Екатеринбург |
|
20 декабря 2011 г. |
Дело N А50-3041/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С.Н.,
судей Татариновой И.А., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КамаЛес" (ИНН: 5904009334, ОГРН: 1025900919813; далее - общество "КамаЛес", заявитель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 05.07.2011 по делу N А50-3041/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представители общества "КамаЛес" - Гуляев И.Е., директор (протокол от 12.02.2011 N 5), Погарцев Ю.В. (доверенность от 08.12.2011).
Общество "КамаЛес" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Агентства по природопользованию Пермского края (ИНН: 5902293562, ОГРН: 1085902003934; далее - агентство), изложенного в письме от 26.01.2011 N СЭД-48-01-25-155 об отказе в согласовании и принятии лесной декларации от 13.12.2010, представленной по договору аренды от 24.12.2008 N 12. Заявитель также просит суд обязать агентство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "КамаЛес" путем отмены решения об отказе в согласовании и принятии лесной декларации по договору аренды от 26.01.2011.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 05.07.2011 (судья Катаева М.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2011 (судьи Риб Л.Х., Осипова С.П., Варакса Н.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "КамаЛес" просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также на несоответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Общество "КамаЛес" полагает, что оспариваемое решение агентства не соответствует требованиям законодательства, поскольку у агентства отсутствовали основания для принятия и согласования лесной декларации от 13.12.2010. В обоснование данного довода заявитель жалобы указывает на то, что указанная лесная декларация соответствует имеющемуся Проекту освоения лесов с учетом дополнений к данному документу, в котором предусмотрена сплошная санитарная рубка в квартале 81 выдела 10 Пожвинского участкового лесничества; декларация подана в уполномоченный орган, в установленной срок и по установленной форме. Кроме того, по мнению общества "КамаЛес", отсутствие спорного участка в годовом плане санитарно-оздоровительных мероприятий агентства на 2011 г. не является основанием для отказа в принятии лесной декларации. Решение об отказе обществу "КамаЛес" в согласовании и принятии лесной декларации было принято 26.01.2011, когда декларируемый период уже наступил, следовательно, агентство вправе было вынести только решение с требованием о внесении в лесную декларацию соответствующих изменений. Отказ в принятии лесной декларации является нарушением прав и законных интересов общества "КамаЛес" в сфере предпринимательской деятельности, поскольку влечет для него невозможность производить заготовку древесины на всех участках, так как использование лесного участка лицом, не подавшим лесную декларацию, является незаконным.
Как следует из материалов дела, 24.10.2008 агентством (арендодатель в данных отношениях) и обществом "КамаЛес" (арендатор в данных отношениях) заключен договор аренды лесного участка площадью 4818 га, расположенного в Пожвинском участковом лесничестве государственного учреждения "Юсьвинское лесничество" Юсьвинского района Пермского края.
По условиям договора (п. 19.5, 19.10) арендатор обязан ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление, уход за лесом и лесоразведение на лесном участке на условиях, в объемах и в сроки, которые указаны в Проекте освоения лесов.
Во исполнение указанных условий договора, обществом "КамаЛес" 13.12.2010 в агентство подана лесная декларация на 2011 г.
Согласно приложению N 1 к декларации обществом "КамаЛес" заявлена лесосека площадью 41,6 га в квартале 81 выдела 10 по сплошным санитарным рубкам хвойных пород деревьев; приложением N 3 к декларации является схема расположения мест проведения работ при использовании лесов в квартале 81 выдела 10.
При проверке декларации агентством установлено, что лесосека в квартале 81 выдела 10 по сплошным санитарным рубкам включена в декларацию неправомерно, так как сведения о ней не включены в годовой план санитарно-оздоровительных мероприятий, утвержденных приказом агентства от 08.05.2009 N СЭД-48-01-02-276 "О проведении лесопатологических обследований", что послужило основанием для отказа в согласовании декларации. Причины названного отказа изложены агентством в письме от 26.01.2011 N СЭД-48-01-25-155, в котором также содержалась информация о том, что остальные лесосеки, назначенные в рубку на 2011 г., соответствуют ведомости таксационных выделов, в которых допускается заготовка древесины и проектируемых лесовосстановительных мероприятий по проекту освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду обществу "КамаЛес".
Полагая, что отказ в согласовании и принятии декларации является незаконным, нарушает его права и законные интересы, общество "КамаЛес" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из законности и обоснованности принятого агентством решения об отказе обществу "КамаЛес" в принятии декларации.
