г. Челябинск
21 июля 2011 г. |
N 18АП-6282/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июля 2011 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Матвеевой С.В.,
судей Бабкиной С.А., Ершовой С.Д.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Таран С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.05.2011 по делу N А07-2418/2011 (судья Хомутова С.И.).
В судебном заседании принял участие представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан Новожилова Лариса Ивановна (доверенность от 12.01.2011 N 03-07/00112).
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан (далее - ИФНС России по г. Стерлитамаку, налоговый орган, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением о принудительной ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Век лотереи" (далее - ООО "Век лотереи", ответчик, Общество) с возложением обязанности на учредителей осуществить его ликвидацию в срок, установленный арбитражным судом.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.03.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Тимофеева Эльвира Минигалимовна (далее - Тимофеева Э.М., третье лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 11.05.2011 в удовлетворении требований ИФНС России по г. Стерлитамаку отказано.
С указанным судебным актом не согласился истец и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить, удовлетворить заявленные требования.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на то, что в результате налоговой проверки в сфере игорного бизнеса установлено, что ООО "Век лотереи"" осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов в нарушение положений Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ). Поскольку ООО "Век лотереи" осуществляет деятельность, запрещенную законом, оно может быть ликвидировано на основании ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации по иску налогового органа. Заявитель апелляционной жалобы, ссылаясь на положения п. 11 ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", считает, что налоговый орган обладает правом предъявлять в арбитражном суде иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным в ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вывод суда об отсутствии у истца полномочий на подачу настоящего иска, полагает неверным. ИФНС России по г. Стерлитамаку считает, что решение суда подлежит отмене, поскольку суд нарушил нормы материального права и не применил закон, подлежащий применению.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители ответчика и третьего лица не явились.
В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей указанных лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании представитель ИФНС России по г. Стерлитамаку поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке ст. 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Век лотереи" 09.04.2010 зарегистрировано ИФНС России по г. Стерлитамаку в качестве юридического лица с присвоением основного государственного номера 1100268000887 (л.д. 48 -52).
В ходе проверки налоговым органом развлекательного клуба ООО "Век лотереи", расположенного по адресу: г. Стерлитамак, ул. Голикова, 13, установлен факт организации проведения азартных игр с использованием игровых автоматов.
По результатам проверки составлен протокол осмотра (обследования) N 11- 23/05446 дсп от 15.09.2010, протокол допроса свидетеля Гумеровой Л.Т. от 15.09.2010, протокол опроса свидетеля Рожко А.С. от 15.09.2010, протокол опроса свидетеля Иванова А. А. от 15.09.2010 и протокол об административном правонарушении N 256 от 12.10.2010 о совершении ООО "Век лотереи" административного правонарушения.
На основании ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ИФНС России по г. Стерлитамаку обратилась в арбитражный суд с заявлением привлечении ООО "Век лотереи" к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-18849/2010 от 30.11.2010 ООО "Век лотереи" привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
30.09.2010 в результате повторной проверки деятельности ООО "Век лотереи", налоговым органом установлено, что ООО "Век лотереи" осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием электронного оборудования в количестве 17 единиц без специального разрешения.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-18850/2010 от 07.12.2010 ООО "Век лотереи" привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Поскольку ООО "Век лотереи" продолжает осуществлять незаконную деятельность на территории городского округа г. Стерлитамак, что подтверждается решениями арбитражного суда по делу N А07-18850/2009 от 07.12.2010, N А07-18849/2010 от 30.11.2010, ИФНС России по г. Стерлитамаку обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что налоговый орган не является лицом, имеющим право обращаться в арбитражный суд с заявлением о ликвидации юридических лиц, допустивших нарушения законодательства в сфере игорного бизнеса, поскольку обладает только полномочиями по контролю за соблюдением организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям.
Выводы суда первой инстанции являются законными и обоснованными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
При этом п. 3 указанной статьи предусмотрено, что требование о ликвидации юридического лица, по основаниям, указанным в п. 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Статьей 31 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право налогового органа на предъявление исков, перечень которых установлен в подп. 14 п. 1 данной статьи. Указанный перечень не содержит заявленного налоговым органом требования.
