г. Березники (инвестор) и государственным унитарным предприятием "Управление капитального строительства Пермского края" (застройщик), последним осуществлено строительство жилых домов в Правобережном районе г. Березники.
Жилые дома завершены строительством в период с 28.11.2007 по 28.12.2007, что подтверждается разрешениями на ввод объектов в эксплуатацию.
По актам приема-передачи в период с 29.11.2007 по 17.12.2007 застройщик передал администрации г. Березники (инвестор) квартиры, расположенные по адресам:
ул. Прикамская, 2 - квартиры N 1, 2, 3, 4;
ул. Прикамская, 4 - квартиры N 1, 2, 3, 4;
ул. Прикамская, 6 - квартиры N 1, 2, 3, 4;
ул. Прикамская, 8 - квартиры N 1, 2, 3, 4;
ул. Прикамская, 10 - квартиры N 1 2, 3, 4;
ул. Ивана Дощенникова, 15 - квартиры N 1, 2, 3, 4;
ул. Ивана Дощенникова, 17 - квартиры N 1, 2, 3,4;
ул. Ивана Дощенникова, 10 - квартиры N 1, 2, 3, 4;
ул. Ивана Дощенникова, 21 - квартиры N 1, 2, 3;
ул. Ивана Дощенникова, 23 - квартиры N 1, 2; 3;
ул. Ивана Дощенникова, 25 - квартиры N 1, 2, 3, 4, 5;
ул. Ивана Дощенникова, 27 - квартиры N 1, 2, 3, 4, 5;
ул. Ивана Дощенникова, 29 - квартиры N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
ул. Строителей, 18 - квартиры N 1, 2, 3;
ул. Строителей, 22 - квартиры N 1, 2, 3;
ул. Строителей, 26 - квартиры N 1, 2, 3, 4;
ул. Строителей, 32 - квартиры N 1, 2, 3, 4, 5.
В период с 01 по 05 февраля 2008 года произведена государственная регистрация права собственности на указанные квартиры за муниципальным образованием "Город Березники", что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права.
В соответствии с договором управления многоквартирным домом N 10-04-06/1, заключенным 04.02.2008 между обществом "Резерв" (управляющая организация) и администрацией города Березники (собственник), жилыми домами, расположенными по адресам: г. Березники, ул. Прикамская, д. 2, 4, 6, 8, 10; ул. Ивана Дощенникова, д. 15, 17, 19, 21, 23, 25, 27, 29; ул. Строителей, д. 18, 22, 26, 32 управляло общество "Резерв".
28.02.2008 произведена регистрация права собственности Пермского края на квартиры, расположенные по адресам:
ул. Ивана Дощенникова, 21 - квартира N 4;
ул. Ивана Дощенникова, 23 - квартира 4;
ул. Строителей, 18 - квартира N 4;
ул. Строителей, 20- квартиры N 1, 2, 3, 4;
ул. Строителей, 22 - квартиры N 1, 2, 3, 4;
ул. Строителей, 24 - квартиры N 1, 2, 3, 4;
ул. Строителей, 28 - квартиры N 1, 2, 3, 4, 5;
ул. Строителей, 30 - квартиры N 1, 2, 3, 4, 5.
В соответствии с приказом агентства по управлению имуществом Пермского края от 06.03.2008 N 213 указанное имущество закреплено на праве оперативного управления за учреждением "Имущественное казначейство Пермского края".
По актам приема-передачи от 06.03.2008 указанные квартиры переданы государственным унитарным предприятием "Управление капитального строительства" учреждению "Имущественное казначейство Пермского края".
В период с декабря 2007 года по март 2008 года общество "НОВОГОР-Прикамье", являясь теплоснабжающей организацией на территории г. Березники, в отсутствие договоров с ответчиками поставляло тепловую энергию в целях отопления в жилые дома, расположенные по адресам: г. Березники, ул. Строителей, д. 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32, 18; ул. Прикамская, д. 2, 4, 6, 8, 10; ул. Ивана Дощенникова, д. 15, 17, 19, 21, 23, 25, 27, 29.
Факт теплоснабжения жилых домов ответчиками не оспаривается.
Неисполнение ответчиками обязанности по оплате поставленной тепловой энергии послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском.
Исковые требования в части взыскания задолженности с общества "Резерв" и учреждения "Имущественное казначейство Пермского края", судом первой инстанции признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу ст. 36, 153-155, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1, 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Прекращая производство в части взыскания задолженности по оплате стоимости тепловой энергии с Пермского края в лице агентства по управлению имуществом Пермского края, суд первой инстанции, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из отказа истца от иска в указанной части.
