г. Пермь
06 октября 2011 г. |
Дело N А50-3041/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 октября 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л. Х.,
судей Осиповой С.П., Варакса Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.,
при участии:
от заявителя (Общество с ограниченной ответственностью "КамаЛес") (ОГРН 1025900919813, ИНН 5904009334): Гуляев И.Е. - директор, предъявлен паспорт; Погарцев Ю.В. - представитель по доверенности, предъявлено удостоверение;
от заинтересованного лица (Агентство по природопользованию Пермского края) (ОГРН 1085902003934, ИНН 5902293562): извещено надлежащим образом, представители не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Общества с ограниченной ответственностью "КамаЛес"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 05 июля 2011 года
по делу N А50-3041/2011,
принятое судьей Катаевой М.А.,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "КамаЛес"
к Агентству по природопользованию Пермского края
о признании незаконным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "КамаЛес" (далее по тексту ООО "КамаЛес", Общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Агентства по природопользованию Пермского края (далее по тексту Агентство), изложенного в письме N СЭД-48-01-25-155 от 26.01.2011 об отказе в согласовании и принятии лесной декларации от 13.12.2010, представленной по договору аренды от 24.12.2008 N 12, обязании Агентства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем отмены решения от 26.01.2011 об отказе в согласовании и принятии лесной декларации по договору аренды.
Решением арбитражного суда от 05.07.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, заявитель обжалует его в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить как принятое по неполно выясненным обстоятельствам и с нарушением норм законодательства, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ее подателем приведены доводы о том, что лесная декларация соответствует имеющемуся Проекту освоения лесов с учетом дополнений к данному документу, в котором предусмотрена сплошная санитарная рубка в квартале 81 выдела 10 Пожвинского участкового лесничества; декларация подана в уполномоченный орган, в установленной срок и по установленной форме; отсутствие спорного участка в годовом плане санитарно-оздоровительных мероприятий Агентства на 2011 год не является основанием для отказа в принятии лесной декларации. Решение об отказе Обществу в согласовании и принятии лесной декларации Обществом было принято 26.01.2011, когда декларируемый период уже наступил, следовательно, Агентство вправе вынести только одно решение с требованием о внесении в лесную декларацию соответствующих изменений. Отказ в принятии лесной декларации влечет для Общества невозможность производить заготовку древесины на всех участках, поскольку использование лесного участка лицом, не подавшим лесную декларацию, является незаконным.
В заседании суда апелляционной инстанции представителя заявителя настаивали на доводах апелляционной жалобы.
Заинтересованным лицом представлен письменный отзыв с возражениями против доводов апелляционной жалобы, решение суда Агентство считает законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривает, полагает, что несоответствие декларации проекту освоения лесов подтверждено материалами дела и является законным основанием для отказа в принятии лесной декларации.
Представители заинтересованного лица, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного разбирательства, в суде апелляционной инстанции участие не принимали, что в соответствии с п. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность оспариваемого судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 24.10.2008 между Агентством (Арендодатель) и ООО "КамаЛес" (Арендатор) заключен договор аренды лесного участка площадью 4818 га, расположенного в Пожвинском участковом лесничестве ГКУ "Юсьвинское лесничество" Юсьвинского района Пермского края (т.1, л.д. 43-66).
По условиям договора (п. п. 19.5, 19.10) Арендатор обязан ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление, уход за лесом и лесоразведение на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в Проекте освоения лесов.
13.12.2010 ООО "КамаЛес" в Агентство подана лесная декларация на 2011 год (т.1 л.д. 13-42).
Согласно приложению N 1 к декларации Обществом заявлена лесосека площадью 41,6 га в квартале 81 выдела 10 по сплошным санитарным рубкам хвойных пород деревьев (т.1 л.д.16); приложением N 3 к декларации является схема расположения мест проведения работ при использовании лесов в квартале 81 выдела 10 (т.1 л.д.41).
При проверке декларации Агентством установлено, что лесосека в квартале 81 выдела 10 по сплошным санитарным рубкам включена в декларацию неправомерно, так как сведения о ней не включены в годовой план санитарно-оздоровительных мероприятий, утвержденных приказом от 08.05.2009 N СЭД-48-01-02-276 "О проведении лесопатологических обследований", что послужило основанием для отказа в согласовании декларации. Причины отказа в согласовании изложены Агентством в письме от 26.01.2011 N СЭД-48-01-25-155, в котором также содержалась информация о том, что остальные лесосеки, назначенные в рубку на 2011 год, соответствуют ведомости таксационных выделов, в которых допускается заготовка древесины и проектируемых лесовосстановительных мероприятий по проекту освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду Обществу (т.1 л.д.11).
