Екатеринбург |
|
28 ноября 2011 г. |
Дело N А07-7731/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Сухановой Н.Н., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа г. Нефтекамск (ИНН 0264053189, ОГРН 1050203277662; далее - администрация, должник) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.05.2011 по делу N А07-7731/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания в сети "Интернет" на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
Представители лиц, участвующих в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным и отмене постановления заместителя начальника Специализированного отдела по исполнению особых исполнительных документов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан - заместителя старшего судебного пристава Акбулатова Д.М. (далее - судебный пристав) от 21.04.2011 об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на расчётных счетах в банке.
Решением суда от 27.05.2011 (судья Искандаров У.С.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2011 (судьи Иванова Н.А., Бояршинова Е.В., Дмитриева Н.Н.) решение суда оставлено без изменения.
Суды пришли к выводу, что оспариваемое постановление судебного пристава вынесено в соответствии с требованиями ст. 68, 69 и 70 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ), права и законные интересы заявителя названным постановлением не нарушены, поэтому оснований для признания его недействительным не имеется.
В кассационной жалобе администрация просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ, ч. 2 ст. 239, ст. 242.1, ч. 1, 4 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также на неправильное толкование разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Определении от 03.07.2008 N 734-О-П. По мнению должника, обращение взыскания на денежные средства администрации возможно только в случае, когда оно производится в отношении лицевых счетов по месту их открытия - в Отделении по г. Нефтекамск Управления федерального казначейства по Республике Башкортостан - для учёта операций по исполнению расходов местного бюджета, и недопустимо в отношении других счетов, открытых в иных финансово-кредитных учреждениях за пределами муниципального образования должника.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии ч. 1 ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Одной из мер принудительного исполнения является обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги (п. 1 ч. 3 ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях.
Частью 1, 2 ст. 70 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ предусмотрено, что наличные денежные средства в рублях и иностранной валюте, обнаруженные у должника, в том числе хранящиеся в сейфах кассы должника-организации, находящиеся в изолированном помещении этой кассы или иных помещениях должника-организации либо хранящиеся в банках и иных кредитных организациях, изымаются и арестовываются. Изъятые денежные средства не позднее операционного дня, следующего за днем изъятия, сдаются в банк для перечисления на депозитный счет подразделения судебных приставов. Перечисление денежных средств со счетов должника производится на основании исполнительного документа и (или) постановления судебного пристава-исполнителя без представления в банк или иную кредитную организацию взыскателем или судебным приставом-исполнителем расчетных документов.
В силу п. 2 и 3 ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с гл. 24.1 настоящего Кодекса.
Согласно разъяснению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенному в абзаце 2 п. 2 постановления от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям гл. 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
Исключение из этого правила установлено п. 12 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Согласно разъяснению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенному в абзаце 1 п. 2 постановления от 17.05.2007 N 31, при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке постановления о наложении административного штрафа данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу п. 13 ст. 242.3, п. 12 ст. 242.4, п. 12 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что в производстве судебного пристава находится сводное исполнительное производство от 16.03.2011 N 649/11/68/2-СД в отношении администрации о взыскании в доход федерального бюджета задолженности по административным штрафам в сумме 370 000 руб.
Поскольку списанных денежных средств для полного погашения имеющейся в рамках сводного исполнительного производства задолженности недостаточно, судебным приставом вынесено постановление от 21.04.2011 об аресте и списании денежных средств с расчётных счетов должника в банке - в филиале ОАО "УРАЛСИБ" в г. Уфа. Данным постановлением судебный пристав обратил взыскание на непогашенную сумму задолженности администрации - 280 000 руб., находящихся на счетах должника, открытых в кредитной организации.
При таких обстоятельствах вывод судов о правомерности оспариваемого постановления судебного пристава основан на правильном применении вышеуказанных норм материального права.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.05.2011 по делу N А07-7731/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа г. Нефтекамск - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кангин |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 1 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
Исключение из этого правила установлено п. 12 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Согласно разъяснению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенному в абзаце 1 п. 2 постановления от 17.05.2007 N 31, при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке постановления о наложении административного штрафа данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу п. 13 ст. 242.3, п. 12 ст. 242.4, п. 12 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 ноября 2011 г. N Ф09-7625/11 по делу N А07-7731/2011