Екатеринбург |
|
21 ноября 2011 г. |
Дело N А07-2418/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лиходумовой С.Н.,
судей Крюкова А.Н., Матанцева И.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вараксиной С.И. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.05.2011 по делу N А07-2418/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2011 по тому же делу по иску инспекции к обществу с ограниченной ответственностью "Век лотереи" (далее - общество "Век лотереи"), третье лицо - Тимофеева Эльвира Минигалимовна, о принудительной ликвидации общества.
Судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Башкортостан. Материальный носитель видеозаписи приобщен к материалам дела.
В судебном заседании Арбитражного суда Республики Башкортостан путем использования систем видеоконференц-связи принял участие представитель инспекции - Галимова А.Р. (доверенность от 18.07.2011 N 03-07/05690/1).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Инспекция обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском о ликвидации общества "Век лотереи" на основании п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 16 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", Закона Республики Башкортостан от 21.06.2007 N 437-з "О запрете на территории Республики Башкортостан деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов", ссылаясь на осуществление обществом деятельности с неоднократными нарушениями требований закона в сфере игорного бизнеса.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Дату Закона Республики Башкортостан N 437-з "О запрете на территории Республики Башкортостан деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов" следует читать как "28 июня 2007 года"
Определением суда от 11.03.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Тимофеева Э.М.
Решением суда от 11.05.2011 (судья Хомутова С.И.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2011 (судьи Матвеева С.В., Бабкина С.А., Ершова С.Д.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, поскольку обществом "Век лотереи" допущено неоднократное нарушение требований Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", что установлено решениями Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.11.2010 по делу N А07-18849/2010, от 07.12.2010 по делу N А07-18850/2010 о привлечении общества к административной ответственности, общество осуществляет деятельность, запрещенную законом, инспекция в рамках полномочий, предусмотренных п. 11 ст. 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах", с учетом того обстоятельства, что перечень исков, которые вправе предъявлять налоговые органы, указанный в п. 14 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации, не является исчерпывающим, правомерно обратилась в арбитражный суд с иском о принудительной ликвидации общества на основании п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество "Век лотереи" зарегистрировано в качестве юридического лица 09.04.2010. Согласно п. 2 Устава основным видом деятельности общества является оптовая торговля непродовольственными потребительскими товарами, оптовая и розничная торговля книгами, газетами, журналами, канцелярскими товарами.
В ходе проверок деятельности общества инспекцией были выявлены факты организации проведения азартных игр с использованием игровых автоматов.
Решениями Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.11.2010 по делу N А07-18849/2010, от 07.12.2010 по делу N А07-18850/2010 по заявлениям инспекции общество "Век лотереи" привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа ввиду осуществления предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр без специального разрешения.
Ссылаясь на то, что общество "Век лотереи" осуществляет предпринимательскую деятельности с нарушением требований ст. 16 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", Закона Республики Башкортостан от 21.06.2007 N 437-з "О запрете на территории Республики Башкортостан деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов", инспекция обратилась в арбитражный суд с иском о принудительной ликвидации общества на основании п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" за налоговыми органами закреплены функции контроля за соблюдением организаторами азартных игр требований, установленных ч. 1 и 2 настоящей статьи.
Законом Республики Башкортостан от 28.06.2007 N 437-з установлен запрет на осуществление на территории Республики Башкортостан с 01.01.2008 деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов.
В соответствии с п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 18.07.2003 N 14-П, отсутствие в п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Следовательно, само по себе нарушение закона не может являться единственным основанием для прекращения деятельности юридического лица путем его ликвидации при условии, что допущенные нарушения носят устранимый характер.
При этом п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в п. 2 ст. 61 Кодекса, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
В соответствии с п. 11 ст. 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" налоговым органам предоставлено право предъявлять в арбитражный суд иски о ликвидации организации по установленным законодательством Российской Федерации основаниям.
Принимая во внимание то, что п. 14 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не предусматривают возможность предъявления налоговым органом требований о ликвидации юридического лица в связи с нарушением положений названного Закона; п. 3 ст. 16 данного Закона закрепляет за налоговыми органами только функции контроля за соблюдением организаторами азартных игр требований, установленных ч. 1 и 2 статьи 16, суды пришли к выводу, что налоговому органу предоставлена возможность принятия мер по устранению допущенных обществом нарушений путем привлечения к административной ответственности.
Учитывая изложенное и то, что установленные налоговым органом нарушения не могут быть признаны как носящие неустранимый характер, а также учитывая отсутствие доказательств того, что общество не осуществляет иные виды деятельности, предусмотренные его Уставом, правовых оснований, достаточных для прекращения деятельности общества "Век лотереи" путем принудительной ликвидации, не имеется.
При таких обстоятельствах выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований являются правильными.
Нарушений при рассмотрении дела судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отмене не подлежат, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.05.2011 по делу N А07-2418/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Лиходумова |
Судьи |
А.Н. Крюков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 18.07.2003 N 14-П, отсутствие в п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Следовательно, само по себе нарушение закона не может являться единственным основанием для прекращения деятельности юридического лица путем его ликвидации при условии, что допущенные нарушения носят устранимый характер.
При этом п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в п. 2 ст. 61 Кодекса, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
В соответствии с п. 11 ст. 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" налоговым органам предоставлено право предъявлять в арбитражный суд иски о ликвидации организации по установленным законодательством Российской Федерации основаниям.
Принимая во внимание то, что п. 14 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не предусматривают возможность предъявления налоговым органом требований о ликвидации юридического лица в связи с нарушением положений названного Закона; п. 3 ст. 16 данного Закона закрепляет за налоговыми органами только функции контроля за соблюдением организаторами азартных игр требований, установленных ч. 1 и 2 статьи 16, суды пришли к выводу, что налоговому органу предоставлена возможность принятия мер по устранению допущенных обществом нарушений путем привлечения к административной ответственности."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 ноября 2011 г. N Ф09-6996/11 по делу N А07-2418/2011