Екатеринбург |
|
09 декабря 2011 г. |
Дело N А60-8258/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Татариновой И. А., Кангина А. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью Страховая компания "ББ-Здоровье" (далее - общество, страхователь, заявитель) и Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области (далее - фонд, учреждение) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.06.2011 по делу N А60-8258/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Пархоменко М.Б. (доверенность от 02.12.2011 N N 466), Бажанов А.В. (доверенность от 02.12.2011 N 465);
фонд - Подкорытова Е.А. (доверенность от 22.12.2010 N 73), Бессонова Л.О. (доверенность от 22.12.2010 N 70).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к фонду о признании недействительными акта проверки от 10.12.2010, предписания об устранении нарушений от 29.12.2010 и решения о самостоятельном удержании суммы штрафа в сумме 198 718,75 руб.
Решением суда от 09.06.2011 (судья Плюснина С.В.) в удовлетворении заявленных требований в части признания оспариваемых предписания и решения отказано, в части требований относительно признания недействительным акта проверки производство по делу прекращено.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в указанной части, суд первой инстанции исходил из подтверждения факта совершения обществом нарушения требований нормативно-правовых актов о порядке внесения данных в реестр фонда и наличия у учреждения полномочий для взыскания во внесудебном порядке штрафа.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2011 (судьи Гулякова Г.Н., Борзенкова И.В., Сафонова С.Н.) решение суда отменено в части, признано недействительным решение фонда об удержании штрафа в сумме 198 718 руб. 75 коп. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания неправомерным удержания с общества штрафа, апелляционный суд указал на отсутствие у фонда полномочий по взысканию его во внесудебном порядке.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на отсутствие его вины в наступлении негативных последствий.
Учреждение в жалобе просит отменить постановление апелляционного суда, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на наличие у него полномочий на взыскание с заявителя штрафа во внесудебном порядке.
Законность судебных актов в обжалуемой части проверена судом кассационной инстанции исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах и возражениях относительно жалоб (ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно требованиям ст. 4 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон) договор медицинского страхования является соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программам обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования.
В силу ст. 12 Закона финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.
Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования создаются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.
Фонды обязательного медицинского страхования предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.
Фонды обязательного медицинского страхования ведут базы данных и иные информационные ресурсы в сфере обязательного медицинского страхования граждан.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, определяет порядок формирования системы учета и отчетности, а также порядок и условия ведения баз данных и иных информационных ресурсов в системе обязательного медицинского страхования.
Взаимоотношения между фондом и страховыми медицинскими организациями, осуществляющими обязательное медицинское страхование (далее - ОМС), регулируются Типовыми правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными ФФОМС 03.10.2003 N 3856/30-3/и (зарегистрированы в Минюсте Российской Федерации от 24.12.2003 N 5359; далее - Правила), Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития от 28.02.2011 N 158н, Территориальными правилами обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, проживающих на территории Свердловской области, утвержденными Постановлением Правительства Свердловской области от 26.07.2005 N 585-ПП (далее - Территориальные правила), иными нормативными актами, а также условиями договоров, заключенными со страховой медицинской организацией (далее - СМО).
Согласно пунктам 4.1, 4.2, 4.4 Правил территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС) финансирует СМО на основании договора между ними. Такой договор заключается на основе типового договора (приложение к Правилам) и регулирует взаимоотношения ТФОМС и СМО.
Страховые медицинские организации, их филиалы в пределах переданных им полномочий, осуществляющие обязательное медицинское страхование на соответствующей территории, отвечают перед ТФОМС за соблюдение территориальных Правил обязательного медицинского страхования и обязательств по условиям договоров всеми средствами, полученными от ТФОМС, сформированными резервами, предусмотренными на цели ОМС, другими доходами, связанными с проведением ОМС, в том числе от инвестирования временно свободных средств резервов, и представляют необходимую информацию ТФОМС.
Как следует из материалов дела между фондом и обществом заключен договор о финансировании обязательного медицинского страхования от 02.02.2009 N 15.Согласно условиям указанного договора заявитель обязан организовать свою деятельность по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с действующим законодательством, территориальными правилами и другими утвержденными в установленном порядке нормативными документами.
