Екатеринбург |
|
17 ноября 2011 г. |
N Ф09-7026/11 |
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 августа 2011 г. N 17АП-6856/11
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Соколовой Н.П., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра) на решение Арбитражного суда Пермского края от 03.06.2011 по делу N А50-3745/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2011 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Управление имущественных отношений и инфраструктуры администрации Верещагинского муниципального района Пермского края (далее - Управление имущественных отношений) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным отказа Управления Росреестра от 14.01.2011 в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 59:16:0010118:128 площадью 27 кв. м, расположенный по адресу: Пермский край, г. Верещагино, р-н Капидоны, ряд N 28, гаражный бокс N 8, обязании Управления Росреестра провести государственную регистрацию перехода права собственности на указанный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Шарунов Валерий Семенович.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 03.06.2011 (судья Елизарова И.В.) заявленные требования удовлетворены. Отказ Управления Росреестра от 14.01.2011 N 03/020/2010-358 в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером 59:16:0010118:128 площадью 27 кв. м, расположенный по адресу: Пермский край, г. Верещагино, р-н Капидоны, ряд N 28, гаражный бокс N 8, признан незаконным. На заинтересованное лицо возложена обязанность зарегистрировать переход права собственности на данный земельный участок.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2011 (судьи Голубцова Ю.А., Гребенкина Н.А., Дюкин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 20, 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав N 122-ФЗ), ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель считает, что им правомерно отказано в регистрации перехода права собственности на земельный участок со ссылкой на отсутствие совместного обращения всех собственников, так как спорный земельный участок образован в результате раздела земельного участка, поставленного на кадастровый учет до введения в действие Федерального закона от 27.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Управление Росреестра также ссылается на неправильное применение апелляционным судом п. 6 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, так как на момент вынесения оспариваемого отказа данная норма права не действовала. Кроме того, заявитель указывает на отсутствие доказательств нарушения прав и законных интересов Управления имущественных отношений в результате принятия оспариваемого отказа, при этом выводы судов о невозможности распоряжения Управлением имущественных отношений земельным участком являются, по мнению Управления Росреестра, необоснованными.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует читать как "24 июля 2007 г."
Как установлено судами и следует из материалов дела, Шарунов В.С. является собственником гаражного бокса общей площадью 23,2 кв. м (назначение: нежилое, 1 этаж), расположенного по адресу: Пермский край, г. Верещагино, в р-не пригорода Капидоны, гаражно-строительный кооператив N 16, бокс N 8 (свидетельство о государственной регистрации права от 30.07.2009 серии 59 ББ N 385443).
Распоряжением Управления имущественных отношений от 23.06.2009 N 430-з в связи с получением от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Пермскому краю от 30.05.2008 N 09-26/05206 информации об отсутствии в Едином государственном реестре юридических лиц гаражно-строительного кооператива N 16 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 1320 кв. м с кадастровым номером 59:16:001 01 18:0012, расположенным по адресу: Пермский край, г. Верещагино, пригород Капидоны.
Шарунов В.С. 07.06.2010 обратился в Управление имущественных отношений с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка под принадлежащим ему на праве собственности гаражом.
Распоряжением Управления имущественных отношений от 21.06.2010 N 499-з Шарунову В.С. в собственность за плату предоставлен земельный участок с кадастровым номером 59:16:0010118:128 общей площадью 27 кв. м, расположенный по адресу: Пермский край, г. Верещагино, р-н Капидоны, ряд N 28, гаражный бокс N 8.
На основании данного распоряжения между Управлением имущественных отношений (продавец) и Шаруновым В.С. (покупатель) 21.06.2010 заключен договор N 142 купли-продажи указанного земельного участка.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 17.05.2010 N 5916/201/10-2102 земельный участок с кадастровым номером 59:16:0010118:128 площадью 27 кв. м образован из земельного участка с кадастровым номером 59:16:0010118:12.
Муниципальное образование "Верещагинский муниципальный район Пермского края" и Шарунов В.С. 23.07.2010 обратились в Управление Росреестра с заявлениями о проведении государственной регистрации перехода права собственности на названный земельный участок. К указанным заявлениям на государственную регистрацию были представлены: договор купли-продажи земельного участка от 21.06.2010, распоряжения Управления имущественных отношений от 22.01.2010 N 16-3, от 21.06.2010 N 499-з, кадастровый паспорт земельного участка от 17.05.2010 N 5916/201/10-2102, чек об уплате государственной пошлины от 19.07.2010 N 121.
В уведомлении от 17.08.2010 N 03/020/2010-358 Управление Росреестра сообщило заявителям о приостановлении государственной регистрации на основании п. 1 ст. 19 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ в связи с непредставление для государственной регистрации документов, предусмотренных ст. 22.2 указанного закона.
