г. Пермь
30 июня 2011 г. |
Дело N А50-18165/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июня 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Дружининой Л. В.
судей Рубцовой Л. В., Масальской Н. Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Андреевской Е. И.
при участии:
от истца, ООО "НОВОГОР-Прикамье" (ОГРН 1035900082206, ИНН 5902817382) - Турлак И. С., паспорт, доверенность от 29.06.2010 г..;
от ответчиков, Муниципального образования городского округа "Город Березники" в лице Финансового управления Администрации города Березники - Послухмянцев А. В., паспорт, доверенность от 05.04.2011 г..;
от Пермского края в лице Агентства по управлению имуществом Пермского края; ООО "Резерв", ГКУ "Имущественное казначейство Пермского края" - не явились;
от третьих лиц, Администрации города Березники Пермского края, Управления по распоряжению муниципальной собственностью администрации города Березники, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, ГКУ "Управление капитального строительства Пермского края" - не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Муниципального образования городского округа "Город Березники" в лице Финансового управления Администрации города Березники
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 12 апреля 2011 года
по делу N А50-18165/2010,
принятое судьёй С. А. Яринским
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Новая городская инфраструктура Прикамья"
к Муниципальному образованию городского округа "Город Березники" в лице Финансового управления Администрации города Березники, Пермскому краю в лице Агентства по управлению имуществом Пермского края, Обществу с ограниченной ответственностью "Резерв", Государственному краевому учреждению "Имущественное казначейство Пермского края"
третьи лица: Администрация города Березники Пермского края, Управление по распоряжению муниципальной собственностью администрации города Березники, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Государственное краевое учреждение "Управление капитального строительства Пермского края"
о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Новая городская инфраструктура Прикамья" (далее - ООО "НОВОГОР-Прикамье", истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Муниципальному образованию городского округа "Город Березники" о взыскании 703 331 руб. 18 коп. поставленной в период с декабря 2007 г.. по март 2008 г.. тепловой энергии на основании статей 307, 309, 310, 454, 486, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) (т.1, л.д.3-5).
Определением Арбитражного суда Пермского края от 23.11.2010 г.. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ0 привлечены Администрация города Березники Пермского края, Финансовое управление Администрации города Березники, Общество с ограниченной ответственностью "Резерв" (т.3, л.д.106-107),
В судебном заседании 22.12.2010 г.. судом первой инстанции удовлетворено ходатайство истца (т.3, л.д.109-112).об уточнении наименования ответчика - Муниципальное образование городского округа "Город Березники" в лице Финансового управления администрации города Березники (т.3, л.д.149-150).
Определением Арбитражного суда Пермского края от 22.12.2010 г.. на основании ч. 5 ст. 46 АПК РФ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Пермский край в лице Агентства по управлению имуществом Пермского края, Общество с ограниченной ответственностью "Резерв" (т.3 л.д.151-154).
В судебном заседании 21.01.2011 г.. судом первой инстанции в соответствии со ст. 49 АПК РФ удовлетворено ходатайство об уточнении исковых требований (т.4, л.д.52), в соответствии с которым истец просит взыскать с Муниципального образования городского округа "Город Березники" в лице Финансового управления Администрации г. Березники за счет казны Муниципального образования городского округа "Город Березники" 190 554 руб. 11 коп. задолженности за поставленную тепловую энергию в период с даты получения квартир Муниципальным образованием по 03.02.2008 г..; с ООО "Резерв" 214 234 руб. 56 коп. задолженности за поставленную тепловую энергию в период с 04.02.2008 г.. по 31.03.2008 г..; с Пермского края в лице Агентства по управлению имуществом Пермского края за счет казны субъекта Российской Федерации Пермский края 112 130 руб. 01 коп. задолженности за поставленную тепловую энергию в период с декабря 2007 г.. по март 2008 г.. (т.4, л.д.106).
Определением Арбитражного суда Пермского края от 20.01.20111г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в соответствии со ст. 51 АПК РФ привлечены ГКУ "Имущественное казначейство Пермского края", Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (т.4, л.д.107-109).
