Екатеринбург |
|
22 ноября 2011 г. |
N Ф09-7404/11 |
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 августа 2012 г. N Ф09-5346/12 по делу N А76-18501/2011
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 апреля 2012 г. N 18АП-2958/12
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. N ВАС-474/12 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 июля 2011 г. N 18АП-6809/11
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Мындря Д.И., Столярова А.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи Челябинской области - филиала федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (далее - предприятие "Почта России") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.05.2011 по делу N А76-193/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
предприятия "Почта России" - Кузнецова С.В. (доверенность от 12.07.2011);
администрации города Снежинска - Коляда В.В. (доверенность от 20.05.2011 N к-1-40/20);
муниципального предприятия муниципального образования "Город Снежинск" "Городской радиоузел" (далее - предприятие "Городской радиоузел") - Конюхова Л.Б., директор (распоряжение администрации г. Челябинска от 17.06.1991 N 241).
Поступившее 31.10.2011 в адрес Федерального арбитражного суда Уральского округа от Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом в Челябинской области ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Комитет по управлению имуществом города Снежинска от имени муниципального образования "Город Снежинск" (далее - комитет), предприятие "Городской радиоузел", муниципальное учреждение "Снежинская городская информационная служба" (далее - учреждение "Снежинская городская информационная служба") обратились в Арбитражный суд Челябинской области с иском к предприятию "Почта России", Территориальному управлению Федерального агентства по управлению имуществом в Челябинской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению имуществом в г. Москве с требованиями о:
1) признании права муниципальной собственности муниципального образования "Город Снежинск" на нежилые помещения N 4 общей площадью 189,8 кв. м, N 5 общей площадью 271,8 кв. м, литера А, расположенные на втором этаже дома N 11 по ул. Свердлова, г. Снежинск, Челябинской области, согласно данных технического паспорта на 15.11.2010;
2) признании права хозяйственного ведения за предприятием "Городской радиоузел" на нежилое помещение N 4 общей площадью 189,8 кв. м, литера А, расположенное на втором этаже дома N 11 по ул. Свердлова, г. Снежинск, Челябинской области, согласно данных технического паспорта на 15.11.2010;
3) признании права оперативного управления за учреждением "Снежинская городская информационная служба" на нежилое помещение N 5 общей площадью 271,8 кв. м, литера А, расположенное на втором этаже дома N 11 по ул. Свердлова, г. Снежинск, Челябинской области, согласно данных технического паспорта на 15.11.2010.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 11.05.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 27.05.2011 (судья Гусев А.Г.) признано право муниципальной собственности муниципального образования "Город Снежинск" на нежилые помещения N 4 общей площадью 189,8 кв. м, N 5 общей площадью 271,8 кв. м, литера А, расположенные на втором этаже дома N 11 по ул. Свердлова, г. Снежинск, Челябинской области, согласно данных технического паспорта на 15.11.2010. Признано право хозяйственного ведения за предприятием "Городской радиоузел" на нежилое помещение N 4 общей площадью 189,8 кв. м, литера А, расположенное на втором этаже дома N 11 по ул. Свердлова, г. Снежинск, Челябинской области, согласно данных технического паспорта на 15.11.2010. Признано право оперативного управления за учреждением "Снежинская городская информационная служба" на нежилое помещение N 5 общей площадью 271,8 кв. м, литера А, расположенное на втором этаже дома N 11 по ул. Свердлова, г. Снежинск, Челябинской области, согласно данных технического паспорта на 15.11.2010. В удовлетворении требований к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению имуществом в Челябинской области отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2011 (судьи Богдановская Г.Н., Ермолаева Л.П., Соколова И.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприятие "Почта России" просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на нарушение судами п. 1 ст. 216, п. 1, 2 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ), ст. 10 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявитель считает, что истцами не доказан факт непрерывного владения спорными помещениями, спорное имущество передано в хозяйственное ведение предприятия "Почта России" на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 10.07.2003 N 3098-р.
В отзыве на кассационную жалобу комитет, предприятие "Городской радиоузел", учреждение "Снежинская городская информационная служба" возражают против изложенных в ней доводов, считают их необоснованными, просят оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как установлено судами, решением исполнительного комитета городского Совета народных депутатов от 02.03.1989 N 65 утверждено Положение об отделе телевидения и радиовещания (т. 1, л.д. 62).
В силу п. 1 Положения об отделе телевидения и радиовещания данный отдел образован решением исполкома городского Совета народных депутатов от 04.07.1963 N 115 в целях организации и обеспечения работы радиотрансляционной сети местного вещания и телевидения в городе. Курирует деятельность по ремонту РЭА по улучшению обслуживания населения. Местонахождение отдела - г. Челябинск - 70, ул. Свердлова, 11 (т. 1, л.д. 63).
Согласно акту приемки от 30.12.1977 N 74 принято в эксплуатацию здание Городского узла связи с проездами и бетонными площадками, расположенное по адресу: Челябинск - 70, ул. Свердлова, 11 (т. 1, л.д. 69).
