Екатеринбург |
|
15 ноября 2011 г. |
N Ф09-7295/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Василенко С.Н., Кангина А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики (ИНН 1831078833, ОГРН 1021801153010; далее - учреждение, фонд) от 13.05.2011 по делу N А71-1541/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Управление специального строительства по территории N 8 при Федеральном агентстве специального строительства" (ИНН 1835038790, ОГРН 1021801655523; далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным решения учреждения от 20.12.2010 N 155 о зачёте сумм излишне уплаченных взносов, пеней, штрафов.
Решением суда от 13.05.2011 (судья Зорина Н.Г.) заявленные требования удовлетворены. Решение учреждения от 20.12.2010 N 155 признано незаконным. На учреждение возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов предприятия путём принятия решения по заявлению о возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 5 882 руб. 52 коп.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2011 (судьи Борзенкова И.В., Голубцов В.Г., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, нарушение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 12.10.2010 предприятие обратилось к учреждению с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направленных на выплату накопительной части трудовой пенсии, в сумме 75 857 руб. 73 коп.
Решением от 26.10.2010 фондом отказано в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов в сумме 75 857 руб. 73 коп., в связи с наличием задолженности по пеням за 2005 г.
Предприятием 20.12.2010 в адрес учреждения повторно направлено заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов в сумме 75 857 руб. 73 коп.
Решением учреждения от 20.12.2010 N 415 предприятию возвращена сумма излишне уплаченных страховых взносов в сумме 69 975,21 руб. и решением N 155 произведен зачет сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 5882,52 руб. в счет задолженности по уплате пени по требованию N 221 по состоянию на 21.12.2005.
Посчитав названные действия учреждения незаконными, предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные названным Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Согласно ч. 8 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию
в случаях, предусмотренных названным Федеральным законом, производится органами контроля за уплатой страховых взносов самостоятельно.
В случае, предусмотренном ч. 8 названной статьи, решение о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты страховых взносов, или со дня подписания органом контроля
за уплатой страховых взносов и плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась, или со дня вступления в силу решения суда (ч. 9 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления.
В соответствии с ч. 12 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности.
Часть 3 ст. 60 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусматривает, что суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31.12.2009 включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном ст. 26, 27 названного закона.
Как следует из материалов дела, факт излишней уплаты страховых взносов в сумме 75 857 руб. 73 коп. учреждением не оспаривается. На основании решения от 20.12.2010 N 155 фондом произведен зачет переплаты в счет имеющейся задолженности по пеням по страховым взносам по страховой части трудовой пенсии в сумме 5 882 руб. 52 коп. (требование по состоянию на 21.12.2005 N 221 об уплате недоимки по страховым взносам и пени по страховой части трудовой пенсии в срок до 05.01.2006).
Из данного требования следует, что пени начислены на задолженность по страховым взносам по страховой части трудовой пенсии за 9 месяцев 2005 г.
Судом апелляционной инстанции установлено, что при принятии решения о зачете, фондом не учтены положения ч. 1 ст. 60 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, согласно которому недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31.12.2009 включительно, и задолженность по соответствующим пеням и штрафам исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного Федерального закона.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 15.01.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.01.2001 N 167-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в отношении юридических лиц осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном ст. 25.1 названного закона.
В силу ст. 25.1 Федерального закона от 15.01.2001 N 167-ФЗ до принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В случае, если страхователь добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в размере и срок, которые указаны в требовании об их уплате, соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов принимается руководителем (его заместителем) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации после истечения срока исполнения требования об их уплате. Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Принудительное исполнение решения о взыскании недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов производится в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Последовательность действий территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации при осуществлении взыскания в судебном порядке данным законом не урегулирована, поэтому в силу ст. 2 Федерального закона от 15.01.2001 N 167-ФЗ подлежат применению нормы налогового законодательства.
Положения действующего налогового законодательства не допускают возможности проведения зачета излишне уплаченного (взысканного) налога в счет погашения недоимки, по которой сроки на принудительное взыскание, установленные ст. 46 - 48, 69, 70 и 78 Налогового кодекса Российской Федерации, истекли.
При определении предельного срока обращения в суд с заявлением о взыскании с юридического лица недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование следует учитывать трехмесячный срок, предусмотренный ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации, срок на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанный в требовании, а также шестимесячный срок, установленный п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суды установили, что учреждением в нарушение норм действующего законодательства зачёт проведен за пределами срока взыскания пени.
При таких обстоятельствах судами правомерно удовлетворены заявленные требования предприятия.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Доводы учреждения, содержащиеся в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.05.2011 по делу N А71-1541/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.П.Ященок |
Судьи |
С.Н.Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов принимается руководителем (его заместителем) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации после истечения срока исполнения требования об их уплате. Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Принудительное исполнение решения о взыскании недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов производится в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Последовательность действий территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации при осуществлении взыскания в судебном порядке данным законом не урегулирована, поэтому в силу ст. 2 Федерального закона от 15.01.2001 N 167-ФЗ подлежат применению нормы налогового законодательства.
Положения действующего налогового законодательства не допускают возможности проведения зачета излишне уплаченного (взысканного) налога в счет погашения недоимки, по которой сроки на принудительное взыскание, установленные ст. 46 - 48, 69, 70 и 78 Налогового кодекса Российской Федерации, истекли.
При определении предельного срока обращения в суд с заявлением о взыскании с юридического лица недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование следует учитывать трехмесячный срок, предусмотренный ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации, срок на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанный в требовании, а также шестимесячный срок, установленный п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 ноября 2011 г. N Ф09-7295/11 по делу N А71-1541/2011