В судебном заседании 17.02.2011 г.. судом первой инстанции в соответствии со ст. 49 АПК РФ удовлетворено ходатайство об уточнении исковых требований (т.4, л.д.131-133), в соответствии с которым истец просит взыскать с Муниципального образования городского округа "Город Березники" в лице Финансового управления Администрации г. Березники за счет казны Муниципального образования городского округа "Город Березники" 190 554 руб. 11 коп. задолженности за поставленную тепловую энергию в период с даты получения квартир Муниципальным образованием по 03.02.2008 г..; с ООО "Резерв" 214 234 руб. 56 коп. задолженности за поставленную тепловую энергию в период с 04.02.2008 г.. по 31.03.2008 г..; с ГКУ "Имущественное казначейство Пермского края" 21 042 руб. 67 коп. задолженности за поставленную тепловую энергию за период с 06.03.2008 г.. по 31.03.2008 г.. (т.4, л.д.155).
Определением Арбитражного суда Пермского края от 17.02.2011 г.. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на основании ст. 51 АПК РФ привлечено ГКУ "Управление капитального строительства Пермского края" (т.4, л.д.156-159).
В судебном заседании 12.04.2011 г.. ООО "НОВОГОР-Прикамье" в соответствии со ст. 49 АПК РФ отказался от исковых требований к ответчику - Пермскому краю в лице Агентства по управлению имуществом Пермского края (т.5, л.д.70).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 12.04.2011 г.. (резолютивная часть от 12.04.2011 г.., судья С. А. Яринский) заявленный отказ от иска в части требований к Пермскому краю в лице Агентства по управлению имуществом Пермского края принят, производство по делу в указанной части прекращено. Исковые требования удовлетворены: с Муниципального образования городского округа "Город Березники" в лице Финансового управления администрации города Березники" за счет казны Муниципального образования городского округа "Город Березники" в пользу ООО "НОВОГОР-Прикамье" взыскано 190 554 руб. 11 коп. задолженности, 5 160 руб. 26 коп. в возмещение расходов по уплате госпошлины по иску. С ООО "Резерв" в пользу ООО "НОВОГОР-Прикамье" взыскано 214 234 руб. 56 коп. задолженности, 5 793 руб. 77 коп. в возмещение расходов по уплате госпошлины по иску. С ГКУ "Имущественное казначейство Пермского края" в пользу ООО "НОВОГОР-Прикамье" взыскано 21 042 руб. 67 коп. задолженности, 564 руб. 40 коп. в возмещение расходов по уплате госпошлины по иску. Истцу из федерального бюджета произведен возврат 5 548 руб. 19 коп. госпошлины по иску (т.5, л.д.73-83).
Ответчик, Муниципальное образование городского округа "Город Березники" в лице Финансового управления Администрации города Березники, с решением суда в части взыскания с него 190 554 руб. 11 коп. задолженности не согласился, представил апелляционную жалобу, в которой просит решение в данной части отменить, принять по делу новый судебный акт.
Считает, что обязанность по оплате поставленной тепловой энергии могла возникнуть у муниципального образования только с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на жилые помещения (01.02.2008 г.. по 05.02.2008 г..). Поскольку квартиры, принадлежащие муниципальному образованию, были переданы по договорам социального найма в период с 15-19 февраля 2008 г.., обязанность по внесению платы за теплоснабжение жилых помещений возникает у граждан, проживающих в жилых домах.
На основании заключенного 04.02.2008 г.. Администрацией города Березники и ООО "Резерв" договора управления многоквартирным домом N 10-04-06/1 ООО "Резерв" выставило муниципальному образованию счет на оплату, в том числе услуг теплоснабжения за период с 04.02.2008 г.. по апрель 2008 г.. на общую сумму 53 755 руб. 00 коп., который был оплачен муниципальным образованием платежным поручением N 77478 от 16.12.2008 г. в полнм объеме. С учетом указанных обстоятельств ответчик полагает, что обязанность по внесению платы с момента государственной регистрации права муниципальной собственности до заключения договоров социального найма с гражданами, а также незанятых площадей муниципальным образованием исполнена в полном объеме.