Согласно уведомлению регистрирующего органа от 16.09.2010 государственная регистрация приостановлена с 16.09.2010 до 15.12.2010 на основании заявления представителя муниципального образования "Верещагинский муниципальный район Пермского края" в соответствии с п. 3 ст. 19 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ.
В сообщении от 14.01.2011 N 03/020/2010-358 Управление Росреестра отказало в государственной регистрации права собственности на земельный участок на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ в связи с непредставлением документов на все земельные участки, образованные из земельного участка с кадастровым номером 59:16:0010118:12, что предусмотрено п. 4 ст. 22.2 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ.
Полагая данный отказ неправомерным, нарушающим права и законные интересы муниципального образования, Управление имущественных отношений обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя требования Управления имущественных отношений, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалованными действиями своих прав и законных интересов.
В силу ст. 16 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный ст. 17 указанного Закона, включает в себя, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который был установлен законодательством, действующим в месте издания таких актов, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 Закона, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 17 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ).
В соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
В рассматриваемом случае оспариваемый Управлением имущественных отношений отказ Управления Росреестра в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок мотивирован тем, что в нарушение п. 4 ст. 22.2 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ не представлены документы для государственной регистрации прав на все земельные участки, образованные из земельного участка с кадастровым номером 59:16:0010118:12.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что на государственную регистрацию перехода права собственности на земельный участок представлены все необходимые для осуществления этого действия документы. В частности, в качестве правоустанавливающего документа в Управление Росреестра был представлен договор купли-продажи земельного участка от 21.06.2010 N 142, на несоответствие которого по форме, содержанию и порядку заключения требованиям законодательства регистрирующий орган не ссылался.
С учетом данных обстоятельств суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации права собственности Шарунова В.С. на земельный участок площадью 27 кв. м с кадастровым номером 59:16:0010118:128.
При этом учитывая, что оспариваемый отказ в государственной регистрации перехода права собственности нарушает права Управления имущественных отношений по распоряжению земельным участком, суды обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Доводу Управления Росреестра о несоблюдении Муниципальным образованием "Верещагинский муниципальный район Пермского края" и Шаруновым В.С. при подаче документов на государственную регистрацию перехода права собственности положений ст. 22.2 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ ввиду непредставления документов на все земельные участки, образованные из ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером 59:16:0010118:12, судами дана надлежащая оценка.
По смыслу ст. 22.2 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ данной нормой регулируется порядок государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, когда основанием для государственной регистрации является факт образования нового земельного участка в результате перечисленных процедур.
Судами установлено, что спорный земельный участок сформирован из состава земельного участка с кадастровым номером 59:16:0010118:12, в отношении которого сведения о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют.
Учитывая, что в рассматриваемом случае заинтересованные лица обратились за государственной регистрацией права собственности на земельный участок на основании совершения гражданско-правовой сделки о его отчуждении, а не в связи с разделом земельного участка, в отношении ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 59:16:0010118:12 права у Шарунова В.С. отсутствуют, а сам земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, суды правомерно указали на отсутствие нарушений и оснований для применения ст. 22.2 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ при регистрации перехода права.
Ссылка Управления Росреестра на нарушение судами ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 20, 22.2 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку основана на неверном толковании указанных норм.
Довод заявителя о неправильном применении судом апелляционной инстанции п. 6 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, так как на момент вынесения оспариваемого отказа данная норма права не действовала, не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку данное обстоятельство не привело к принятию неправильного постановления.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного решение суда первой инстанции, постановление апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Пермского края от 03.06.2011 по делу N А50-3745/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В.Сулейменова |
Судьи |
Н.П.Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу ст. 22.2 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ данной нормой регулируется порядок государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, когда основанием для государственной регистрации является факт образования нового земельного участка в результате перечисленных процедур.
...
Учитывая, что в рассматриваемом случае заинтересованные лица обратились за государственной регистрацией права собственности на земельный участок на основании совершения гражданско-правовой сделки о его отчуждении, а не в связи с разделом земельного участка, в отношении ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 59:16:0010118:12 права у Шарунова В.С. отсутствуют, а сам земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, суды правомерно указали на отсутствие нарушений и оснований для применения ст. 22.2 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ при регистрации перехода права.
Ссылка Управления Росреестра на нарушение судами ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 20, 22.2 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку основана на неверном толковании указанных норм.
Довод заявителя о неправильном применении судом апелляционной инстанции п. 6 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, так как на момент вынесения оспариваемого отказа данная норма права не действовала, не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку данное обстоятельство не привело к принятию неправильного постановления."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 ноября 2011 г. N Ф09-7026/11 по делу N А50-3745/2011