Екатеринбург |
|
05 декабря 2011 г. |
Дело N А60-4098/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Кангина А. В., Ященок Т. П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области (далее - министерство) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.06.2011 по делу N А60-4098/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
министерства - Полюстров А.В. (доверенность от 12.01.2011 N 01-15-07/36);
общества с ограниченной ответственностью "Пышминское" (далее - общество) - Кульба Г.Ю. (доверенность от 01.07.2009).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании с Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области за счет казны Свердловской области как главного распорядителя бюджетных средств в качестве убытков недополученные субсидии за 2009 г. из бюджета на сумму 3 110 007 руб.
Решением суда от 17.06.2011 (судья Пономарева О.А.) заявленные требования удовлетворены
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2011 (судьи Борзенкова И.В., Васева Е.Е., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ее заявитель просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на отсутствие оснований для предоставления субсидий поскольку лимит выделенных на эти цели в соответствующем периоде бюджетных средств исчерпан; возникновение у истца убытков, вина министерства и наличие у него обязанности предоставить субсидии материалами дела не подтверждены.
Законность судебных актов в обжалуемой части проверена судом кассационной инстанции исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы (ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество является сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" от 29.12.2006 N 264. Основным видом предпринимательской деятельности общества является производство животноводческой продукции.
В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 05.03.2009 N 246-ПП утвержден порядок предоставления субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса в 2009-2011 гг., в том числе на поддержку элитного семеноводства (Приложение N 9, далее - Порядок N 1) и на поддержку животноводства (Приложение N 17, далее - Порядок N 2).
Ответчик в течение 2009 г. в соответствии с требованиями вышеназванного Порядка подавал документы для предоставления субсидий из областного бюджета в Пышминское управление сельского хозяйства и продовольствия, являющегося территориальным органом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области, которые им приняты без замечаний.
В связи с предоставлением субсидий не в полном объеме, общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суды указали на то, что общество является сельскохозяйственным товаропроизводителем, наличие и размер понесенных истцом убытков подтверждены материалами дела.
Законом Свердловской области от 04.02.2008 N 7-ОЗ "О государственной поддержке юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и(или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, в Свердловской области" предусмотрено предоставление из областного бюджета субсидий юридическим и физическим лицам, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции и(или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов.
Во исполнение указанного Закона вынесено Постановление Правительства Свердловской области от 05.03.2009 N 246-ПП "Об утверждении порядков предоставления субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса в 2009-2011 гг.".
Согласно порядкам предоставления субсидий на компенсацию затрат на поддержку элитного семеноводства и поддержку животноводства, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 05.03.2009 N 246-ПП, право на получение субсидии имеют сельскохозяйственные товаропроизводители, признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", являющиеся производителями животноводческой продукцию.
Пунктом 7 Порядка N 1 и пунктом 9 Порядка N 2 предусмотрено представление документов для получения субсидии, согласно приведенным в данных пунктам перечням.
В соответствии с п. 8 Порядка N 1 и п. 10 Порядка N 2 Управление сельского хозяйства и продовольствия министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области (далее - управление) или министерство контролирует правильность оформления представленных документов, в случае ненадлежащего оформления возвращает их на доработку. В справке-расчете делается запись о возврате документов на доработку с указанием даты возврата. В месячный срок с момента возврата документы должны быть доработаны и представлены в управление или министерство.
Пунктом 9 Порядка N 1 определено, что управление на основании справок-расчетов, представленных организациями, составляет сводную справку-расчет о причитающихся субсидиях на поддержку элитного семеноводства по форме согласно приложению N 3 к указанному Порядку, которую не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в министерство.
Пунктом 11 Порядка N 2 предусмотрено, что управление на основании справок-расчетов, представленных организациями, составляет сводную справку-расчет о причитающихся субсидиях на поддержку животноводства по форме согласно приложению N 3 к данному Порядку, которую не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в министерство.
Согласно п. 10 Порядка N 1 и п. 12 Порядка N 2 министерство на основании сводных справок-расчетов, полученных от управлений, и справок-расчетов организаций составляет сводную справку по области на выплату субсидий, которую не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в Министерство финансов Свердловской области.
В соответствии с п. 11 Порядка N 1 и п. 13 Порядка N 2 перечисление субсидии на расчетный счет осуществляется министерством на основании сводной справки-расчета по форме согласно приложению N 2 к Порядкам N 1 и 2.