Ввиду отсутствия договорных отношений с ООО "НОВОГОР-Прикамье" и недоказанности объема оказанных услуг теплоснабжения, исковые требования к Муниципальному образованию городского округа "Город Березники" в лице Финансового управления Администрации города Березники, не подлежали удовлетворению.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал просил решение в обжалуемой части отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Истец, ООО "НОВОГОР-Прикамье", представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал на необоснованность доводов жалобы ответчика.
В судебном заседании представитель истца против доводов жалобы возражал, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчики, ООО "Резерв", ГКУ "Имущественное казначейство Пермского края", третьи лица, Администрация города Березники Пермского края, Управление по распоряжению муниципальной собственностью администрации города Березники, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, ГКУ "Управление капитального строительства Пермского края", отзывов на апелляционную жалобу не представили, в судебное заседание явку представителей не обеспечили.
Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие указанных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, на основании муниципального контракта, заключенного 22.10.2007 г.. Администрацией города Березники (Инвестор) и ГУП "Управление капитального строительства Пермского края" (Застройщик), последним осуществлено строительство жилых домов в Правобережном районе г. Березники (т.1, л.д.51-68).
Жилые дома окончены строительством в период с 28.11.2007 г.. по 28.12.2007 г.., что подтверждается разрешениями на ввод объектов в эксплуатацию (том 2).
По актам приема-передачи в период с 29.11.2007 г.. по 17.12.2007 г.. (т.1, л.д. 140-210) ГУП "Управление капитального строительства Пермского края" (Застройщик) переданы Администрации г. Березники (Инвестор) квартиры, расположенные по адресам:
ул. Прикамская, 2 - квартиры N N 1, 2, 3, 4;
ул. Прикамская, 4 - квартиры N N 1, 2, 3, 4;
ул. Прикамская, 6 - квартиры N N 1, 2, 3, 4;
ул. Прикамская, 8 - квартиры N N 1, 2, 3, 4;
ул. Прикамская, 10 - квартиры N N 1 2, 3, 4;
ул. Ивана Дощенникова, 15 - квартиры N N 1, 2, 3, 4;
ул. Ивана Дощенникова, 17 - квартиры N N 1, 2, 3,4;
ул. Ивана Дощенникова, 10 - квартиры N N 1, 2, 3, 4;
ул. Ивана Дощенникова, 21 - квартиры N N 1, 2, 3;
ул. Ивана Дощенникова, 23 - квартиры N N 1, 2; 3;
ул. Ивана Дощенникова, 25 - квартиры N N 1, 2, 3, 4, 5;
ул. Ивана Дощенникова, 27 - квартиры N N 1, 2, 3, 4, 5;
ул. Ивана Дощенникова, 29 - квартиры N N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
ул. Строителей, 18 - квартиры N N 1, 2, 3;
ул. Строителей, 22 - квартиры N N 1, 2, 3;
ул. Строителей, 26 - квартиры N N 1, 2, 3, 4;
ул. Строителей, 32 - квартиры N N 1, 2, 3, 4, 5.
В период с 01 по 05 февраля 2008 г.. произведена государственная регистрация права собственности на указанные квартиры за Муниципальным образованием "Город Березники", что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права (т.1 л.д.69-139).
В соответствии с договором управления многоквартирным домом N 10-04-06/1 заключенным 04.02.2008 г.. ООО "Резерв" (Управляющая организация) и Администрацией города Березники (Собственник) (т.3, л.д.118-127) жилыми домами, расположенными по адресам: г. Березники, ул. Прикамская, 2, 4, 6, 8, 10; ул. Ивана Дощенникова, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 27, 29; ул. Строителей, 18, 22, 26, 32 управляло ООО "Резерв".
28.02.2008 г.. осуществлена государственная регистрация права собственности Субъекта Российской Федерации - Пермский край на квартиры, расположенные по адресам:
ул. Ивана Дощенникова, 21 - квартира N 4;
ул. Ивана Дощенникова, 23 - квартира 4;
ул. Строителей, 18 - квартира N 4;
ул. Строителей, 20- квартиры N N 1, 2, 3, 4;
ул. Строителей, 22 - квартиры N N 1, 2, 3, 4;
ул. Строителей, 24 - квартиры N N 1, 2, 3, 4;
ул. Строителей, 28 - квартиры N N 1, 2, 3, 4, 5;
ул. Строителей, 30 - квартиры N N 1, 2, 3, 4, 5.
