г. Челябинск
29 июля 2011 г. |
N 18АП-6809/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2011 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Ермолаевой Л.П., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожариной К.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.05.2011 по делу N А76-193/2011 (судья Гусев А.Г.).
В заседании приняли участие представители:
Комитета по управлению имуществом г. Снежинска - Коляда В.В. (доверенность от 20.05.2011),
муниципального предприятия "Городской радиоузел" - Конюхова Л.Б. (директор),
федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" - Кудрявцева В.А. (доверенность от 30.12.2010).
Комитет по управлению имуществом города Снежинска от имени муниципального образования "Город Снежинск" (далее - Комитет, истец 1), муниципальное предприятие муниципального образования "Город Снежинск" "Городской радиоузел" (далее - МПМО "Городской радиоузел", муниципальное предприятие, истец 2), муниципальное учреждение "Снежинская городская информационная служба" (далее - МУ "СГИС", муниципальное учреждение, истец 3) обратились в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России", ответчик), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению имуществом в Челябинской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению имуществом в г. Москве с требованиями о:
1) признании права муниципальной собственности муниципального образования "Город Снежинск" на:
- нежилое помещение N 4 литера А, общей площадью 189,8 кв.м, расположенном на втором этаже дома N11 по ул. Свердлова, г. Снежинск, Челябинской области, согласно данных технического паспорта на 15.11.2010;
- нежилое помещение N 5 литера А, общей площадью 271,8 кв.м, расположенном на втором этаже дома N11 по ул. Свердлова, г. Снежинск, Челябинской области, согласно данных технического паспорта на 15.11.2010;
2) признании права хозяйственного ведения за предприятием "Городской радиоузел" на:
- нежилое помещение N 4 литера А, общей площадью 189,8 кв.м, расположенном на втором этаже дома N11 по ул. Свердлова, г. Снежинск, Челябинской области, согласно данных технического паспорта на 15.11.2010;
3) признании права оперативного управления за муниципальным учреждением "СГИС" на:
- нежилое помещение N 5 литера А, общей площадью 271,8 кв.м, расположенном на втором этаже дома N 11 по ул. Свердлова, г. Снежинск, Челябинской области, согласно данных технического паспорта на 15.11.2010.
Определением арбитражного суда 11.05.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Решением суда от 27.05.2011 (резолютивная часть от 26.05.2011) признано право муниципальной собственности муниципального образования "Город Снежинск" на:
- нежилое помещение N 4 литера А, общей площадью 189,8 кв.м., расположенное на втором этаже дома N11 по ул. Свердлова, г. Снежинск, Челябинской области, согласно данных технического паспорта на 15.11.2010;
- нежилое помещение N 5 литера А, общей площадью 271,8 кв.м., расположенное на втором этаже дома N11 по ул. Свердлова, г. Снежинск, Челябинской области, согласно данных технического паспорта на 15.11.2010.
Признано право хозяйственного ведения за предприятием "Городской радиоузел" на:
- нежилое помещение N 4 литера А, общей площадью 189,8 кв.м., расположенное на втором этаже дома N11 по ул. Свердлова, г. Снежинск, Челябинской области, согласно данных технического паспорта на 15.11.2010.
Признано право оперативного управления за учреждением "СГИС" на:
- нежилое помещение N 5 литера А, общей площадью 271,8 кв.м., расположенное на втором этаже дома N11 по ул. Свердлова, г. Снежинск, Челябинской области, согласно данных технического паспорта на 15.11.2010.
В удовлетворении требований к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению имуществом в Челябинской области отказано (т. 4 л.д. 51-62).
