Екатеринбург |
|
07 декабря 2011 г. |
N Ф09-7866/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Кангина А.В., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области (ИНН 6658021577, ОГРН 1026605396817); (далее - министерство) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.06.2011 по делу N А60-2674/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2011 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
министерства - Полюстров А.В. (доверенность от 12.01.2011 N 01-15-07/36);
общества с ограниченной ответственностью "Камышловское" (ИНН 6658193553, ОГРН 1046602677472); (далее - общество) - Кульба Г.Ю. (доверенность от 29.09.2009 б/н).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к министерству о взыскании 866 601 руб. убытков.
Решением суда первой инстанции от 20.06.2011 (судья Пономарева О.А.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2011 (судьи Голубцов В.Г., Васева Е.Е., Борзенкова И.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит данные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов, в частности относительно наличия вины и противоправности действий министерства фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. В обоснование жалобы министерство указывает на необоснованное применение судами к спорным правоотношениям норм Гражданского кодекса Российской Федерации, полагая, что отношения между истцом и ответчиком являются бюджетными, а не гражданско-правовыми, соответственно, подлежат применению нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации. Министерство отмечает, что все денежные средства, поступившие из областного бюджета в качестве субсидий на поддержку животноводства в 2009 году, полностью использованы по соответствующей статье и по назначению. Между министерством и обществом отсутствует задолженность по субсидиям, что подтверждается актами сверки. Кроме того, лимиты бюджетных обязательств были установлены на один финансовый год, в настоящее время Закон об областном бюджете на 2009 год и Порядок предоставления субсидий, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 05.03.2009 N 246-ПП, утратили силу, в связи с этим оснований для взыскания субсидий за 2009 год не имеется. Министерство также указывает на то, что субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях возмещения части затрат на приобретение и производство товаров, а не в целях возмещения убытков, возникших в связи с производством (реализацией) товаров.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, основным видом предпринимательской деятельности общества является производство животноводческой продукции.
Истец в соответствии с порядком предоставления субсидий на компенсацию затрат на поддержку животноводства на протяжении 2009 года представлял в Камышловское управление министерства необходимые документы для получения субсидий в сумме 4 938 408 руб.
Между тем, как установлено судами и подтверждается соответствующими актами сверки, министерство в 2009 году выделило истцу субсидии в размере 4 071 807 руб. 00 коп., что меньше заявленной суммы на 866 601 руб.
Общество, полагая, что указанная сумма (866 601 руб.) является для него убытками, возникшими в результате противоправного бездействия министерства, обратилось с соответствующим исковым заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, взыскивая в пользу общества убытки со Свердловской области в лице министерства за счет казны Свердловской области, руководствовались ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Свердловской области от 05.03.2009 N 246-ПП "Об утверждении порядков предоставления субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса в 2009 - 2011 годах", указали, что общество является сельскохозяйственным товаропроизводителем, и исходили из доказанности материалами дела наличия и размера понесенных истцом убытков в результате неправомерного бездействия министерства, выразившегося в невыплате субсидий в размере 866 601 руб.
Выводы судов соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Судами правильно определено, что спорные правоотношения сторон связаны с предоставлением из областного бюджета субсидий на поддержку животноводства. Предметом взыскания по данному иску являются убытки, возникшие у общества в результате противоправного бездействия министерства, заключающегося в невыплате субсидий. Рассматриваемые исковые требования правомерно квалифицированы судами как взыскание внедоговорных убытков, подлежащих возмещению на основании ст. 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судами верно указано, что обстоятельствами, подлежащими доказыванию, являются: противоправность действий (бездействия) ответчика, размер понесенных убытков, причинная связь между действиями ответчика и возникшими убытками общества, вина ответчика.
Законом Свердловской области от 04.02.2008 N 7-ОЗ "О государственной поддержке юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, в Свердловской области" предусмотрено предоставление из областного бюджета субсидий юридическим и физическим лицам, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов.
Во исполнение данного закона вынесено постановление Правительства Свердловской области от 05.03.2009 N 246-ПП "Об утверждении порядков предоставления субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса в 2009 - 2011 годах". Названным постановлением утвержден "Порядок предоставления из областного бюджета субсидий на поддержку животноводства" (далее - Порядок предоставления субсидий).
В силу п. 5 Порядка предоставления субсидий право на получение субсидии имеют сельскохозяйственные товаропроизводители, признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", являющиеся производителями животноводческой продукцию.
Пунктом 9 Порядка предоставления субсидий предусмотрено представление документов для получения субсидии, согласно приведенным перечням.
В соответствии с п. 10 Порядка предоставления субсидий Управление сельского хозяйства и продовольствия министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области (далее - управление) или министерство (ответчик) контролирует правильность оформления представленных документов, в случае ненадлежащего оформления возвращает их на доработку. В справке-расчете делается запись о возврате документов на доработку с указанием даты возврата. В месячный срок с момента возврата документы должны быть доработаны и представлены в управление или министерство.
Управление на основании справок-расчетов, представленных организациями, составляет сводную справку-расчет о причитающихся субсидиях на поддержку животноводства по форме согласно приложению N 3 к данному Порядку, которую не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в министерство (п. 11 Порядка предоставления субсидий).
Согласно п. 12 Порядка предоставления субсидий министерство на основании сводных справок-расчетов, полученных от управлений, и справок-расчетов организаций составляет сводную справку по области на выплату субсидий, которую не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в Министерство финансов Свердловской области.
Пункт 13 Порядка предоставления субсидий предусматривает, что перечисление субсидии на расчетный счет осуществляется на основании сводной справки - расчета.