Выводы судов являются правильными, основанными на материалах дела и соответствующими требованиям действующего законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и, нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Агентство в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 22.02.2008 N 28-п, действующем на дату вынесения оспариваемого решения, являлось органом исполнительной власти, осуществляющим организацию принятия лесных деклараций (п. 2.11, п. 3.1.10), подаваемых в соответствии со ст. 26 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс).
В силу п. 1 ст. 26 Лесного кодекса, Порядка заполнения и подачи лесной декларации, утвержденного приказом Минсельхоза России от 08.12.2008 N 529 (далее - Порядок), единственным законным основанием для использования лесов в соответствии с проектом их освоения является лесная декларация, ежегодно подаваемая лесопользователем в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший лесной участок (уполномоченный орган), не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока пользования.
Согласно п. 3 Порядка, лесная декларация должна содержать сведения обо всех видах использовании лесов, которые предусмотрены договором аренды, решением государственного или муниципального органа, уполномоченного представлять лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, проектом освоения лесов на переданном в пользование лесном участке на декларируемый год (декларируемый период).
Сведения о видах и объемах использования лесов указываются в приложении к лесной декларации (п. 5 Порядка).
В соответствии с п. 11 Порядка уполномоченный орган в случае выявления несоответствия представленной лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесного участка, недостоверных сведений, изложенных в лесной декларации, отказывает в ее приемке и в течение пяти дней со дня получения Лесной декларации извещает об этом лесопользователя. В случае выявления несоответствия лесной декларации проекту освоения лесов в течение декларируемого периода уполномоченный орган направляет лесопользователю требование о внесении соответствующих изменений.
Статьей 88 Лесного кодекса установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 данного Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 1 ст. 89 Кодекса).
Частью 1 ст. 55 Лесного кодекса предусмотрены меры, осуществляемые в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах, к числу которых отнесены санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Меры санитарной безопасности, в том числе вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов (п. 2 ст. 55 Лесного кодекса).
Приказом Минсельхоза России от 08.02.2010 N 32 утвержден Состав проекта освоения лесов и порядка его разработки (далее - Состав проекта освоения лесов).
Согласно п. 3 Состава проекта освоения лесов данного нормативного акта проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса, - также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Раздел "Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов" проекта освоения лесов включает обоснование и характеристику видов и объемов проектируемых мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия, связанные с рубкой погибших и поврежденных лесных насаждений в соответствии с лесохозяйственным регламентом, технология работ (п. 24 Состава проекта освоения лесов).
Единые требования к проведению санитарно-оздоровительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда установлены Руководством по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, утвержденных приказом Рослесхоза от 29.12.2007 N 523.
Данным Руководством к числу санитарно-оздоровительных мероприятий отнесены мероприятия по сплошной санитарной рубке (п. 7); санитарно-оздоровительные мероприятия планируются лесничествами (лесопарками) и органами исполнительной власти в пределах переданных полномочий (п. 9); основанием для планирования санитарно-оздоровительных мероприятий является, в том числе, проект освоения лесов (п. 10); планы санитарно-оздоровительных мероприятий утверждаются органами, обеспечивающими их проведение (п. 19).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что в Проекте освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду обществу "КамаЛес" на территории Юсьвинского лесничества (Юсьвинский лесхоз) (далее - Проект освоения лесов) не предусмотрены мероприятия по сплошной санитарной рубке лесных насаждений в квартале 81 выделе 10. В заключении N 01-2009/367 экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы данного проекта, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов Пермского края от 25.09.2009, замечания и предложения по указанному проекту отсутствуют.
Дополнением к Проекту освоения лесов в разделе "Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов" предусмотрены мероприятия по сплошной санитарной рубке в квартале 81 выдел 10 в 2011 г. В дополнении к Проекту освоения лесов имеется акт проверки санитарного и лесопатологического состояния лесного участка (квартал 81 выдел 10) от 05.07.2010 (т. 1 л. д. 87-140, т. 2 л. д. 1, 38). Согласно заключению о состоянии насаждений, намеченных под проведение сплошной санитарной рубки по результатам лесопатологической таксации от 05.07.2010, выполненному специалистами филиала Федерального государственного учреждения "Рослесозащита", по состоянию насаждений требуется проведение сплошной санитарной рубки площадью 48 га в соответствии с действующим законодательством (т. 2 л. д. 11).