В апелляционной жалобе ФГУП "Почта России" (далее - податель апелляционной жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на то, что нежилое здание узла связи в г. Снежинске площадью 2578,4 кв.м., в состав которого входят спорные помещения, являются федеральной собственностью и закреплены на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Почта России", указанные вещные права зарегистрированы в установленном порядке. Истцы, оспаривая зарегистрированные права ответчиком, не доказали факт непрерывного владения помещениями N 4 и N 5 с момента разграничения государственной собственности, с 1992 года в данных помещениях располагался городской радиоузел на основании договора аренды, а из материалов дела следует, что МУП "Городской радиоузел" и муниципальное предприятие "Служба телевидения" выделены из состава комбината бытового обслуживания и муниципального предприятия "Восход" только 20.02.1992, то есть после разграничения государственной собственности. Обстоятельства возникновения права муниципальной собственности в силу закона не могут быть подтверждены исключительно фотографиями и свидетельскими показаниями, так как данные доказательства не отвечают принципу относимости и допустимости, поскольку не подтверждают юридически значимые обстоятельства на момент разграничения государственной собственности. Кроме того, представленные истцом фотографии не содержат данных о том, кто и когда их изготовил.
Ссылается также на недоказанность факта владения спорным имуществом ответчиками. МУ "СГИС" не занимает помещение N 5 в полном объёме, так как согласно ранее заключенному договору аренды учреждение занимает помещение площадью 222, 6 кв.м., а не 271, 8 кв.м.
Истцы представили отзыв на апелляционную жалобу, в котором указали, что с доводами апелляционной жалобы не согласны, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве, Федерального агентства по управлению государственным имуществом не явились.
С учетом мнения истцов и ответчика и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Представитель Комитета дополнительно пояснил, что основанием возникновения права муниципальной собственности на данное имущество является отнесение его к нежилому фонду, находящемуся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов.
Проверив законность судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, Решением городского Совета народных депутатов исполнительного комитета N 65 от 02.03.1989 утверждено "Положение об отделе телевидения и радиовещания" (т. 1 л.д. 62).
В соответствии с п. 1 Положения об отделе телевидения и радиовещания (т. 1 л.д. 63), отдел телевидения и радиовещания был образован решением исполкома городского Совета народных депутатов от 04.07.1963 N 115, в целях организации и обеспечения работы радиотрансляционной сети местного вещания и телевидения в городе. Курирует деятельность по ремонту РЭА по улучшению обслуживания населения. Местонахождения отдела - г. Челябинск - 70, ул. Свердлова, 11 (п. 1 положения).
Согласно акту приемки N 74 Городского узла связи от 30.12.1977 принято в эксплуатацию здание Городского узла связи с проездами и бетонными площадками, расположенное по адресу: Челябинск - 70, ул. Свердлова, д. 11 (т. 1 л.д. 69).
Согласно проекту (т. 1 л.д. 32-61) в здании размещаются соответствующие номенклатуре "проектного задания" службы почты, телеграфа, телефона, союзпечати, городского отдела редакции и радиовещания. На 2 этаже в левом крыле размещаются Городской отдел редакции и радиовещания.
На основании п. 2 Постановления Главы местной администрации г. Челябинск-70 от 20.02.1992 N 34 из состава отдела телевидения и радиовещания были выделены муниципальные предприятия: Служба телевидения и Городской радиоузел (т. 1 л.д. 77).
Решением Челябинского областного Совета народных депутатов N 261/7-м от 22.09.1992 (т. 1 л.д. 72-76) в муниципальную собственность г. Челябинск - 70 переданы Городской радиоузел и редакция городского радио, расположенные по адресу: г. Челябинск - 70, ул. Свердлова,11. Как указано в примечании к решению передаются предприятия с занимаемыми площадями и оборудованием.
09.03.2007 на основании распоряжения N 3098-р от 10.07.2003 Министерства имущественных отношений Российской Федерации и акта приема - передачи объектов недвижимости N1/351 от 01.01.2004 за ФГУП "Почта России" было зарегистрировано право хозяйственного ведения на нежилое здание - здание узла связи, площадью 2578,4 кв.м., Литер А, этажность 2, подземная этажность 1, адрес: Челябинская область, г. Снежинск, ул. Свердлова, д.11, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации 74-74-40/003/2007-451 (т. 1 л.д.91).