Решение суда в указанной части не обжаловано.
Исковые требования в отношении муниципального образования "Город Березники" в лице Финансового управления судом первой инстанции удовлетворены, исходя из того, что указанное лицо стало фактическим владельцем квартир, следовательно, абонентом энергоснабжающей организации, с момента подписания актов приема-передачи квартир, а не с момента государственной регистрации права муниципальной собственности.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
В силу ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 3 Информационного письма от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", отсутствие договорных отношений с организацией, электропотребляющие установки которой присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии.
Таким образом, для возникновения обязанности по оплате поставленной тепловой энергии необходимо наличие статуса абонента, то есть лица, владеющего на законном основании энергопринимающими устройствами, присоединенными к сетям энергоснабжающей организации.
В соответствии с п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Объем потребленных ресурсов в связи с отсутствием средств измерения определен исходя из нормативов потребления, утвержденных Постановлениями Главы г. Березники от 29.12.2006 N 1759, от 26.12.2007 N 2355,
Стоимость поставленной тепловой энергии рассчитана истцом на основании тарифов, утвержденных Постановлениями региональной энергетической комиссии Пермского края от 29.11.2006 N 249-т, от 07.12.2007 N 276-т.
Суды пришли к правильному выводу о том, что обязанность по оплате истцу стоимости поставленной тепловой энергии возникла у муниципального образования городского округа "Город Березники" с момента передачи ему квартир по актам приема-передачи.
При этом судами обоснованно отклонены доводы ответчика о том, что муниципальное образование городского округа "Город Березники" должно оплачивать стоимость тепловой энергии только с момента государственной регистрации права собственности на квартиры.
Доказательств оплаты стоимости тепловой энергии ответчиком не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, а также руководствуясь ст. 125, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, Положением о Финансовом управлении администрации города Березники, утвержденным Решением Березниковской городской Думы от 30.01.2007 N 252, п. 45 ст. 15 Положения о бюджетном процессе города Березники, утвержденного Решением Березниковской городской Думы от 30.10.2007 N 356, суды правомерно взыскали 190 554 руб. 11 коп. задолженности с муниципального образования "Город Березники" в лице Финансового управления за счет казны муниципального образования городского округа "Город Березники".
Довод заявителя жалобы о том, что обязанность по оплате поставленной тепловой энергии должна быть возложена на граждан, проживающих в спорных многоквартирных домах, в связи с заключением договоров социального найма, судом кассационной инстанции отклоняется. Так, судом апелляционной инстанции верно указано, что в материалах дела отсутствуют заключенные в установленном порядке договоры социального найма (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что на момент передачи в течение декабря 2007 года квартир гражданам по актам передачи, право собственности за муниципальным образованием городского округа "Город Березники" зарегистрировано в установленном порядке не было, соответственно, правовых оснований (титульного владения) для отнесения на граждан в спорном периоде расходов на содержание имущества, по оплате коммунальных услуг, не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Пермского края от 12.04.2011 по делу N А50-18165/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального образования городского округа "Город Березники" в лице Финансового управления Администрации г. Березники - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.С. Васильченко |
Судьи |
Л.А. Панова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Объем потребленных ресурсов в связи с отсутствием средств измерения определен исходя из нормативов потребления, утвержденных Постановлениями Главы г. Березники от 29.12.2006 N 1759, от 26.12.2007 N 2355,
Стоимость поставленной тепловой энергии рассчитана истцом на основании тарифов, утвержденных Постановлениями региональной энергетической комиссии Пермского края от 29.11.2006 N 249-т, от 07.12.2007 N 276-т.
...
Доказательств оплаты стоимости тепловой энергии ответчиком не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, а также руководствуясь ст. 125, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, Положением о Финансовом управлении администрации города Березники, утвержденным Решением Березниковской городской Думы от 30.01.2007 N 252, п. 45 ст. 15 Положения о бюджетном процессе города Березники, утвержденного Решением Березниковской городской Думы от 30.10.2007 N 356, суды правомерно взыскали 190 554 руб. 11 коп. задолженности с муниципального образования "Город Березники" в лице Финансового управления за счет казны муниципального образования городского округа "Город Березники"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 ноября 2011 г. N Ф09-6660/11 по делу N А50-18165/2010