В силу п. 15 Порядка предоставления субсидий субсидия не предоставляется в случае: несоответствия организации требованиям, предусмотренным в п. 5 данного порядка; непредставления документов, указанных п. 7 данного порядка; представления документов, указанных в п. 7 Порядка, позднее 10 декабря текущего финансового года; если предоставление субсидии повлечет превышение совокупных расходов на предоставление субсидии сверх доведенных до министерства лимитов бюджетных обязательств.
Из анализа приведенных положений следует, что в случае соответствия общества критериям, позволяющим его отнести к категории производителей сельхозпродукции, а также представленных документов требованиям к оформлению и соответствия заявленных субсидий доведенным лимитам Управление министерства обязано принять бюджетное обязательство к исполнению, о чем проставляется подпись и печать Управления министерства на справке-расчете.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что обществом соблюдены вышеназванные требования Порядка предоставления субсидий. Между тем министерство не выполнило свою встречную обязанность по предоставлению обществу субсидий в спорной сумме.
Судами установлено, что общество соответствует требованиям п. 5 Порядка предоставления субсидий, относится к производителям сельскохозяйственной продукции, которые в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 05.03.2009 N 246-ПП имеют право на получение субсидий. Истец в 2009 году представил все необходимые документы для получения субсидий. Справки были приняты Камышловским управлением, о чем свидетельствуют соответствующие отметки. Документы не возвращались на доработку в соответствии с п. 10 Порядка предоставления субсидий, что свидетельствует о соблюдении обществом порядка предоставления документов. Возврат справки-расчета за август 2009 года произведен необоснованно, поскольку упомянутым Порядком предоставления субсидий (п. 10) на данной стадии возможен только возврат документов на доработку в связи с их ненадлежащим оформлением, чего сделано не было.
Доказательства того, что выплата обществу спорной суммы субсидий в размере 866 601 руб. привела бы к превышению совокупных расходов на предоставление субсидий сверх доведенных до министерства лимитов бюджетных обязательств, материалы дела не содержат.
Таким образом, суды правомерно указали на то, что у министерства отсутствовали правовые основания для перечисления обществу средств, подлежащих выделению из бюджета на поддержку животноводства в спорный период, в недостаточном объеме.
При названных обстоятельствах обществу причинен ущерб в виде убытков, возникших в связи с непредставлением ему министерством в полном объеме вышеназванных средств, необходимых для осуществления деятельности, связанной с производством животноводческой продукции.
Судами верно отмечено, что противоправность действий министерства выражена в несоблюдении им предусмотренного порядка предоставления субсидий, вина министерства заключается в бездействии по непредставлению истцу субсидии в спорной сумме, причинно-следственная связь между действиями министерства и понесенными убытками установлена в том, что ответчик при указанных обстоятельствах должен был выплатить субсидию в указанной сумме.
На основании вышеизложенного исковые требования правомерно удовлетворены судами в сумме 866 601 руб. фактически причиненных и доказанных истцом убытков в соответствии со ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определяя источник, за счет которого должны быть взысканы заявленные по рассматриваемому делу убытки, суды с учетом разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", пришли к правильному выводу о том, что поскольку главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для предоставления субсидий в соответствии с Областным законом от 19.12.2008 N 119-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов", является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области, то требования истца о взыскании убытков в спорной сумме подлежат удовлетворению со Свердловской области в лице министерства за счет средств казны Свердловской области.
Приведенная министерством в обоснование отсутствия у него перед обществом задолженности по субсидиям ссылка на акты сверки, составленные между обществом и Белоярским управлением сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области, между Белоярским управлением и министерством, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку указанные акты сверки свидетельствуют только о фактически перечисленных суммах субсидий, а не о реальных обязательствах министерства перед производителями сельхозпродукции.
Доводы министерства о необоснованном применении к рассматриваемому спору Закона об областном бюджете на 2009 год и Порядка предоставления субсидий, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 05.03.2009 N 246-ПП, так как указанные правовые акты признаны утратившими силу, судом кассационной инстанции также отклоняются, поскольку названные закон и порядок действовали в период совершения соответствующими органами действий, которые привели к причинению истцу убытков.
Иные доводы министерства, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка судами обеих инстанций, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Кроме того, доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Указание в резолютивной части решения суда первой инстанции суммы взыскиваемых убытков, равной 866 001 руб. не влечет отмену судебных актов.
По вопросам разъяснения решения суда первой инстанции, исправления описок, опечаток и арифметических ошибок министерство может обратиться в соответствии со ст. 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суд, принявший этот судебный акт.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.06.2011 по делу N А60-2674/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Определяя источник, за счет которого должны быть взысканы заявленные по рассматриваемому делу убытки, суды с учетом разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", пришли к правильному выводу о том, что поскольку главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для предоставления субсидий в соответствии с Областным законом от 19.12.2008 N 119-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов", является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области, то требования истца о взыскании убытков в спорной сумме подлежат удовлетворению со Свердловской области в лице министерства за счет средств казны Свердловской области.
...
Доводы министерства о необоснованном применении к рассматриваемому спору Закона об областном бюджете на 2009 год и Порядка предоставления субсидий, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 05.03.2009 N 246-ПП, так как указанные правовые акты признаны утратившими силу, судом кассационной инстанции также отклоняются, поскольку названные закон и порядок действовали в период совершения соответствующими органами действий, которые привели к причинению истцу убытков."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 декабря 2011 г. N Ф09-7866/11 по делу N А60-2674/2011