В соответствии с проектом в здании размещаются соответствующие номенклатуре "проектного задания" службы почты, телеграфа, телефона, союзпечати, городского отдела редакции и радиовещания. На 2 этаже в левом крыле размещается Городской отдел редакции и радиовещания (т. 1, л.д. 32-61).
На основании п. 2 постановления Главы местной администрации г. Челябинск-70 от 20.02.1992 N 34 из состава отдела телевидения и радиовещания выделены муниципальные предприятия: Служба телевидения и Городской радиоузел (т. 1, л.д. 77).
Решением Челябинского областного Совета народных депутатов от 22.09.1992 N 261/7-м в муниципальную собственность г. Челябинск - 70 переданы Городской радиоузел и редакция городского радио, расположенные по адресу: г. Челябинск - 70, ул. Свердлова, 11. Согласно примечанию к указанному решению предприятия передаются с занимаемыми площадями и оборудованием (т. 1, л.д. 72-76).
На основании распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 10.07.2003 N 3098-р и акта приема - передачи объектов недвижимости от 01.01.2004 N 1/351 за предприятием "Почта России" зарегистрировано право хозяйственного ведения на нежилое здание - здание узла связи площадью 2578,4 кв. м, литера А, этажность 2, подземная этажность 1, адрес: Челябинская область, г. Снежинск, ул. Свердлова, 11, запись регистрации 74-74-40/003/2007-451, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.03.2007 (т. 1, л.д. 91).
На основании выписки из реестра федерального имущества от 25.04.2007 на нежилое здание - здание узла связи площадью 2578,4 кв. м, литера А, этажность 2, подземная этажность 1, адрес: Челябинская область, г. Снежинск, ул. Свердлова, 11, кадастровый номер 74-74-40/003/2007-451 зарегистрировано право собственности Российской Федерации, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 74-74-40/034/2007-91, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03.09.2007 (т. 1, л.д. 92).
В состав нежилого здания - здания узла связи площадью 2578,4 кв. м, литера А, этажность 2, подземная этажность 1, адрес: Челябинская область, г. Снежинск, ул. Свердлова, 11, входят спорные помещения N 4 и 5, что подтверждается техническими паспортами на нежилые помещения N 4 и 5 от 15.11.2010 (т. 1, л.д. 13-26).
Комитет, предприятие "Городской радиоузел", учреждение "Снежинская городская информационная служба", ссылаясь на то, что спорное имущество в силу закона является муниципальной собственностью, обратились в Арбитражный суд Челябинской области с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности, путем признания права, а также иными способами, предусмотренными законом.
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права (п. 58, 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010 N 10/22).
Согласно п. 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановение от 27.12.1991 N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). В п. 1 приложения N 3 к постановлению от 27.12.1991 N 3020-1 указаны объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении городского Совета народных депутатов и относящиеся к муниципальной собственности, в том числе нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов.
В силу п. 7 ст. 72 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" к полномочиям администрации в области связи относилось обеспечение развития радио- и телевещания. В силу п. 3, 5 ст. 74 названного закона к полномочиям администрации в области социально-культурного обслуживания населения относились организация на территории города работы культурно-просветительных учреждений с учетом национально-культурных традиций населения; создание объектов социально-культурного, физкультурно-спортивного назначения, руководство кино- и видеообслуживанием населения.
Пунктом 22 ст. 66 указанного закона к полномочиям городского Совета относится учреждение собственных средств массовой информации.
Как установлено судами, согласно акту приемки от 30.12.1977 N 74 принято в эксплуатацию здание Городского узла связи, расположенное по адресу: Челябинск - 70, ул. Свердлова, 11 (т. 1, л.д. 69). В соответствии с проектом на 2 этаже названного здания в левом крыле размещается Городской отдел редакции и радиовещания (т. 1, л.д. 32-61).
Указав, что названное имущество использовалось для целей обеспечения местного населения услугами теле- и радиовещания в соответствии с полномочиями, возложенными законом на органы местного самоуправления, суды сделали вывод о том, что спорное помещение относится к нежилому фонду, который находился в управлении местного Совета народных депутатов.
Согласно п. 5 постановления от 27.12.1991 N 3020-1 оформление передачи объектов, указанных в п. 2 настоящего Постановления, в муниципальную собственность осуществлялось в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 распоряжения Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности" для передачи объектов в муниципальную собственность города (кроме городов районного подчинения), района (кроме районов в городах) соответствующий Комитет по управлению имуществом города, района разрабатывает перечень объектов.
В перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности, в соответствии с приложением N 3 к постановлению от 27.12.1991 N 3020-1.
Совет народных депутатов города, района утверждает перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность.
Комитет регистрирует представленные перечни объектов в день их поступления.
Комитет по управлению имуществом осуществляет проверку соответствия представленных перечней требованиям, установленным приложением N 3 к постановлению от 27.12.1991 N 3020-1.
При обнаружении в перечнях объектов, не соответствующих указанному требованию, они исключаются из регистрационного перечня, о чем Комитет по управлению имуществом в недельный срок со дня регистрации перечня уведомляет орган, утвердивший перечень. По этим объектам подготавливается отдельное решение соответствующего Верховного Совета или Совета народных депутатов.