Пунктом 11 ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", установлен перечень исков, которые вправе предъявлять налоговый орган. В данный перечень входит иск о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, обращаясь в суд с настоящим иском, налоговый орган должен доказать факт осуществления ответчиком запрещенной законом деятельности и обосновать положениями соответствующего закона наличие у налогового органа права на предъявление иска о ликвидации юридического лица.
Осуществление ООО "Век лотереи" запрещенной законом деятельности подтверждается представленными в материалы дела вступившими в законную силу судебными актами арбитражного суда о привлечении к административной ответственности ООО "Век лотереи" в виде наложении административного штрафа.
Между тем, анализируя положения законодательства, регулирующего деятельность по организации и проведению азартных игр, суд не усматривает, что имеется закон, наделяющий налоговый орган правом обращаться в суд с требованием о ликвидации юридического лица, допустившего нарушения законодательства в сфере игорного бизнеса.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 5 Закона N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных данным Законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 7 ст. 16 Закона N 244-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять до 01.07.2007 решение о запрете начиная с 01.07.2007 на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений).
Законом Республики Башкортостан N 437-з "О запрете на территории Республики Башкортостан деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов" с 01.01.2008 на территории республики запрещена деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона N 244-ФЗ государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере организации и проведения азартных игр, иными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации в пределах их компетенции, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление функций по управлению игорными зонами.
При этом в соответствии с подп. 5 п. 1 указанной статьи государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется, в том числе, путем выявления, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.
Таким образом, указанной статьей Закона N 244-ФЗ ликвидация организаций в принудительном порядке по заявлению органов, осуществляющих государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр, в качестве способа государственного регулирования такой деятельности, правового последствия нарушения требований указанного закона, не предусмотрена.
В силу ч. 3 ст. 16 Закона N 244-ФЗ, п. 5.1.9 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральной налоговой службой осуществляется контроль за соблюдением организаторами азартных игр требований, установленных ч. 1, 2 ст. 16 Закона N 244-ФЗ.
В соответствии с п. 3 Инструкции о порядке проведения Федеральной налоговой службой проверки технического состояния игрового оборудования и соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.11.2007 N 100н, в ходе контроля соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям, налоговыми органами проводится проверка соблюдения организаторами азартных игр требований, установленных ч. 1, 2 ст. 16 Закона N 244-ФЗ.
Согласно п. 15 указанной инструкции в случае выявления в результате проведения проверки нарушений установленных требований, руководителем налогового органа по месту постановки на учет организатора азартных игр выносится предписание об устранении выявленных нарушений: о прекращении деятельности всех игорных заведений (структурных подразделений) организатора азартных игр, не соответствующих требованиям, установленным ч. 1, 2 ст. 16 Закона N 244-ФЗ, об устранении иных нарушений. В случае невыполнения в срок предписания налогового органа об устранении нарушений законодательства должностными лицами налогового органа составляются протоколы об административном правонарушении по признакам ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанным нормативно-правовым актом иных полномочий в части осуществления мероприятий по выявлению, запрещению и пресечению деятельности лиц в сфере игорного бизнеса с нарушением требований законодательства (в том числе полномочий по ликвидации) налоговому органу также не предоставлено.
С учетом изложенного, довод налоговой инспекции о наличии у него права на обращение в суд с рассматриваемым иском на основании ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 11 ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", подлежит отклонению как основанный на неправильном истолковании закона.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ИФНС России по г. Стерлитамаку не является лицом, имеющим право обращаться в арбитражный суд с заявлением о ликвидации юридических лиц при проведении мероприятий по контролю за соблюдением организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь ст. 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.05.2011 по делу N А07-2418/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Матвеева |
Судьи |
С.А. Бабкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-2418/2011
Истец: ИФНС России по г. Стерлитамаку РБ, ИФНС России по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан
Ответчик: ООО Век лотереи
Третье лицо: Тимофеева Э. М., Тимофеева Эльвира Минигалимовна