В силу п. 14 Порядка N 1 и п. 15 Порядка N 2 субсидия не предоставляется в случае:
1) несоответствия организации требованиям, предусмотренным в п. 5 настоящего порядка;
2) непредставления документов, указанных п. 7 настоящего порядка;
3) представления документов, указанных в п. 7 Порядка, позднее 10 декабря текущего финансового года;
4) если предоставление субсидии повлечет превышение совокупных расходов на предоставление субсидии сверх доведенных до министерства лимитов бюджетных обязательств.
Совокупность вышеперечисленных положений свидетельствует о том, что в случае соответствия заявителя критериям, позволяющим его отнести к категории производителей сельхозпродукции, а также представленных документов требованиям к оформлению и соответствия заявленных субсидий доведенным лимитам управление обязано принять бюджетное обязательство к исполнению, о чем проставляется подпись и печать управления на справке-расчете.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что истец соответствует требованиям п. 5 Порядков N 1 и 2. Доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию переработки, к общему доходу от реализации товаров (работ, услуг), составила по итогам 2009 года 86% (строка 260 отчета об отраслевых показателях деятельности организации агропромышленного комплекса за 2009 г.).
Истец представил в территориальное управление справки-расчеты с приложением необходимых документов за май 2009 г. на поддержку элитного семеноводства, за июнь - август 2009 г. - на поддержку животноводства, которые Пышминским управлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области и бюджетные обязательства по ним, приняты, о чем имеется на справках-расчетах подпись должностных лиц и печать.
В качестве доказательства представления всех необходимых документов для получения субсидий судами приняты дополнительно представленные истцом справки по итогам проверки субсидий на элитное семеноводство за счет средств федерального и областного бюджетов от 23.09.2009 и 25.09.2009 за май 2009 г., а также справка от 13.07.2009, составленная по итогам проверки государственной поддержки за счет средств областного бюджета за январь - июнь 2009 г.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о соблюдении обществом установленного порядка получения субсидий и о возникновении у него права на их получение.
Судами оценена сводная таблица заявленных к получению и неполученных субсидий за 2009 г. Расчет истца признан судами правильным, доводов, опровергающих этот расчет, министерством не представлено.
Суды, установив отсутствие доказательств того, что выплата спорной суммы субсидий привела бы к превышению совокупных расходов на предоставление субсидий сверх доведенных до министерства лимитов бюджетных обязательств, пришли в соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к выводу о доказанности вины министерства в непредоставлении субсидий.
Поскольку ответчик не исполнил возникшую у него обязанность по выплате субсидий, суды обоснованно взыскали соответствующие суммы за счет казны Свердловской области.
Доводы заявителя кассационной жалобы о необходимости привлечения к участию в деле Пышминского управления Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области правильно оценены судами и фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и обстоятельств по делу и в связи с этим не принимаются судом кассационной инстанции в силу полномочий, установленных ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.06.2011 по делу N А60-4098/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н.Суханова |
Судьи |
А.В.Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 9 Порядка N 1 определено, что управление на основании справок-расчетов, представленных организациями, составляет сводную справку-расчет о причитающихся субсидиях на поддержку элитного семеноводства по форме согласно приложению N 3 к указанному Порядку, которую не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в министерство.
Пунктом 11 Порядка N 2 предусмотрено, что управление на основании справок-расчетов, представленных организациями, составляет сводную справку-расчет о причитающихся субсидиях на поддержку животноводства по форме согласно приложению N 3 к данному Порядку, которую не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в министерство.
Согласно п. 10 Порядка N 1 и п. 12 Порядка N 2 министерство на основании сводных справок-расчетов, полученных от управлений, и справок-расчетов организаций составляет сводную справку по области на выплату субсидий, которую не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в Министерство финансов Свердловской области.
В соответствии с п. 11 Порядка N 1 и п. 13 Порядка N 2 перечисление субсидии на расчетный счет осуществляется министерством на основании сводной справки-расчета по форме согласно приложению N 2 к Порядкам N 1 и 2.
В силу п. 14 Порядка N 1 и п. 15 Порядка N 2 субсидия не предоставляется в случае:"
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 декабря 2011 г. N Ф09-7859/11 по делу N А60-4098/2011