Объекты, полностью соответствующие требованиям приложения N 3 указанного Постановления Верховного Совета Российской Федерации, подлежат передаче в муниципальную собственность в двухмесячный срок со дня регистрации перечня.
Не исключенные из перечня объекты считаются переданными в муниципальную собственность района, города с момента принятия решения о его передаче Верховным Советом республики в составе Российской Федерации, Советом народных депутатов края, области, автономной области, автономного округа или по истечении 2-месячного срока с момента регистрации перечня, если соответствующее решение не было принято. Срок исчисляется в соответствии с действующим гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением N 3 к постановлению от 27.12.1991 N 3020-1. Передача объектов (имущества), относящихся к муниципальной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации или федеральную собственность осуществляется с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда. Решения органов местного самоуправления о включении объектов (имущества) в состав муниципальной собственности могут быть оспорены в судебном порядке.
Как установлено судами, помещения, в котором располагается городской радиоузел по адресу: г. Челябинск-70, ул. Свердлова, 11, переданы в муниципальную собственность на основании решения Челябинского областного Совета народных депутатов от 22.09.1992 N 261/7-м.
Принимая во внимание изложенное, а также расположение в данных помещениях с момента ввода объекта в эксплуатацию городского отдела редакции и радиовещания и отсутствие доказательств размещения в помещениях иных организаций на момент разграничения государственной собственности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в силу абз. 2 п. 1 приложения N 3 к постановлению от 27.12.1991 N 3020-1 указанное имущество относится к муниципальной собственности.
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства (постановление Главы местной администрации г. Челябинск-70 от 20.02.1992 N 34, Уставы предприятия "Городской радиоузел", муниципального предприятия "Снежинская радиокомпания", учреждения "Снежинская городская информационная служба"), суды сделали вывод о том, что предприятие "Городской радиоузел" и учреждение "Снежинская городская информационная служба" являются правопреемниками городского отдела теле- и радиовещания г. Челябинск-70.
Имущество закреплено на праве хозяйственного ведения за предприятиями "Городской радиоузел" и "Снежинская радиокомпания".
Начиная с 08.12.1994 созданные ранее государственные и муниципальные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения и могут распоряжаться недвижимостью только с согласия собственника (п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Учитывая, что решение Челябинского областного Совета народных депутатов от 22.09.1992 N 261/7-м в судебном порядке не отменено, не признано недействительным, спорное имущество из перечня не исключено как не соответствующее требованиям постановления от 27.12.1991 N 3020-1 либо форме перечня, суды сделали правомерный вывод о том, что спорное имущество в установленном порядке передано в муниципальную собственность и закреплено на праве хозяйственного ведения за ранее созданными муниципальными предприятиями, правопреемниками которых являются предприятие "Городской радиоузел" и учреждение "Снежинская городская информационная служба".
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии правовых оснований для возникновения права муниципальной собственности и права хозяйственного ведения на помещения N 4 и 5 в составе здания общей площадью 2 578, 4 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Снежинск, ул. Свердлова, 11.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что истцами не доказан факт непрерывного владения спорными помещениями, был рассмотрен судом апелляционной инстанции. При этом суд апелляционной инстанции указал, что материалами дела подтверждается факт владения истцами названным имуществом как на момент разграничения государственной собственности, так и по настоящее время. Заявляя указанный довод, предприятие "Почта России" не представило доказательств, опровергающих данное обстоятельство.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что спорное имущество передано в хозяйственное ведение предприятия "Почта России" на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 10.07.2003 N 3098-р, которое в установленном порядке не оспорено, не может быть принята. Руководствуясь ст. 8, 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в постановлении от 29.04.2010 N 10/22, суды при рассмотрении спора о признании права дали оценку основаниям возникновения права на данное имущество. Обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения настоящего спора, установлены судами и получили надлежащую правовую оценку.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.05.2011 по делу N А76-193/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи Челябинской области - филиала федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
Д.И. Мындря |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Начиная с 08.12.1994 созданные ранее государственные и муниципальные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения и могут распоряжаться недвижимостью только с согласия собственника (п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Учитывая, что решение Челябинского областного Совета народных депутатов от 22.09.1992 N 261/7-м в судебном порядке не отменено, не признано недействительным, спорное имущество из перечня не исключено как не соответствующее требованиям постановления от 27.12.1991 N 3020-1 либо форме перечня, суды сделали правомерный вывод о том, что спорное имущество в установленном порядке передано в муниципальную собственность и закреплено на праве хозяйственного ведения за ранее созданными муниципальными предприятиями, правопреемниками которых являются предприятие "Городской радиоузел" и учреждение "Снежинская городская информационная служба".
...
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что спорное имущество передано в хозяйственное ведение предприятия "Почта России" на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 10.07.2003 N 3098-р, которое в установленном порядке не оспорено, не может быть принята. Руководствуясь ст. 8, 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в постановлении от 29.04.2010 N 10/22, суды при рассмотрении спора о признании права дали оценку основаниям возникновения права на данное имущество. Обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения настоящего спора, установлены судами и получили надлежащую правовую оценку."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 ноября 2011 г. N Ф09-7404/11 по делу N А76-193/2011