Полагая, что отказ в согласовании и принятии декларации является незаконным, нарушает права и законные интересы Общества, последнее обратилось в арбитражный суд за защитой нарушенных прав.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из законности и обоснованности принятого Агентством решения об отказе ООО "КамаЛес" в принятии декларации.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей заявителя по делу, проверив правильность применения судом действующего законодательства, суд апелляционной инстанции оснований для отмены или изменения судебного акта не усмотрел.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и, нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Агентство по природопользованию Пермского края в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 22.02.2008 N 28-п, действующем на дату вынесения оспариваемого решения, являлось органом исполнительной власти, осуществляющим организацию принятия лесных деклараций (п. 2.11, п. 3.1.10), подаваемых в соответствии со ст. 26 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 26 Лесного кодекса Российской Федерации, Порядка заполнения и подачи Лесной декларации, утвержденного приказом Минсельхоза России от 08.12.2008 N 529 (далее Порядок), единственным законным основанием для использования лесов в соответствии с проектом их освоения является лесная декларация, ежегодно подаваемая лесопользователем в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший лесной участок (уполномоченный орган), не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока пользования.
Согласно п. 3 Порядка, лесная декларация должна содержать сведения обо всех видах использовании лесов, которые предусмотрены договором аренды, решением государственного или муниципального органа, уполномоченного представлять лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, проектом освоения лесов на переданном в пользование лесном участке на декларируемый год (декларируемый период).
Сведения о видах и объемах использования лесов указываются в приложении к Лесной декларации (п. 5 Порядка).
В соответствии с п. 11 Порядка уполномоченный орган в случае выявления несоответствия представленной Лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесного участка, недостоверных сведений, изложенных в Лесной декларации, отказывает в ее приемке и в течение пяти дней со дня получения Лесной декларации извещает об этом лесопользователя. В случае выявления несоответствия Лесной декларации проекту освоения лесов в течение декларируемого периода уполномоченный орган направляет лесопользователю требование о внесении соответствующих изменений.
Статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 1 ст. 89 Кодекса).
Частью 1 ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрены меры, осуществляемые в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах, к числу которых отнесены санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Меры санитарной безопасности, в том числе вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов (п. 2 ст. 55 Кодекса).
Приказом Минсельхоза России от 08.02.2010 N 32 утвержден Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки.
Согласно п. 3 данного документа проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации, - также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Раздел "Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов" проекта освоения лесов включает обоснование и характеристику видов и объемов проектируемых мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия, связанные с рубкой погибших и поврежденных лесных насаждений в соответствии с лесохозяйственным регламентом, технология работ (п. 24 Состава проекта освоения лесов).
Единые требования к проведению санитарно-оздоровительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда установлены Руководством по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, утвержденных приказом Рослесхоза от 29.12.2007 N 523.
Данным Руководством к числу санитарно-оздоровительных мероприятий отнесены мероприятия по сплошной санитарной рубке (пункт 7); санитарно-оздоровительные мероприятия планируются лесничествами (лесопарками) и органами исполнительной власти в пределах переданных полномочий (пункт 9); основанием для планирования санитарно-оздоровительных мероприятий является, в том числе, проект освоения лесов (пункт 10); планы санитарно-оздоровительных мероприятий утверждаются органами, обеспечивающими их проведение (пункт 19).
В материалы настоящего дела представлен "Проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду ООО "КамаЛес" на территории Юсьвинского лесничества (Юсьвинский лесхоз) и заключение N 01-2009/367 экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы данного проекта, утвержденное приказом Министерства природных ресурсов Пермского края от 25.09.2009, в котором действительно отсутствуют замечания и предложения по проекту (т. 1 л.д.77-78). В то же время данным проектом не предусмотрены мероприятия по сплошной санитарной рубке лесных насаждений в квартале 81 выделе 10.
Дополнением к Проекту освоения лесов в разделе "Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов" предусмотрены мероприятия по сплошной санитарной рубке в квартале 81 выдел 10 в 2001 году. В Дополнении к Проекту имеется акт проверки санитарного и лесопатологического состояния лесного участка (квартал 81 выдел 10) от 05.07.2010 (т. 1, л.д. 87-140, т. 2 л.д. 1, 38). Согласно заключению о состоянии насаждений, намеченных под проведение сплошной санитарной рубки по результатам лесопатологической таксации от 05.07.2010, выполненному специалистами филиала ФГУ "Рослесозащита", по состоянию насаждения требуется проведение сплошной санитарной рубки площадью 48,0 га в соответствии с действующим законодательством (т.2 л.д.11).