03.09.2007 на основании выписки из реестра федерального имущества от 25.04.2007, на нежилое здание - здание узла связи, площадью 2578,4 кв.м., Литер А, этажность 2, подземная этажность 1, адрес: Челябинская область, г. Снежинск, ул. Свердлова, д.11, кадастровый номер 74-74-40/003/2007-451 было зарегистрировано право собственности Российской Федерации, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 74-74-40/034/2007-91 (т. 1 л.д. 92).
В состав нежилого здания - здание узла связи, площадью 2578,4 кв.м., Литер А, этажность 2, подземная этажность 1, адрес: Челябинская область, г. Снежинск, ул. Свердлова, д.11 входят спорные помещения N 4, N 5, что подтверждается техническим паспортом на нежилое помещение N 4 от 15.11.2010 и техническим паспортом на нежилое помещение N 5 от 15.11.2010 (т. 1 л.д. 13-26).
Ссылаясь на то, что названное имущество в силу закона является муниципальной собственностью, истцы обратились в суд с настоящими исковыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорные помещения на момент разграничения государственной собственности и в настоящее время используются истцами для размещения городского узла связи, и материалами дела подтверждается факт передачи данных объектов в муниципальную собственность в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) и распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности".
Выводы суда правильны, основаны на представленных по делу доказательствах и надлежащем применении норм материального и процессуального права.
Согласно ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в частности, путем признания права, а также иными способами, предусмотренными законом.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно п. 58-59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Согласно ч. 1 ст. 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле.
С учетом вышесказанного, апелляционная коллегия полагает, что заявляя требование о признании права собственности на нежилые помещения N 4 и 5, входящие в состав здания общей площадью 2 578, 4 кв.м., на которое зарегистрировано право федеральной собственности и право хозяйственного ведения ответчиков (т. 3 л.д. 8, 9), истец по существу оспаривает право собственности на это имущество, и в данном случае иск о признании права следует рассматривать как предъявленный в соответствии со ст. 2 Закона о регистрации иск об оспаривании зарегистрированного права.
Учитывая разъяснения п.п. 58-59 постановления N 10/22, и исходя из требований ст. 8, 218 ГК РФ, при рассмотрении иска о признании права необходимо оценить материально-правовые основания возникновения права на спорное имущество.
В соответствии с положениями ст. 65 АПК РФ бремя доказывания наличия у истца соответствующих правовых оснований, влекущих приобретение права собственности на имущество, лежит на истце.
В силу указанного, обстоятельствами, подлежащими установлению в рамках рассматриваемого дела, являются: установление правовых оснований, установленных законом, для приобретения имущества на праве собственности, факт владения имуществом истцами на момент разграничения государственной собственности и по настоящее время.
Суд полагает, что данные обстоятельства находят подтверждение в материалах дела.
Согласно п. 2 Постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В пункте 1 приложения 3 к Постановлению N 3020-1 указаны объекты, расположенные на территориях, находящихся в ведении городского Совета народных депутатов и относящиеся к муниципальной собственности, в том числе: нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов.
Из материалов настоящего дела следует, что на основании акта N 74 от 30.45.1977 (т. 1 л.д. 69) был принят в эксплуатацию городской узел связи в г. Челябинск-70, расположенный по адресу: ул. Свердлова, д. 11.
На основании архитектурно-планировочного решения (т. 1 л.д. 33) был разработан проект улучшенной отделки городского узла связи (т. 1 л.дл. 32, 33, 38, 44), из которого следует, что на 2 этаже здания в указанному адресу размещаются (в левой части) городской отдел редакции и радиовещания. Названным проектом планировалось произвести отделку помещения в соответствии с его назначением (установка соответствующей вывески, т. 1 л.д. 35; установка интерьера редакции - т. 1 л.д. 36), а также установить оборудование, обеспечивающее выполнение функций по теле- и радио вещанию (т. 1 л.д. 38).
Городской отдел телевидения и радиовещания образован решением исполкома Совета народных депутатов от 04.07.1963 N 115 (т. 1 л.д. 63), решением исполнительного комитета городского совета народных депутатов N 65 от 02.03.1989 утверждено Положение об отделе телевидения и радиовещания (т. 1 л.д. 62-63).
Из пункта 1 Положения следует, что местом нахождения отдела является Челябинск-70, ул. Свердлова, 11.
