Екатеринбург |
|
25 июня 2014 г. |
Дело N А60-41361/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Черкезова Е.О., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Банка России по Свердловской области (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133; далее - Главное управление Банка России; административный орган) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2014 по делу N А60-41361/2013 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители Главного управления Банка России - Мякишев В.В. (доверенность от 27.12.2013), Маликова И.А. (доверенность от 27.12.2013).
Открытое акционерное общество "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" (ОГРН 1026600000460, ИНН 6608003052; далее - общество "СКБ-банк", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного управления Банка России от 10.10.2013 N 60-13-Ю/0040/3110 о назначении административного наказания, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде наложения административного штрафа в сумме 200 000 руб.
Решением суда от 27.12.2013 (судья Хомякова С.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2014 (судьи Васева Е.Е., Осипова С.П., Риб Л.Х.) решение суда первой инстанции отменено; заявленные требования удовлетворены. Апелляционный суд признал незаконным и отменил оспариваемое постановление административного органа.
В кассационной жалобе Главное управление Банка России просит отменить постановление апелляционного суда, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение (толкование) апелляционным судом норм материального права, несоответствие выводов апелляционного суда установленным фактическим обстоятельствам.
Заявитель жалобы считает, что действия общества "СКБ-банк" по представлению в уполномоченный орган неверной информации о том, что сделка с недвижимостью заключена без участия представителя получателя денежных средств по операции, свидетельствуют о представлении заявителем в уполномоченный орган недостоверных сведений о сделке, подлежащей обязательному контролю, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 Кодекса, вследствие чего у апелляционного суда отсутствовали правовые основания для переквалификации вмененного обществу "СКБ-банк" Главным управлением Банка России правонарушения на ч. 1 ст. 15.27 Кодекса.
По мнению общества "СКБ-банк", изложенному в отзыве на кассационную жалобу, апелляционный суд полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Общество "СКБ-банк" просит оставить постановление апелляционного суда без изменения, кассационную жалобу Главного управления Банка России - без удовлетворения.
Изучив доводы жалобы и материалы дела, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и из материалов дела следует, что 18.04.2013 общество "СКБ-банк" направило в уполномоченный орган отчет в виде электронного сообщения N 7756 по сделке с недвижимым имуществом, подлежащей обязательному контролю: договор купли-продажи недвижимого имущества от 25.12.2012 б/н, заключенный между закрытым акционерным обществом "Научно-производственное предприятие "Энергоресурс" и обществом с ограниченной ответственностью "СТОП 58" в лице директора Татаренко Сергея Ивановича, действующего на основании устава, на сумму 10 000 000 руб. 00 коп.
В поле "TU2" (Тип участника операции) блока "У2" раздела "Сведения о представителе получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом, поверенном, агенте, комиссионере, доверительном управляющем, действующим от имени получателя или в его интересах или за его счет в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления" отчета в виде электронного сообщения N 7756 заявителем указан символ "0" (операция осуществляется без участия представителя получателя денежных средств по операции) вместо символа "2", обозначающего, что операция осуществляется с участием представителя получателя по операции - физического лица Татаренко С.И.
Кроме того, в поле "NAMEU2" блока "У2" указанного сообщения обществом "СКБ-банк" не отражена информация о фамилии, имени, отчестве представителя получателя по сделке с недвижимым имуществом, подлежащей обязательному контролю.
Указанные действия квалифицированы административным органом как нарушающие требования п. 2.5 приложения N 4 к Положению Центрального банка Российской Федерации от 29.08.2008 N 321-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
По факту выявленного нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части осуществления внутреннего контроля, повлекшее представление в уполномоченный орган недостоверных сведений о сделке, подлежащей обязательному контролю, Главным управлением Банка России в отношении общества "СКБ-банк" составлен протокол об административном правонарушении от 03.09.2013 N 60-13-Ю/0040/1020ДСП, на основании которого вынесено постановление от 10.10.2013 N 60-13-Ю/0040/3110 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.27 Кодекса, в виде наложения административного штрафа в сумме 200 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, сделав выводы о доказанности Главным управлением Банка России наличия в действиях общества "СКБ-банк" состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 15.27 Кодекса, в том числе и вины в его совершении, не установив существенных процессуальных нарушений при привлечении общества "СКБ-банк" к административной ответственности и оснований для признания административного правонарушения малозначительным (ст. 2.9 Кодекса), отказал в удовлетворении заявленных обществом "СКБ-банк" требований.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление административного органа содержит неправильную квалификацию вмененного обществу правонарушения, вследствие чего в силу ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данное постановление подлежит признанию незаконным и отмене.
Суд кассационной инстанции считает правомерными выводы суда первой инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.27 Кодекса неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 - 4 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Частью 2 ст. 15.27 Кодекса установлено, что действия (бездействие), предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
Нормы, регулирующие защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусмотрены Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ).
В соответствии со ст. 5 Закона N 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, кредитные организации.
При названных обстоятельствах суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что общество "СКБ-банк" подпадает под условия ст. 5 Закона N 115-ФЗ и на него распространяются требования названного закона.
Статьей 6 Закона N 115-ФЗ предусмотрены операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю.
Пунктом 1.1 указанной статьи установлено, что сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 млн. рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн. рублей, или превышает ее.
Статьей 7 Закона N 115-ФЗ определены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, а именно: вид операции и основания ее совершения; дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена; сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания; наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом; сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно физического или юридического лица; сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического лица или юридического лица; сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона N 115-ФЗ сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.
Порядок представления информации в уполномоченный орган устанавливается Правительством Российской Федерации, а в отношении кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом (п. 7 ст. 7 Закона N 115-ФЗ).
