Екатеринбург |
|
24 июня 2014 г. |
Дело N А07-18298/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Жаворонкова Д.В., Анненковой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чишмы-вода" (далее - ответчик, общество "Чишмы-вода") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.12.2013 по делу N А07-18298/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Чишмы-вода" - Гайнуллин О.Р. (директор);
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (далее - истец, Росприроднадзор, управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к обществу "Чишмы-вода" о взыскании денежных средств в размере 1 955 455 руб. 97 коп. (c учетом уточнения требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 30.12.2013 (судья Давлеткулова Г.А.) требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2014 (судьи Кузнецов Ю.А., Арямов А.А., Баканов В.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неполное исследование судами доказательств по делу, не соответствие выводов обстоятельствам дела и неправильно применение норм материального и процессуального права.
Заявитель считает, что им в ходе эксплуатации системы биологических очистных сооружений принимаются достаточные природоохранные меры; в настоящее время общество "Чишмы-вода" не может уменьшить количество сбросов, поскольку план снижения сбросов Росприроднадзором не утвержден; в связи с изношенностью очистных сооружений и увеличения объема сточных вод производить очистку всего количества сточных вод не представляется возможным. Кроме того, общество "Чишмы-вода" ежеквартально производит платежи за негативное воздействие на окружающую среду.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что общество "Чишмы-вода" на основании решения Минэкологии Республики Башкортостан о предоставлении водного объекта в пользование сбрасывало сточные воды после биологических очистных сооружений в водный объект: река Калмашка (приток реки Дема), 54°37' С.Ш., 55°26' В.Д., 4 км от устья, правобережье реки Калмашка, Чишминский район Республики Башкортостан.
Согласно проведенной плановой выездной проверки соблюдения обществом "Чишмы-вода" требований природоохранного законодательства Российской Федерации, управлением составлен акт от 17.06.2013 N 56 о фактах нарушения требований природоохранного законодательства в 2012 г., в 1 квартале 2013 г., согласно которому общество "Чишмы-вода" не обеспечивало сброс сточных вод с нормативным качеством, а также сбрасывало сточные воды с превышением нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ.
По результатам выявленных нарушений составлен протокол от 23.07.2013 N 04-03/Пр-43 об административном правонарушении, общество "Чишмы-вода" привлечено к административной ответственности на основании ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановление о привлечении к административной ответственности ответчиком не оспорено.
Причиненный водному объекту вред составил 1 955 455 руб. 97 коп., данная сумма в добровольном порядке обществом "Чишмы-вода" неуплачена,
в связи с чем истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. На основании ст. 3 вышеназванного Закона хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде. В п. 1 ст. 16 Закона N 7-ФЗ указывается, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (п. 2 ст. 16 Закона N 7-ФЗ).
В силу п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.
Таким образом, сброс сточных вод без очистки с превышением допустимых нормативов оказывает негативное воздействие на окружающую среду, причиняет вред водному объекту.
Статьей 68 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред.
Согласно ч. 1 ст. 69 Водного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
В соответствии со ст. 77 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 N 639 "О порядке утверждения методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства" Министерством природных ресурсов Российской Федерации приказом от 13.04.2009 N 87 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства (далее - Методика N 87). Согласно п. 5 Методики N 87 исчисление размера вреда осуществляется при выявлении фактов нарушения водного законодательства, наступление которых устанавливается по результатам соответствующего государственного контроля и надзора.
Факт сброса обществом "Чишмы-вода" загрязняющих веществ с превышением допустимых нормативов подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Сброс сточных вод без достаточной очистки с превышением допустимых концентраций вредных веществ, установленных в решении о предоставлении водного объекта в пользование N 02-10.01.02.013-Р-РСБХ-С-2011-00680/00 от 06.09.2011, свидетельствует о противоправном и виновном поведении общества "Чишмы-вода", влекущим причинение вреда водному объекту, размер которого начислен истцом расчетным путем в соответствии с Методикой N 87.
Суды первой и апелляционной инстанции, исследовав и оценив доказательства пришли к выводам о доказанности причинения обществом "Чишмы-вода" вреда водному объекту в результате сброса в реку Калмашка сточных вод без достаточной очистки с превышением допустимых нормативов; его вины в причинении вреда, а также причинно-следственной связи между противоправным поведением причинителя вреда и наступившим вредом.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 года N 1743-О-О указано, окружающая среда, будучи особым объектом охраны, обладает исключительным свойством самостоятельной нейтрализации негативного антропогенного воздействия, что в значительной степени осложняет возможность точного расчета причиненного ей ущерба. Учитывая данное обстоятельство, федеральный законодатель определил, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (п. 3 ст. 77 Закона N 7-ФЗ). При этом методика исчисления размера вреда, причиненного объектам охраны окружающей среды, в том числе водным, вследствие нарушения соответствующего законодательства, во всяком случае, не может носить произвольный характер и должна строиться исходя из количественных параметров негативного воздействия на окружающую среду.
Размер причиненного водному объекту вреда за 2012 г. и 1 квартал 2013 г. в сумме 1 964 85 руб. 03 коп. рассчитан Управлением на основании Методики N 87 и заключения филиала "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Республике Башкортостан" ФБУ "ЦЛАТИ по ПФО" N 15-р от 25.07.2013. Законность примененной при расчете формулы подтверждена вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 по делу N ГКПИ11-1934.
При таких обстоятельствах судами исковые требования удовлетворены правомерно. В кассационной жалобе заявителем не приведено правовое обоснование для постановки иных выводов, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.12.2013 по делу N А07-18298/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чишмы-вода" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А.Кравцова |
Судьи |
Д.В.Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 года N 1743-О-О указано, окружающая среда, будучи особым объектом охраны, обладает исключительным свойством самостоятельной нейтрализации негативного антропогенного воздействия, что в значительной степени осложняет возможность точного расчета причиненного ей ущерба. Учитывая данное обстоятельство, федеральный законодатель определил, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (п. 3 ст. 77 Закона N 7-ФЗ). При этом методика исчисления размера вреда, причиненного объектам охраны окружающей среды, в том числе водным, вследствие нарушения соответствующего законодательства, во всяком случае, не может носить произвольный характер и должна строиться исходя из количественных параметров негативного воздействия на окружающую среду.
Размер причиненного водному объекту вреда за 2012 г. и 1 квартал 2013 г. в сумме 1 964 85 руб. 03 коп. рассчитан Управлением на основании Методики N 87 и заключения филиала "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Республике Башкортостан" ФБУ "ЦЛАТИ по ПФО" N 15-р от 25.07.2013. Законность примененной при расчете формулы подтверждена вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 по делу N ГКПИ11-1934."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 июня 2014 г. N Ф09-3146/14 по делу N А07-18298/2013