Доказательств изъятия названных помещений, начиная с даты ввода объекта в эксплуатацию и до момента разграничения государственной собственности, у городского отдела редакции и радиовещания, в материалах дела не имеется.
В соответствии с пунктом 7 статьи 72 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (действовавшего на момент разграничения государственной собственности), к полномочиям городской администрации в области связи относилось обеспечение развития радио- и телевещания.
Пункты 3,5 статьи 74 Закона РФ "О местном самоуправлении в Российской Федерации" к полномочиям городской администрации в области социально-культурного обслуживания населения относили организацию на территории города работы культурно-просветительных учреждений с учетом национально-культурных традиций населения; создание объектов социально-культурного, физкультурно-спортивного назначения, руководство кино- и видеообслуживанием населения.
Пункт 22 статьи 66 Закона РФ "О местном самоуправлении в Российской Федерации" к полномочиям городского Совета относит учреждение собственных средств массовой информации.
Таким образом, названное имущество использовалось для целей обеспечения местного населения услугами теле- и радиовещания в соответствии с полномочиями, возложенными законом на органы местного самоуправления, в силу чего спорное помещение относится к нежилому фонду, который находился в подчинении местного Совета народных депутатов.
Доказательств занятия данных помещений на момент разграничения государственной собственности иными лицами, суду также не представлено, так как из справки областного государственного унитарного предприятия "Областной центр технической инвентаризации" по Челябинской области N 412 от 14.10.2010 (т. 1 л.д. 27) следует отсутствие информации о пользования данных помещений до даты 06.06.1993.
Таким образом, принимая во внимание расположение в спорных помещениях с момента ввода объекта в эксплуатацию городского отдела редакции и радиовещания, и отсутствие доказательств расположения в данных помещениях иных организаций на момент разграничения государственной собственности, суд апелляционной инстанции считает, что в силу абз. 2 п. 1 приложения 3 к постановлению N 3020-1 спорное имущество относится к муниципальной собственности.
Решением исполнительного комитета городского совета народных депутатов N 369 от 14.11.1991 (т. 1 л.д. 102) зарегистрировано как средство массовой информации редакция городского радио - структурное подразделение отдела телевидения и радиовещания.
Впоследствии из состава отдела телевидения и радиовещания выделено в том числе муниципальное предприятие "Городской радиоузел" (пункт 2 постановления главы администрации г.Челябинск-70 N 34 от 20.02.1992, т. 1 л.д. 77).
Из п. 1.6. устава МУП "Городской радиоузел" следует, что предприятие является правопреемником участка радиоузла отдела телевидения и радиовещания Челябинска-70 (т. 3 л.д. 141 оборот).
Муниципальное предприятие "Снежинская радиокомпания" создано постановлением главы администрации г.Челябинск-70 N 34 от 20.02.1992 (т. 1 л.д. 77), из п. 1.8. устава предприятия следует, что оно является правопреемником отдела телевидения и радиовещания (т. 3 л.д. 106 оборот).
Согласно п. 1.4. Устава МУ "Снежинская муниципальная информационная служба" является правопреемником издания "Наша газета" и Снежинской радиокомпании в результате реорганизации в форме слияния (т. 1 л.д. 79) на основании постановления главы администрации г. Снежинск N 858 от 02.11.1995 (т. 3 л.д. 134).
МУ "Снежинская муниципальная информационная служба" реорганизовано в форме разделения, в результате чего образовались МУ "Снежинская муниципальная информационная служба" и МУ "Снежинское радио" (т. 2 л.д. 168).
МУ "Снежинское радио" впоследствии переименовано в МУ "Снежинская муниципальная информационная служба" (т. 3 л.д. 140).
Таким образом, истцами по настоящему делу являются последние правопреемники городского отдела теле- и радиовещания г. Челябинск-70 (г.Снежинск).
Согласно п. 5 Постановления ВС РФ N 3020-1 оформление передачи объектов в муниципальную собственность осуществлялось в порядке, установленном Правительством РФ.
Данный порядок утверждён Распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности" (далее - Распоряжение N 114-рп).