В соответствии с Приказом Агентства по управлению имуществом Пермского края от 06.03.2008 г.. N 213 указанное имущество закреплено на праве оперативного управления за ГКУ "Имущественное казначейство Пермского края" (т.4, л.д.50-51).
По актам приема-передачи от 06.03.2008 г.. указанные квартиры переданы ГУП "Управление капитального строительства" ГКУ "Имущественное казначейство Пермского края" (т.4, л.д. 5-46).
В период с декабря 2007 г.. по март 2008 г.. ООО "НОВОГОР-Прикамье", являясь теплоснабжающей организацией на территории города Березники, в отсутствие договоров с ответчиками поставляло тепловую энергию в целях отопления в жилые дома, расположенные по адресам: г. Березники, ул. Строителей, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32, 18; ул. Прикамская, 2, 4, 6, 8, 10; ул. Ивана Дощенникова, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 27, 29. Факт теплоснабжения жилых домов ответчиками не оспаривается.
Неисполнение ответчиками обязанности по оплате поставленной тепловой энергии послужило истцу основанием для обращения в арбитражный суд с иском о взыскании:
с Муниципального образования городского округа "Город Березники" 190 554 руб. 11 коп. задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной для целей отопления принадлежащих муниципальному образованию квартир за период с момента получения квартир по актам- приема-передачи от ГУП "Управление капитального строительства Пермского края" по 03.02.2008 г..;
с ООО "Резерв" 214 234 руб. 56 коп. задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной для целей отопления квартир, переданных по договору управления многоквартирным домом за период с 04.02.2008 г.. по 31.03.2008 г..;
с ГКУ "Имущественное казначейство Пермского края" 21 042 руб. 67 коп. задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной для целей отопления квартир, переданных ему на праве оперативного управления за период с 06.03.2008 г.. по 31.03.2008 г..
Удовлетворяя требования в части взыскания задолженности с ООО "Резерв" и ГКУ "Имущественное казначейство Пермского края", суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 36, 153-155, 162 ЖК РФ, п.п. 1, 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г.. N 307, установил обязанность ООО "Резерв", выступающего в качестве управляющей организацией многоквартирными домами в период с 04.02.2008 г.. по 31.03.2008 г.., по оплате потребленного энергоресурса, а также обязанность ГКУ "Имущественное казначейство Пермского края" по оплате ООО "НОВОГОР-Прикамье" стоимости тепловой энергии, поставленной в период с 06.03.2008 г.. по 31.08.2008 г.. для целей отопления квартир, переданных ГКУ "Имущественное казначейство Пермского края" на праве оперативного управления.
Выводы суда в указанной части сторонами не оспариваются в связи с чем предметом пересмотра суда апелляционной инстанции не являются.
Прекращая производство в части взыскания задолженности по оплате стоимости тепловой энергии с Пермского края в лице Агентства по управлению имуществом Пермского края, суд первой инстанции, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, исходил из отказа истца от иска в указанной части.
Выводы суда в части прекращения производства по делу соответствуют требованиям норм процессуального права (ст.ст. 49, 150 АПК РФ), сторонами не оспариваются, в связи с чем судом апелляционной инстанции не пересматриваются.
Удовлетворяя исковые требования в части взыскания с Муниципального образования городского округа "Город Березники" 190 554 руб. 11 коп. задолженности по оплате поставленной тепловой энергии, суд первой инстанции исходил из того, что указанное лица стало фактическим владельцем квартир, а следовательно, абонентом энергоснабжающей организации, с момента подписания актов приема-передачи квартир, а не с момента государственной регистрации права муниципальной собственности.
Исследовав материалы дела в обжалуемой части, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей сторон в судебном заседании, арбитражный суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не установил.
Судом первой инстанции установлено и не оспорено сторонами, что в спорный период договор теплоснабжения в установленном порядке между ООО "НОВОГОР-Прикамье" и Муниципальным образованием городского округа "Город Березники" заключен не был. Вместе с тем, исходя из фактически сложившихся отношений к отношениям сторон подлежат применению нормы параграфа 6 главы 30 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
По смыслу пункта 2 статьи 539 ГК РФ абонентом по договору энергоснабжения является лицо, в наличии которого имеются отвечающие установленным техническим требованиям энергопринимающие устройства, присоединенные к сетям энергоснабжающей организации, и другое необходимое оборудование.