На основании Положения о ТФОМС, утвержденном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1, фонд осуществляет контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых поверок.
Проверки проводятся ТФОМС на основании Методических рекомендаций по проведению контрольных проверок деятельности СМО, утвержденных ФФОМС 17.06.1997 N 2469/11 и осуществляются в соответствии с планом работы контрольно-ревизионного отдела, утвержденного руководителем ТФ ОМС, либо во внеплановом порядке на основании приказа исполнительного директора фонда.
В ходе проверки проводится анализ учетно-отчетной документации, анализируются материалы предыдущих проверок, проверяются оформление и выполнение договоров обязательного медицинского страхования, в частности ведение регистрации договоров, наличие договоров со страхователями, наличие и ведение реестра застрахованных, соответствие его реестру, переданному в региональный регистр застрахованных, соответствие общего количества застрахованных граждан количеству выданных полисов и реестру учета страховых медицинских полисов, ведение учета страховых полисов в соответствии с установленным порядком учета бланков строгой отчетности.
Также в ходе проверки осуществляется проверка соответствия финансирования СМО территориальным фондом заключенному договору, в том числе утвержденным дифференцированным по душевым нормативам финансирования обязательного медицинского страхования и численности застрахованных, срокам договора о финансировании указанного страхования.
По результатам проверки составляется акт, в котором отражаются результаты и отмечается устранение замечаний предыдущей проверки.
Обязанность СМО заключать типовые договоры со страхователями предусмотрена Законом Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1.
Согласно п.8-2 Территориальных правил взаимоотношения страхователя и СМО при обязательном медицинском страховании осуществляется на основании договора.
Отсутствие договоров со страхователями является нарушением территориальных правил.
Согласно ст. 12 Закона от 28.06.1991 N 1499-1 ТФОМС ведет базы данных и иные информационные ресурсы в сфере обязательного медицинского страхования. Для актуализации данных в соответствующем регистре ТФОМС в адрес СМО регулярно направляются сведения о ликвидированных страхователях.
В соответствии с п. 13 типового договора - договор обязательного медицинского страхования прекращается в случае ликвидации страхователя.
Пунктом 15 типового договора предусмотрено, что при утрате страхователем или страховщиком в период действия договора прав юридического лица вследствие реорганизации права и обязанности по настоящему договору переходят к соответствующим правопреемникам.
На основании п. 19 типового договора действие страховых полисов, выданных в соответствии с настоящим договором, прекращается либо одновременно с прекращением действия договора, либо при увольнении застрахованного лица с места работы, либо в случае его смерти.
В соответствии с п. 30 Территориальных правил страховой медицинский полис является документом, удостоверяющим заключение договора по обязательному медицинскому страхованию граждан.
Согласно п. 9-1 Территориальных правил заявитель обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В Территориальных правилах обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, проживающих на территории Свердловской области, утвержденных Постановлением Правительства Свердловской области от 26 июля 2005 г. N 585-ПП, пункт 9-1 отсутствует
В связи с вступлением в силу с 01.01.2010 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС" (п. 15 ч. 1 ст. 9) не подлежат обложению страховыми взносами суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации. С учетом изложенного, данная категория граждан не подлежит обязательному медицинскому страхованию.
В соответствии с п. 3 Территориальных правил субъектами обязательного медицинского страхования выступает гражданин, страхователь, СМО, медицинское учреждение.
В силу п. 7 Территориальных правил страхователями для работающих граждан являются организации, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, частные нотариусы, адвокаты, физические лица, заключившие трудовые договоры с работниками, а также выплачивающие по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются налоги в части, подлежащей зачислению в фонды обязательного медицинского страхования.
Как видно из материалов дела и установлено судами, проведенной фондом внеплановой проверкой установлено, что по состоянию на 01.12.2010 количество полисов обязательного медицинского страхования без соответствующих договоров (форма Типового договора утверждена Постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 N 1018) в регистре ТФОМС составляет 19536, к проверке договоры представлены не были.