Согласно п. 9 Распоряжения Президента РФ от 18.03.1992 N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности", для передачи объектов в муниципальную собственность города (кроме городов районного подчинения), района (кроме районов в городах) соответствующий Комитет по управлению имуществом города, района разрабатывает перечень объектов.
В перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности, в соответствии с приложением 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность" от 27.12.91 N 3020-1.
Совет народных депутатов города, района утверждает перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность.
Комитет регистрирует представленные перечни объектов в день их поступления.
Комитет по управлению имуществом осуществляет проверку соответствия представленных перечней требованиям, установленным приложением 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1.
При обнаружении в перечнях объектов, не соответствующих указанному требованию, они исключаются из регистрационного перечня, о чем Комитет по управлению имуществом в недельный срок со дня регистрации перечня уведомляет орган, утвердивший перечень. По этим объектам подготавливается отдельное решение соответствующего Верховного Совета или Совета народных депутатов.
Объекты, полностью соответствующие требованиям приложения 3 указанного Постановления Верховного Совета Российской Федерации, подлежат передаче в муниципальную собственность в двухмесячный срок со дня регистрации перечня.
Не исключенные из перечня объекты считаются переданными в муниципальную собственность района, города с момента принятия решения о его передаче Верховным Советом республики в составе Российской Федерации, Советом народных депутатов края, области, автономной области, автономного округа или по истечении 2-месячного срока с момента регистрации перечня, если соответствующее решение не было принято. Срок исчисляется в соответствии с действующим гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность". Передача объектов (имущества), относящихся к муниципальной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации или федеральную собственность осуществляется с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда. Решения органов местного самоуправления о включении объектов (имущества) в состав муниципальной собственности могут быть оспорены в судебном порядке.
Согласно п. 3 названного Указа установлено, что решения органов местного самоуправления могут быть отменены лишь в судебном порядке.
Из материалов настоящего дела следует, что помещения, в котором располагается городской радиоузел по адресу: г. Челябинск-70, ул. Свердлова, 11, переданы в муниципальную собственность на основании решения Челябинского областного Совета народных депутатов N 261/7-м от 22.09.1992 (т. 1 л.д. 72).
Названный акт в судебном порядке не отменён, не признан недействительным, спорное имущество из перечня не исключено как не соответствующее нормам Постановления N 3020-1 либо форме перечня (п. 9 Распоряжения N 114-рп).
Впоследствии имущество закреплено на праве хозяйственного ведения за МП "Городской радиоузел" и МП "Снежинская радиокомпания" (т. 1 л.д. 114).
В силу пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ от 28.02.1995 N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", начиная с 8 декабря 1994 года созданные ранее государственные и муниципальные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения.
С учётом вышеизложенных обстоятельств и правового обоснования, суд первой инстанции пришёл к правильном выводу о том, что спорное имущество было в установленном порядке передано в муниципальную собственность и закреплено на праве хозяйственного ведения за ранее созданными муниципальными предприятиями, правопреемниками которых являются истцы 2 и 3.
С учётом вышеизложенного, материалами дела подтверждается наличие правовых оснований для возникновения права муниципальной собственности и права хозяйственного ведения на помещения N 4 и 5 в составе здания общей площадью 2 578, 4 кв.м. по адресу г. Снежинск, ул. Свердлова, д. 11.
При таких обстоятельствах ссылки подателя апелляционной жалобы на наличие зарегистрированного права федеральной собственности и права хозяйственного ведения на данное имущество отклоняются, поскольку по смыслу разъяснений п. 58-59 постановления N 10/22 наличие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве других лиц на имущество, в отношении которого имеются правовые основания для возникновения права у истца, не является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного иска о признании права собственности.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для возникновения права муниципальной собственности и права хозяйственного ведения у истцов, поскольку МУП "Городской радиоузел" и муниципальное предприятие "Служба телевидения" не существовали на момент разграничения государственной собственности и выделены из состава комбината бытового обслуживания и муниципального предприятия "Восход" только 20.02.1992, отклоняются, поскольку судом ранее установлено последовательное правопреемство городского отдела телевидения и радиовещания, который занимал данные помещения на момент разграничения государственной собственности.