Результаты проведенной в соответствии со ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации экспертизы Дополнения к проекту освоения лесов отражены в заключении N 01-2010/371, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов Пермского края от 30.04.2010 N СЭД-30-01-03-118 (т. 1 л.д. 79). В данном заключении содержатся рекомендации экспертной комиссии о том, что сплошные санитарные рубки на арендуемом лесном участке в объеме, предусмотренном в Дополнении к Проекту, могут проводиться в соответствии с годовым планом санитарно-оздоровительных мероприятий, утвержденным Агентством в установленном порядке. При этом копию приказа Агентства об утверждении плана-корректировки проведения санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке необходимо включить в состав Дополнения к Проекту. Арендатору рекомендовано включить в состав Дополнения к Проекту материалы, указанные в разделе "Замечания и предложения по материалам дополнения к проекту" (т.1 л.д.79-83).
Данные рекомендации соответствуют вышеприведенным положениям Руководства в части планирования санитарно-оздоровительных мероприятий и включения лесосеки в годовой план.
Обществом вышеуказанные рекомендации экспертной комиссии не исполнены в полном объеме, утвержденный Агентством годовой план санитарно-оздоровительных мероприятий по Пермскому краю на 2011 год, не мероприятий по лесосеке в квартале 81 выдела 10 Юсьвинского лесничества по сплошным санитарным рубкам (т.2 л.д.96-115).
Поскольку сведения о лесосеке в квартале 81 выделе 10 по сплошным санитарным рубкам с площадью 410,6 га с запасом 11024 кбм не включены в годовой план санитарно-оздоровительных мероприятий, утвержденных приказом Агентства от 08.05.2009 N СЭД-48-01-02-276 "О проведении лесопатологических обследований", Агентство обоснованно указало на невозможность включения лесосеки в лесную декларацию. Отказ в принятии декларации в связи с ее несоответствием проекту освоения лесов в части включения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, является обоснованным.
Исследовав доводы апелляционной жалобы, коллегия апелляционного суда приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.11 Порядка заполнения и подачи Лесной декларации, утвержденным приказом Минсельхоза России от 08.12.2008 N 529, уполномоченный орган в случае выявления несоответствия представленной Лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесного участка, недостоверных сведений, изложенных в Лесной декларации, отказывает в ее приемке и в течение пяти дней со дня получения Лесной декларации извещает об этом Лесопользователя. В случае выявления несоответствия Лесной декларации проекту освоения лесов в течение декларируемого периода уполномоченный орган направляет Лесопользователю требование о внесении соответствующих изменений. Кроме того, изменение Лесной декларации в течение декларируемого периода осуществляется в случае внесения в установленном порядке изменений в проект освоения лесов.
Принятие Агентством решения об отказе в принятии декларации по истечении установленного срока не свидетельствует о незаконности принятого решения по существу. Довод апеллятора о том, решение об отказе в принятии декларации по истечении установленного срока не может быть принято основано на неверном толковании положений Порядка и подлежит отклонению.
Доводы апеллятора о возможности проведения санитарно-оздоровительных мероприятий со ссылкой на заключение от 03.12.2010, подписанное директором ГКУ "Юсьвинское лесничество", апелляционным судом признаны несостоятельными и отклонены, поскольку данный орган не обладает полномочиями по планированию санитарно-оздоровительных мероприятий.
Как указано выше, мероприятия по сплошной санитарной рубке в составе мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов должны быть предусмотрены проектом освоения лесов, прошедшем в установленном порядке экспертизу.
В Пермском крае организацию и проведение государственной экспертизы проекта освоения лесов осуществляет Министерство природных ресурсов Пермского края, в соответствии с Положением об экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Пермского края от 27.10.2008 N СЭД-30-300-371/357.
Апелляционный суд не усматривает нарушений прав и законных интересов Общества, поскольку оспариваемым решением Обществу разрешена заготовка древесины и проектируемых лесовосстановительных мероприятий в отношении остальных лесосек, за исключением лесосеки в квартале 81 выдела 10. Это следует из оспариваемого решения, данная позиция также изложена в отзыве на апелляционную жалобу.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы сводятся к несогласию с выводами суда и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств по делу. Однако суд апелляционной инстанции оснований для переоценки не усматривает.
На основании изложенного решение суда по настоящему делу не подлежит отмене, в удовлетворении жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 05 июля 2011 года по делу N А50-3041/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КамаЛес" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
С.П. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-3041/2011
Истец: ООО "КамаЛес"
Ответчик: Агентство по природопользованию Пермского края, Агентство по природопользованию ПК
Хронология рассмотрения дела:
12.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1988/12
13.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1988/2012
20.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8142/11
06.10.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7813/11
29.07.2011 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7813/11