В связи с этим, при доказанности факта принятой ответчиком как абонентом энергии у него возникает обязанность по ее оплате.
Согласно разъяснениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 3 Информационного письма от 17.02.1998 г. N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", отсутствие договорных отношений с организацией, электропотребляющие установки которой присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 ГК РФ). В силу статьи 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Вопреки доводам жалобы ответчика отсутствие договора на теплоснабжение не освобождает ответчика от обязанности оплатить фактически поданную энергоснабжающей организацией через присоединенную сеть тепловую энергию (п. 3 ст. 438, 539, 544, 548 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления
Следовательно, при отсутствии средств измерения, предусмотренных Правилами N Вк-4936, объем отпущенной тепловой энергии должен определяться на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов.
С учетом изложенного, довод жалобы об отсутствии документального подтверждения объемов потребления тепловой энергии противоречит правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.11.2010 N 6530/10.
Поскольку доказательств допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии энергоснабжающей организацией в порядке, установленном Правилами учета тепловой энергии, не представлено, предприятие правомерно учитывало объем потребленных ресурсов исходя из нормативов потребления, утвержденных Приостановлениями Главы г. Березники от 29.12.2006 г.. N 1759, от 26.12.2007 г.. N 2355).
Стоимость поставленной тепловой энергии обоснованно рассчитана истцом на основании тарифов, утвержденных Постановлениями региональной энергетической комиссии Пермского края от 29.11.2006 г.. N 249-т, от 07.12.2007 г.. N 276-т.
Доводы жалобы о том, что Муниципальное образование городского округа "Город Березники" должно оплачивать стоимость тепловой энергии только с момента государственной регистрации права собственности на квартиры, судом апелляционной инстанции не принимается.
В силу статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, являются муниципальной собственностью.
Статья 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к ведению органов местного самоуправления относит вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, организация в границах поселения электро-, газо- и водоснабжение населения.
В силу статьи 210 ГК РФ бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, несет собственник имущества.
Вместе с тем, правовым основанием для взыскания стоимости поставленной тепловой энергией являются нормы статей 539, 544 ГК РФ, на основании которых истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Для возникновения обязанности по оплате поставленной тепловой энергии в соответствии со ст.ст. 539, 544 ГК РФ необходимо наличие статуса абонента, т.е. лица, владеющего на законном основании энергопринимающими устройствами, присоединенными к сетям энергоснабжающей организации.
Поскольку фактическая передача ГУП "Управление капитального строительства" в муниципальную собственность (в эксплуатацию Администрации г. Березники) указанных жилых домов состоялась в период с 29.11.2007 г.. по 17.12.2007 г.., о чем составлены соответствующие акты приема-передачи квартир, следовательно, с момента передачи таких объектов в муниципальную собственность, обязанность по оплате поставленной тепловой энергии возникла у Муниципального образования городского округа "Город Березники".
Доказательств того, что фактическую эксплуатацию тепловых сетей, по которым в рассматриваемый период производилась истцом подача тепловой энергии, осуществляло иное лицо, материалы дела не содержат.
Довод ответчика о том, что с момента заключения договоров социального найма (15-19 февраля 2008 г.) обязанность по внесению платы за теплоснабжение возникла у граждан, проживающих в спорных многоквартирных домах, судом апелляционной инстанции отклоняется.
В подтверждение факта передачи помещений гражданам по договору социального найма, в материалах дела имеются акты передачи жилых помещений квартиры (т.4, л.д. 70-82).
В соответствии с п. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного пользования (п. 1 ст. 63 ЖК РФ).
Поскольку в материалах дела отсутствуют заключенные в установленном порядке договоры социального найма, правовых оснований считать обязательства по оплате тепловой энергии возникшими у граждан, не имеется.
Кроме того, права владения, пользования и распоряжения имуществом в соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ принадлежат собственнику.