Материалами дела подтверждается факт владения спорным имуществом истцами как на момент разграничения государственной собственности, так и по настоящее время.
Как ранее установлено судом, подтверждается материалами дела и не опровергнуто ответчиками, на момент разграничения государственной собственности спорные помещения использовались городским отделом телевидения и радиовещания.
Из документов, подтверждающих обстоятельство преемства истцами 2 и 3 прав и обязанностей городского отдела телевидения и радиовещания, следует, что местом нахождения вновь создаваемых юридических лиц является г. Снежинск, ул. Свердлова, 11 (т. 1, л.д. 79, т. 2 л.д. 169, 182 оборот, 189, т. 3 л.д. 106 оборот, 141 оборот).
Осуществление хозяйственной деятельности в спорных помещениях, кроме того, подтверждается совокупностью письменных доказательств: использование помещений на основании договоров аренды (т. 3 л.д. 30-32, 38-49, 52-58, 62-72), договорами о совместном содержании здания Дома связи г. Снежинска (т. 3 л.д. 125-128), полученной истцом 2 лицензией на осуществление радиовещательной деятельности (т. 4 л.д. 8), а также свидетельскими показаниями Лебедева М.Б. и Тябина В.А.
В связи с указанными отклоняется довод апелляционной жалобы о недоказанности факта непрерывного владения спорным имуществом истцами 2 и 3.
Не соответствующим материалам дела суд находит довод апелляционной жалобы о том, что факт владения спорным имуществом подтверждается только свидетельскими показаниями. Исследуемое обстоятельство подтверждается названной совокупностью доказательств, оценённых судом по правилам ст. 71 АПК РФ, в том числе представленными истцами фотоматериалами.
При этом суд отмечает, что подателем апелляционной жалобы вопреки требованиям ч. 1 ст. 65 АПК РФ не представлено доказательств обратного, в том числе доказательств того, что в настоящее время спорные помещения не занимаются истцами 2 и 3.
Ссылки апеллянта на недостоверность фотографий, представленных истцами, как доказательство исследуемого обстоятельства, отклоняются, поскольку в данных помещениях располагается специфическое техническое оборудование, способствующее теле- и радиовещанию, для размещения которого приспособлено именно это помещение. В силу этого отклоняются доводы ответчика о невозможности идентификации данного помещения, и кроме того подателем жалобы не доказано обстоятельство расположения истцов 2 и 3 в другом помещении, также приспособленном для функционирования данного оборудования.
Суд апелляционной инстанции при этом полагает, что факт владения спорными помещениями истцами 2 и 3 на основании договора аренды не опровергают факт титульного владения данным имуществом с момента разграничения государственной собственности, поскольку данные договоры заключены без учёта норм ст.ст. 209, 608 ГК РФ.
В силу указанного суд критически относится к доводу апелляционной жалобы о передаче во владение истцу 3 помещения площадью 222, 6 кв.м., поскольку предмет договора согласован сторонами на основе взаимного соглашения на основании ст. 420, 421 ГК РФ, указанная сделка оформляла обязательственные отношения сторон, безотносительно наличия у истца вещных прав на имущество. Между тем предмет заявленных истцами исковых требований отвечает данным технической инвентаризации объектов по состоянию на 15.11.2010 (т. 1 л.д.13).
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.05.2011 по делу N А76-193/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н.Богдановская |
Судьи |
Л.П.Ермолаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-193/2011
Истец: Комитет по управлению имуществом г. Снежинска, МП "Городской радиоузел", МП МО ЗАТО г. Снежинск "Городской радиоузел", МУ "Снежинская городская информационная служба
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по г. Москве, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по г. Москве, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области, ФГУП "Почта России", ФГУП "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи Челябинской области - филиала ФГУП "Почта России", ФГУП "Почта России" в лице УФПС Челябинской области-филиала ФГУП "Почта России"
Третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом РФ, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации, Лебедев М. Б., Тябин В. А.