Екатеринбург |
|
20 декабря 2011 г. |
Дело N А76-4762/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Василенко С. Н., Поротниковой Е. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Челябинска (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.07.2011 по делу N А76-4762/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2011 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Некоммерческое партнерство "Энергия" (далее - партнерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к администрации о признании отказа в выдаче разрешения на строительство пристроя к магазину по адресу: г. Челябинск, ул. Гагарина, 40, выраженного в письме от 24.11.2010 N 1575, незаконным, нарушающим права и незаконно возлагающим на партнерство обязанности, создающие препятствия для осуществления предпринимательской и экономической деятельности, об обязании в десятидневный срок выдать разрешение на строительство пристроя к магазину по адресу: г. Челябинск, ул. Гагарина, 40.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Областное государственное автономное учреждение "Управление государственной экспертизы проектной документации, проектов документов территориального планирования и инженерных изысканий Челябинской области" (далее - третье лицо, Госэкспертиза Челябинской области).
Решением суда от 14.07.2011 (судья Гусев А.Г.) заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным, как несоответствующий ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), отказ администрации, выраженный в письме от 24.11.2010 N 1575. Суд обязал администрацию в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу выдать заявителю разрешение на строительство пристроя к магазину по адресу: г. Челябинск, ул. Гагарина, 40.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2011 (судьи Карпачева М.И., Богдановская Г.Н., Соколова И.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит указанные судебные акты отменить, настаивая на том, что проектируемый объект - пристрой является составной частью существующего здания и затрагивает его основные несущие конструкции, влияющие на безопасность его эксплуатации и влекущие изменение его функционального назначения. Кроме того, заявитель жалобы отмечает, что по состоянию на момент вынесения решения об отказе в выдаче разрешения на строительство администрации не было известно о позиции Госэкспертизы Челябинской области, согласно которой спорная проектная документация не подлежит государственной экспертизе, в связи с чем основания для принятия иного решения у администрации отсутствовали. Помимо изложенного заявитель жалобы отмечает, что судами необоснованно не принят во внимание отказ с соответствующими замечаниями, который был направлен партнерству Управлением архитектурно-строительного надзора письмом от 29.10.2010 N 1490.
Заявитель представил отзыв на кассационную жалобу, в котором указывает на правильное применение судами норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, партнерство 20.10.2010 обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство пристроя к магазину по адресу: г. Челябинск, ул. Гагарина, д. 40 в Ленинском районе.
Согласно ответа администрации от 24.11.2010 N 1575 партнерству отказано в выдаче разрешения на строительство, поскольку в нарушение ч. 7 ст. 51 Кодекса им не представлено заключение государственной экспертизы проектной документации. Пристрой не является отдельно стоящим зданием, его возведение является частью реконструкции помещения, расположенного в жилом доме.
Заявитель 31.01.2011 обратился к третьему лицу с запросом о необходимости проведения государственной экспертизы проектной документации "Пристрой к зданию магазина по ул. Гагарина, 40 в Ленинском районе г. Челябинска".
Уведомлением Госэкспертизы Челябинской области от 02.02.2011 заявителю сообщено о том, что по результатам предварительного рассмотрения проектной документации проектируемое здание имеет следующие технические характеристики - площадь застройки 140 кв.м, общая площадь 196 кв.м, в том числе 1-го этажа 116 кв.м, подвала 80 кв.м; имеет отдельно стоящие ленточные фундаменты, которыми воспринимаются все нагрузки от здания. В связи с этим документация возвращена без рассмотрения, поскольку не подлежит экспертизе.
Управлением государственного строительного надзора Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области 24.02.2011 проведена проверка, по результатам которой составлен акт проверки N 1 при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, согласно которому установлено отсутствие разрешения на строительство, а также выявлено отсутствие нарушений со стороны заявителя и сделан вывод о том, что спорный объект капитального строительства в силу подп. 1 п. 1 ст. 54 Кодекса не требует осуществления государственного строительного надзора.
Партнерство, полагая с учетом полученных заключений Госэкспертизы Челябинской области, что проектная документация не подлежит экспертизе и отказ администрации является необоснованным, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявление партнерства, суды указали на незаконность требования администрации о предоставлении заявителем заключения государственной экспертизы проектной документации.