Положением Банка России от 29.08.2008 N 321-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" (далее - Положение N 321-П), являющимся нормативным актом Банка России, установлен порядок представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Законом N 115-ФЗ.
На основании п. 2.1 Положения N 321-П направление кредитной организацией в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Законом N 115-ФЗ, осуществляется в виде отчета в виде электронного сообщения через территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации.
Описание структуры файла отчета в виде электронного сообщения представлено в приложениях 3 и 4 к Положению N 321-П (п. 2.5).
Согласно п. 13 Приложения N 3 к Положению N 321-П при представлении сведений о сделках с недвижимым имуществом в разделе "Сведения о лице, совершающем операцию с денежными средствами или иным имуществом" указываются сведения о лице, которое передает недвижимое имущество по договору в рамках сделки с недвижимым имуществом, в разделе "Сведения о получателе по операции с денежными средствами или иным имуществом" указываются сведения о лице, которое получает недвижимое имущество по этому договору в рамках сделки с недвижимым имуществом (код операции 8001).
Сведения о представителе получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом, поверенном, агенте, комиссионере, доверительном управляющем, действующем от имени получателя или в его интересах или за его счет в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления предусмотрены блоком "У2" приложения N 4 к Положению N 321-П (п. 137).
В силу п. 139 Приложения N 4 к Положению N 321-П в поле "TU2" указывается символ "2" в случае, если представителем получателя по сделке с недвижимостью, подлежащей обязательному контролю, выступает физическое лицо.
В соответствии с п. 141 Приложения N 4 к Положению N 321-П для физического лица указывается фамилия, имя, отчество.
Согласно ст. 182 Гражданского кодекса Российской Федерации представителем является лицо, действующее от имени другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
Суд первой инстанции обосновано указал на то, что представителем является лицо, совершающее операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет физического или юридического лица, полномочия которого подтверждены, в том числе, законом.
При этом в силу п. 1 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" единоличным исполнительным органом общества с ограниченной ответственностью может быть генеральный директор, директор или президент.
Поскольку из условий договора купли - продажи недвижимого имущества от 25.12.2012 б/н, подлежащего обязательному контролю, следует, что получателем по сделке является общество с ограниченной ответственностью "СТОП 58", законным представителем которого согласно уставу является директор Татарченко С.И., то данная сделка осуществлялась с его участием, в связи с этим в поле "TU2" должен быть проставлен символ "2", а также должна быть отражена информация о фамилии, имени и отчестве представителя получателя по сделке с недвижимостью в поле "NAMEU2".
Однако, как следует из материалов дела, общество "СКБ-банк" при направлении сведений в уполномоченный орган указало, что вышеуказанная сделка с недвижимостью совершена без участия представителя получателя (в поле "TU2" указан символ ноль "0").
Из содержания ч. 2 ст. 15.27 Кодекса следует, что объективную сторону данного правонарушения образует, в том числе, представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.
Таким образом, правильно применив указанные выше правовые нормы, на основании произведенной в порядке, предусмотренном ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав и оценив фактические обстоятельства дела, представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что несоответствие фактических данных, содержащихся в отчете в виде электронного сообщения и имеющих существенное значение для определения характера операции и ее существенных условий, свидетельствует о представлении обществом "СКБ-банк" в уполномоченный орган недостоверных сведений, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 Кодекса.
Суд кассационной инстанции полагает, что вышеназванные действия общества "СКБ-банк" не могут расцениваться как представление достоверных, но неполных сведений, в связи с чем вывод суда апелляционной инстанции о неверной квалификации Главным управлением Банка России вмененного обществу "СКБ-банк" правонарушения по ч. 2 ст. 15.27 Кодекса является ошибочным.
Рассматривая спор, суд первой инстанции установил, что факт правонарушения подтвержден материалами дела.
Доказательства, свидетельствующие о том, что обществом "СКБ-банк" были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения правонарушения, в материалы дела не представлены (ч. 2 ст. 2.1 Кодекса).
При названных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.27 Кодекса, является правильным.
Существенных нарушений Главным управлением Банка России порядка привлечения общества "СКБ-банк" к административной ответственности, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении, судом первой инстанции не установлено.
Общество "СКБ-банк" привлечено к административной ответственности в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 Кодекса.
Основания для признания совершенного обществом "СКБ-банк" правонарушения малозначительным (ст. 2.9 Кодекса) судом первой инстанции не выявлены.
Установив совокупность вышеназванных обстоятельств, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных обществом "СКБ-банк" требований о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление апелляционного суда подлежит отмене, решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2014 по делу N А60-41361/2013 Арбитражного суда Свердловской области отменить.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.12.2013 по тому же делу оставить в силе.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд кассационной инстанции полагает, что вышеназванные действия общества "СКБ-банк" не могут расцениваться как представление достоверных, но неполных сведений, в связи с чем вывод суда апелляционной инстанции о неверной квалификации Главным управлением Банка России вмененного обществу "СКБ-банк" правонарушения по ч. 2 ст. 15.27 Кодекса является ошибочным.
...
Доказательства, свидетельствующие о том, что обществом "СКБ-банк" были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения правонарушения, в материалы дела не представлены (ч. 2 ст. 2.1 Кодекса).
При названных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.27 Кодекса, является правильным.
...
Общество "СКБ-банк" привлечено к административной ответственности в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 Кодекса.
Основания для признания совершенного обществом "СКБ-банк" правонарушения малозначительным (ст. 2.9 Кодекса) судом первой инстанции не выявлены."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 июня 2014 г. N Ф09-2405/14 по делу N А60-41361/2013