Учреждением в адрес общества направлены письма от 12.03.2010 N 32-10/1197, от 09.11.2010 N 21-/407, в которых сообщались списки лиц, чьи регистрационные номера ликвидированы по данным налоговых органов в связи с прекращением деятельности, между тем в период с марта по ноябрь 2010 г. заявителем не приняты меры по исключению данных лиц из регистра фонда.
В связи с продолжением взаимоотношений с указанными лицами обществом нарушен п. 8-2 Территориальных правил и необоснованно получены заявителем из фонда денежные средства в размере 738 339,01 руб.
По состоянию на 01.12.2010 у общества имелись записи о работающих иностранных гражданах, застрахованных в период с 01.01.2010, временно находящихся в Российской Федерации, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам, которые не подлежат обязательному медицинскому страхованию.
Общее количество заключенных заявителем договоров на 01.12.2010 составляет 2780 и только по 226 страхователям в базу данных внесены списки убывших.
При таких обстоятельствах выводы судов о правомерности предписания фонда об устранении нарушений от 29.12.2010 и наличии оснований для взыскания штрафа являются правильными.
Доводы общества об отсутствии у него вины в совершении указанных нарушений судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку направлены на переоценку установленных судами вышеуказанных обстоятельств.
Относительно довода жалобы учреждения о наличии у него права на взыскание штрафных санкций во внесудебном порядке суд кассационной инстанции отмечает следующее.
В силу вышеприведенных норм законодательства правоотношения между заявителем и ТФОМС носят публичный характер. Нормативными правовыми актами, регулирующими спорные правоотношения, порядок взыскания штрафных санкций не предусмотрен. Судом апелляционной инстанции установлено, что упомянутый порядок не предусмотрен также и Типовым, и заключенным между сторонами договором.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Конституционный Суд Российской Федерации Определением от 04.03.1999 N 50-О разъяснил, что бесспорный порядок взыскания с юридических лиц сумм штрафа и иных санкций без их согласия, т.е. при возражениях против указанных взысканий, является неконституционным вне зависимости от органа, принявшего решение о производстве взыскания, и нормативного акта, предоставившего ему такое право. Данное разъяснение распространяется на все органы, в том числе государственной службы и фискальные органы, поскольку ими могут применяться аналогичные санкции, в том числе даже предусматривающие порядок их бесспорного взыскания.
В связи с этим взыскание штрафных санкций контролирующими органами осуществляется в судебном порядке, с учетом положений гл. 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В рамках такого спора реализуются функции судебного контроля за законностью наложения санкций и соблюдением порядка досудебного урегулирования спора.
С учетом изложенного апелляционный суд пришел к правильному выводу об отсутствии у учреждения правовых оснований для взыскания с общества штрафа во внесудебном порядке и правомерно отменил в этой части решение суда первой инстанции.
Доводы фонда об обратном основаны на неверном толковании норм материального права и в связи с этим отклоняются судом кассационной инстанции.
С учетом изложенного постановление апелляционного суда подлежит оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2011 по делу N А60-8258/2011 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью Страховая компания "ББ-Здоровье", Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н.Суханова |
Судьи |
И.А.Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В связи с продолжением взаимоотношений с указанными лицами обществом нарушен п. 8-2 Территориальных правил и необоснованно получены заявителем из фонда денежные средства в размере ...
...
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Конституционный Суд Российской Федерации Определением от 04.03.1999 N 50-О разъяснил, что бесспорный порядок взыскания с юридических лиц сумм штрафа и иных санкций без их согласия, т.е. при возражениях против указанных взысканий, является неконституционным вне зависимости от органа, принявшего решение о производстве взыскания, и нормативного акта, предоставившего ему такое право. Данное разъяснение распространяется на все органы, в том числе государственной службы и фискальные органы, поскольку ими могут применяться аналогичные санкции, в том числе даже предусматривающие порядок их бесспорного взыскания.
В связи с этим взыскание штрафных санкций контролирующими органами осуществляется в судебном порядке, с учетом положений гл. 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В рамках такого спора реализуются функции судебного контроля за законностью наложения санкций и соблюдением порядка досудебного урегулирования спора."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 декабря 2011 г. N Ф09-7970/11 по делу N А60-8258/2011