Указанные выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконным решения (действия) органа местного самоуправления необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие его закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Кодекса строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей.
Согласно ч. 1 ст. 51 Кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.
На основании ч. 4 ст. 51 Кодекса разрешение на строительство на земельном участке выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
В силу ч. 7 ст. 51 Кодекса в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагается, в числе прочего, согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, а также положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных ст. 49 Кодекса).
Предметом государственной экспертизы является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов (ч. 5 ст. 49 Кодекса).
Результатом государственной экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с ч. 13 ст. 48 Кодекса (ч. 9 ст. 49 Кодекса).
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 49 Кодекса государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со ст. 48.1 Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
Согласно п. 14 ст. 1 Кодекса реконструкцией является изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя Российской Федерации от 04.08.1998 N 37, признаками единства здания служат: фундамент и общая стена с сообщением между частями, независимо от назначения последних и их материала; при отсутствии сообщения между частями одного здания признаком единства может служить общее назначение здания, однородность материала стен, общие лестничные клетки, единое архитектурное решение.
Судами установлено, что согласно представленному в материалы дела письму Госэкспертизы Челябинской области от 02.02.2011 N 32-IV проектная документация на спорный объект экспертизе не подлежит.
Проектируемое здание имеет следующие технические характеристики - площадь застройки 140 кв.м, общая площадь 196 кв.м, в том числе 1-го этажа 116 кв.м, подвала 80 кв.м; имеет отдельно стоящие ленточные фундаменты, которыми воспринимаются все нагрузки от здания.
Согласно представленному заявителем в материалы дела проекту пристроя по ул. Гагарина, 40 в Ленинском районе города Челябинска, размещение нежилого пристроя предусмотрено по южному торцевому фасаду магазина, который является встроено-пристроенным в 9-ти этажный жилой дом. Проектируемый пристрой является продолжением одноэтажной части встроено-пристроенного помещения магазина, что отражено на таблице "Комплексное решение фасада" проекта. В соответствии с пояснительной запиской к проекту, пристрой имеет отдельный фундамент, не связанный с рядом стоящим магазином, имеет свои отдельные капитальные стены. Между магазином и пристроем имеется расстояние в виде деформационного шва. Стена примыкания противопожарная. В пристрое предусмотрена отдельная входная группа с входом в подвальное помещение и первый этаж.
Доказательства, свидетельствующие о том, что проектируемый объект является составной неотъемлемой частью многоэтажного здания и затрагивает его основные несущие конструкции, влияющие на безопасность его эксплуатации и влекущие изменение его функционального назначения, а также о том, что строительство пристроя представляет собой реконструкцию многоэтажного здания, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о незаконности оспариваемого отказа администрации.
При этом суды обоснованно заключили, что отсутствие у администрации по состоянию на момент принятия оспариваемого решения об отказе в выдаче разрешения на строительство информации о позиции Госэкспертизы Челябинской области по представленному проекту не свидетельствует о законности данного отказа.
Ссылка администрации на замечания, изложенные в письме Управления архитектурно-строительного надзора от 29.10.2010 N 1490, также оценена судами и обоснованно отклонена в связи с тем, что указанные замечания не являлись причиной оспариваемого отказа.
Аргументы заявителя кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и обстоятельств по делу, в связи с чем не принимаются судом кассационной инстанции в силу полномочий, установленных ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и основаны на правильном применении норм права.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.07.2011 по делу N А76-4762/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Челябинска - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А.Татаринова |
Судьи |
С.Н.Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 5 ч. 2 ст. 49 Кодекса государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со ст. 48.1 Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
Согласно п. 14 ст. 1 Кодекса реконструкцией является изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя Российской Федерации от 04.08.1998 N 37, признаками единства здания служат: фундамент и общая стена с сообщением между частями, независимо от назначения последних и их материала; при отсутствии сообщения между частями одного здания признаком единства может служить общее назначение здания, однородность материала стен, общие лестничные клетки, единое архитектурное решение."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 декабря 2011 г. N Ф09-8148/11 по делу N А76-4762/2011