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (статья 219 ГК РФ), в связи с чем именно с этого момента у владельца недвижимого имущества возникает право распоряжения таким имуществом.
Из материалов дела следует, что на момент передачи в течение декабря 2007 г. квартир гражданам по актам передачи, право собственности за муниципальным образованием городского округа "Город Березники" зарегистрировано в установленном порядке не было, соответственно, в правовых оснований (титульного владения) для отнесения на граждан в спорном периоде расходов на содержание имущества, по оплате коммунальных услуг, не имелось.
Таким образом, довод ответчика о том, что потребленную теплоэнергию в полном объеме должны оплачивать жильцы квартир, судом первой инстанции обоснованно не принят во внимание.
Ссылка ответчика на перечисление муниципальным образованием платежным поручением N 77478 от 16.12.2008 г.. денежных средств в размере 53 755 руб. 00 коп. на основании выставленного муниципальному образованию счет на оплату за период с 04.02.2088г. по апрель 2008 г.., основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции не является, поскольку платеж к спорному периоду поставки тепловой энергии не относится.
Ввиду отсутствия доказательств оплаты стоимости тепловой энергии (ст. 65 АПК РФ), требования истца о взыскании 190 554 руб. 11 коп. правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
В соответствии с п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статьей 125 настоящего Кодекса (п. 2 ст. 215 ГК РФ).
Согласно Положению о Финансовом управлении администрации города Березники, утвержденному Решением Березниковской городской Думы от 30.01.2007 г.. N 252 Финансовое управление администрации города Березники осуществляет управление в сфере финансов и налоговой политик, бюджетного процесса в городе Березники, осуществляет казначейское исполнение бюджета города, утверждает лимиты бюджетных обязательств, осуществляет управление операциями со средствами на едином счете бюджета города, ведет учет по кассовому исполнению бюджета города, ведет учет бюджетных обязательств, организует и контролирует работы по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета города.
Пунктом 45 ст. 15 Положения о бюджетном процессе города Березники, утвержденного Решением Березниковской городской Думы от 30.10.2007 г.. N 356 на Финансовое управление администрации города Березники возложено исполнение судебных актов по искам к муниципальному образованию.
Поскольку закон не содержит норм, запрещающих исполнительно-распорядительному органу местного самоуправления представительствовать от имени муниципального образования в арбитражном суде по спорам, возникшим вследствие ненадлежащего исполнения муниципальным образованием как собственником имущества возложенных на него законом обязательств, привлечение судом первой инстанции к участию в деле в качестве ответчика муниципального образования в лице Финансового управления администрации города Березники является правомерным.
Также судом первой инстанции верно отмечено со ссылкой на ст. 125 215 ГК РФ, что при рассмотрении спора в суде по иску к муниципальному образованию, представляющие его органы местного самоуправления не являются самостоятельными сторонами по делу и осуществляют функции судебного представительства. Исполнение судебного акта, по которому долг взыскан за счет казны публично-правового образования производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ независимо от того, в чьем лице участвовало публично-правовое образование при рассмотрении дела в суде.
В соответствии с п. 3 ст. 215 ГК РФ средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
В связи с этим, долг правомерно взыскан за счет казны муниципального образования.
С учетом изложенного, решение суда от 12.04.2011 г.. в обжалуемой части является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьёй 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной интенции не установлен. Апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
В силу пп. 1.1. п.1 ст. 333.37 Налогового кодека Российской Федерации Муниципальное образование городского округа "Город Березники" в лице Финансового управления Администрации города Березники освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 12.04.2011 г.. по делу N А50-18165/2010 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.В.Дружинина |
Судьи |
Л.В.Рубцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-18165/2010
Истец: ООО "Новогор-Прикамье"
Ответчик: ГКУ "Имущественное казначейство Пермского края", МО городского округа "Город Березники", ООО "Резерв", Пермский край в лице в лице Агентства по управлению имуществом Пермского края, Финансовое управление администрации г. Березники
Третье лицо: Администрация г. Березники Пермского края, ГУП "Управление капитального строительства Пермского края", Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Управление по распоряжению муниципальной собственностью Администрации г. Березники Пермского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю