Екатеринбург |
|
08 декабря 2011 г. |
Дело N А71-100/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А. А.,
судей Купреенкова В. А., Мындря Д. И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике (далее - Росимущество) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.05.2011 по делу N А71-100/11 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель управления - Соколов О.В. (доверенность от 11.01.2011 N 6).
Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Удмуртской Республике в лице Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики (далее - Министерство) о признании права собственности Российской Федерации на здания в стадии реконструкции, расположенные по адресу: г. Ижевск, ул. Сивкова, д. 180, с кадастровым (или условным) номером 18-18-01/017/2005-278, площадью 142,7 кв. м, с кадастровым (или условным) номером объекта 18-18-01/017/2005-277, площадью 394,8 кв. м, и признании отсутствующим права собственности Удмуртской Республики на указанные объекты недвижимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное унитарное предприятие Удмуртской Республики "Удмурттехинвентаризация", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, Государственное учреждение культуры "Национальный музей Удмурткой Республики имени Кузебая Герда".
Решением суда от 11.05.2011 (судья Конькова Е.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2011 (судьи Гребенкина Н.А., Усцов Л.А., Голубцова Ю.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Росимущество просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами положений Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и федеральную собственность", ст. 208, 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, неполное исследование судами обстоятельств дела. Заявитель полагает, что возникновение права собственности Удмуртской Республики на спорные здания не доказано, поскольку в материалы дела была представлена копия технического паспорта по состоянию на 23.11.1981, в котором указывается на регистрационное удостоверение от 23.10.1947 N 21, но само удостоверение в материалах дела отсутствует. По мнению заявителя, спорные объекты относятся к федеральной собственности в силу закона, так как здание, расположенное по адресу: г. Ижевск, ул. Сивкова, д. 180, включено в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Заявитель ссылается на нераспространение на заявленные требования срока исковой давности, поскольку спорные объекты из владения Российской Федерации не выбывали.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство указывает на несостоятельность доводов заявителя, просит судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами, в зданиях литера А, Б, находящихся по адресу: г. Ижевск, ул. Сивкова, д. 180, с 1947 года располагается Национальный республиканский музей, которому данные здания предоставлены в оперативное управление.
Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения включен казенный дом (начало XIX века, 1820-е годы), находящийся по адресу: г. Ижевск, ул. Сивкова, д. 180.
Деревянный дом литера Б в состав названного памятника истории и культуры федерального значения не вошел.
Согласно охранному обязательству по недвижимому памятнику истории и культуры от 16.12.1999 N 3 Национальный музей Удмуртской Республики обязался использовать памятник "Казенный дом N 30" 1820-е годы, находящийся под охраной государства и имеющий статус федерального значения, исключительно в соответствии с предусмотренными целями для его дальнейшего сохранения как памятника истории и культуры.
На основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 05.07.1999 N 625 здания литера А (памятник истории и культуры) и литера Б, находящиеся по адресу: г. Ижевск, ул. Сивкова, д. 180, внесены реестр государственного имущества Удмуртской Республики.
На указанные здания в стадии реконструкции площадью 142,7 кв. м (литера Б) и площадью 394,8 кв. м (литера А) зарегистрировано право собственности Удмуртской Республики, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 12.04.2005.
Росимущество, полагая, что названные объекты недвижимости как объекты исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения являются федеральной собственностью в силу прямого указания закона - п. 3 приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и федеральную собственность" (далее - Постановление N 3020-1), обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что истцом не доказано отнесение спорного имущества к федеральной собственности.
Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не регистрировались в соответствии с п. 1, 2 ст. 6 названного Закона (п. 58, 59 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Согласно п. 3 приложения N 1 к Постановлению N 3020-1 объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации относятся исключительно к федеральной собственности.
Пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрено, что оформление права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты недвижимого имущества, отнесенные к недвижимым памятникам истории и культуры республиканского значения, недвижимым памятникам истории и культуры федерального (общероссийского) значения либо к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения после 27.12.1991, осуществляется по основаниям, не связанным с отнесением указанных объектов недвижимого имущества к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
В силу ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Суды, установив, что объект недвижимости литера А, расположенный по адресу: г. Ижевск, ул. Сивкова, д. 180, включен в Перечень памятников истории и культуры федерального (общероссийского) значения Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176, деревянное здание литера Б в состав памятника культуры не вошло, доказательств признания здания литера А объектом культуры общероссийского значения до издания названного Указа не представлено, пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для отнесения спорных объектов к федеральной собственности в силу Постановления N 3020-1, так как на момент разграничения права собственности на государственное имущество здания республиканского музея не имели статуса объекта культурного наследия общероссийского значения. Последующее включение здания литера А в перечень таких объектов не влечет возникновение права федеральной собственности на него. Положениями ст. 218, 235 Гражданского кодекса Российской Федерации такого основания для возникновения права собственности у одного лица и прекращения права собственности у другого не предусмотрено.
Судами также установлено, что спорные объекты недвижимости фактически во владении Российской Федерации не находились, а в течение длительного времени использовались для размещения республиканского музея и ответчиком осуществляется реставрация и охрана этих объектов.
Кроме того, в материалы дела представлено Постановление Правительства Российской Федерации от 22.10.1992 N 814 "О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Удмуртской Республики", согласно которому принято решение передать в государственную собственность субъекта Российской Федерации Удмуртский республиканский краеведческий музей, в связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к выводу о соблюдении процедуры передачи спорных объектов в собственность Удмуртской Республики.
С учетом изложенных обстоятельств суды обоснованно отказали в признании права федеральной собственности на здания литера А, Б, расположенные по адресу: г. Ижевск, ул. Сивкова, д. 180.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на то, что материалами дела не доказано возникновение права собственности Удмуртской Республики на спорные объекты недвижимости, отклоняются. Выводы судов основаны на совокупной оценке все доказательств по делу в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе технического паспорта по состоянию на 23.11.2008, который принят судами в качестве доказательства использования спорных объектов в качестве республиканского национального музея. Оснований для переоценки доказательств и установления новых обстоятельств у суда кассационной инстанции не имеется в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судами установлен пропуск истцом срока исковой давности, о котором заявлено ответчиком.
Как посчитали суды, о нарушении своего права Росимущество могло узнать не позднее апреля 2005 года - даты государственной регистрации права собственности Удмуртской Республики на спорные объекты недвижимости.
При этом судом апелляционной инстанции отмечено, что с момента издания Указа Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176, на основании которого одному из спорных зданий был присвоен статус памятника культуры общероссийского значения, Российской Федерацией в лице уполномоченных органов никаких действий по реализации прав собственника в отношении этого объекта не осуществлялось, и кроме того, в материалы дела представлен акт приема-передачи информационно-аналитических массивов данных от 01.03.2004, оформленный Росимуществом и Министерством, по которому Росимуществу была передана информация об объектах федерального недвижимого имущества. В связи с этим суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что как минимум с этого момента Российской Федерации должно было стать известно о том, что спорные объекты недвижимости не включены в реестр федерального имущества.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 195, 196, 199, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды признали, что Росимущество обратилось с рассматриваемым иском после истечения трехлетнего срока исковой давности.
Судом апелляционной инстанции правомерно отклонена ссылка Росимущества на ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации. Учитывая, что судами факт нахождения спорного имущества во владении Российской Федерации не установлен, оснований для применения названной нормы не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.05.2011 по делу N А71-100/11 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
В.А. Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как посчитали суды, о нарушении своего права Росимущество могло узнать не позднее апреля 2005 года - даты государственной регистрации права собственности Удмуртской Республики на спорные объекты недвижимости.
При этом судом апелляционной инстанции отмечено, что с момента издания Указа Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176, на основании которого одному из спорных зданий был присвоен статус памятника культуры общероссийского значения, Российской Федерацией в лице уполномоченных органов никаких действий по реализации прав собственника в отношении этого объекта не осуществлялось, и кроме того, в материалы дела представлен акт приема-передачи информационно-аналитических массивов данных от 01.03.2004, оформленный Росимуществом и Министерством, по которому Росимуществу была передана информация об объектах федерального недвижимого имущества. В связи с этим суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что как минимум с этого момента Российской Федерации должно было стать известно о том, что спорные объекты недвижимости не включены в реестр федерального имущества.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 195, 196, 199, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды признали, что Росимущество обратилось с рассматриваемым иском после истечения трехлетнего срока исковой давности.
Судом апелляционной инстанции правомерно отклонена ссылка Росимущества на ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации. Учитывая, что судами факт нахождения спорного имущества во владении Российской Федерации не установлен, оснований для применения названной нормы не имеется."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 декабря 2011 г. N Ф09-7844/11 по делу N А71-100/2011