Результаты проведенной в соответствии со ст. 89 Лесного кодекса экспертизы дополнения к Проекту освоения лесов отражены в заключении N 01-2010/371, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов Пермского края от 30.04.2010 N СЭД-30-01-03-118 (т. 1 л. д. 79). В данном заключении содержатся рекомендации экспертной комиссии о том, что сплошные санитарные рубки на арендуемом лесном участке в объеме, предусмотренном в дополнении к Проекту освоения лесов, могут проводиться в соответствии с годовым планом санитарно-оздоровительных мероприятий, утвержденным агентством в установленном порядке. При этом копию приказа агентства об утверждении плана-корректировки проведения санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке необходимо включить в состав дополнения к Проекту освоения лесов. Арендатору (обществу "КамаЛес") рекомендовано включить в состав дополнения к Проекту освоения лесов материалы, указанные в разделе "Замечания и предложения по материалам дополнения к проекту" (т. 1 л. д. 79-83).
Данные рекомендации соответствуют вышеприведенным положениям Руководства в части планирования санитарно-оздоровительных мероприятий и включения лесосеки в годовой план.
Обществом "КамаЛес" вышеуказанные рекомендации экспертной комиссии не исполнены в полном объеме, утвержденный агентством годовой план санитарно-оздоровительных мероприятий по Пермскому краю на 2011 г., не содержит сведений о проведении на лесосеке в квартале 81 выдела 10 Юсьвинского лесничества по сплошных санитарных рубок (т. 2 л. д. 96-115), в отличие от поданной обществом "КамаЛес" лесной декларации.
Поскольку сведения о лесосеке в квартале 81 выделе 10 по сплошным санитарным рубкам с площадью 410,6 га с запасом 11024 куб м не включены в годовой план санитарно-оздоровительных мероприятий, утвержденных приказом агентства от 08.05.2009 N СЭД-48-01-02-276 "О проведении лесопатологических обследований", агентство обоснованно указало на невозможность включения лесосеки в лесную декларацию.
В связи с этим, суды пришли к выводу об обоснованности отказа в принятия декларации в связи с ее несоответствием Проекту освоения лесов в части включения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Суды верно указали на отсутствие нарушений прав и законных интересов общества "КамаЛес", поскольку оспариваемым решением разрешена заготовка древесины и проектируемых лесовосстановительных мероприятий в отношении остальных лесосек, за исключением лесосеки в квартале 81 выдела 10.
При таких обстоятельствах, суды правомерно отказали обществу "КамаЛес" в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным оспариваемого решения агентства.
Доводы общества "КамаЛес" сводятся по существу к переоценке доказательств, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, в связи с чем в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешён в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Пермского края от 05.07.2011 по делу N А50-3041/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КамаЛес" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Василенко |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Единые требования к проведению санитарно-оздоровительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда установлены Руководством по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, утвержденных приказом Рослесхоза от 29.12.2007 N 523.
Данным Руководством к числу санитарно-оздоровительных мероприятий отнесены мероприятия по сплошной санитарной рубке (п. 7); санитарно-оздоровительные мероприятия планируются лесничествами (лесопарками) и органами исполнительной власти в пределах переданных полномочий (п. 9); основанием для планирования санитарно-оздоровительных мероприятий является, в том числе, проект освоения лесов (п. 10); планы санитарно-оздоровительных мероприятий утверждаются органами, обеспечивающими их проведение (п. 19).
...
Результаты проведенной в соответствии со ст. 89 Лесного кодекса экспертизы дополнения к Проекту освоения лесов отражены в заключении N 01-2010/371, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов Пермского края от 30.04.2010 N СЭД-30-01-03-118 ... . В данном заключении содержатся рекомендации экспертной комиссии о том, что сплошные санитарные рубки на арендуемом лесном участке в объеме, предусмотренном в дополнении к Проекту освоения лесов, могут проводиться в соответствии с годовым планом санитарно-оздоровительных мероприятий, утвержденным агентством в установленном порядке. При этом копию приказа агентства об утверждении плана-корректировки проведения санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке необходимо включить в состав дополнения к Проекту освоения лесов. Арендатору (обществу "КамаЛес") рекомендовано включить в состав дополнения к Проекту освоения лесов материалы, указанные в разделе "Замечания и предложения по материалам дополнения к проекту" ... ."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 декабря 2011 г. N Ф09-8142/11 по делу N А50-3041/2011
Хронология рассмотрения дела:
12.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1988/12
13.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1988/2012
20.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8142/11
06.10.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7813/11
29.07.2011 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7813/11