Екатеринбург |
|
20 января 2012 г. |
Дело N А71-4525/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Татариновой И.А., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Автоколонна 1226" (ОГРН 1021801664323, ИНН 1835016394; далее - общество) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.08.2011 по делу N А71-4525/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
От общества и государственного учреждения Удмуртской Республики "Безопасность дорожного движения Удмуртской Республики" (ОГРН 1051801769360, ИНН 1833035803; далее - учреждение) поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей, которые удовлетворены судом в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными действий учреждения по осуществлению весового контроля транспортного средства и взиманию платы в счет возмещения вреда, а также об обязании учреждения возвратить незаконно взысканные денежные средства в размере 4 499 руб.
Решением суда первой инстанции от 12.08.2011 (судья Глухов Л.Ю.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2011 (судьи Грибиниченко О.Г., Осипова С.П., Варакса Н.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов относительно наличия у сотрудников учреждения правовых оснований для составления акта от 04.03.2011 N 62 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось и взимания с общества платы за осуществление перевозки тяжеловесных грузов в размере 4 490 руб. фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. В обоснование жалобы общество указывает на то, что при перевозке груза на автомобиле "Камаз-54115" с полуприцепом "СЗАП-9327" нагрузки на оси не превышали допустимых значений, указанных в п. 2 примечания к п. 2.1 раздела 1 Приложения 1 к Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации (далее - Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов), утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации 27.05.1996 (зарегистрирована Минюстом России 08.08.1996 N 1146), следовательно, общество не осуществляло перевозку тяжеловесного груза.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в результате проведенного сотрудниками поста весового контроля ПВК-2 учреждения на 43 км дороги Ижевск - Воткинск 04.03.2011 выявлен факт перевозки тяжеловесного груза автотранспортом "Камаз-54115" с регистрационным знаком Н495НА/18 с полуприцепом "СЗАП-9327", регистрационный знак - АЕ7023/18, находящимся во владении общества, с нарушением требований п. 2 Приложения 1 к Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов, выразившимся в передвижении транспортного средства по автомобильной дороге с превышением допустимых осевых нагрузок, о чем составлен акт от 04.03.2011 N 62, в котором исчислен размер нанесенного ущерба, наносимого автомобильным дорогам, составивший 4 499 руб. Специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза у водителя транспортного средства не имелось.
Уплата указанной суммы подтверждается чеком КММ от 04.03.2011 N 0369.
Несогласие общества с действиями учреждения по осуществлению весового контроля транспортного средства и взиманию платы в счет возмещения вреда послужило основанием для его обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности материалами дела факта превышения значений предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства, что является основанием для возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам.
Выводы судов являются правильными, соответствуют нормам права и фактическим обстоятельствам дела.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах).
В силу ч. 1, 3 ст. 31 Закона об автомобильных дорогах движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи. Для получения специального разрешения требуется: согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
Согласно п. 2 ч. 9 ст. 31 Закона об автомобильных дорогах размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, в случае движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 8 ст. 31 Закона об автомобильных дорогах).
Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.
В соответствии с п. 2, 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 (далее - Правила возмещения вреда), вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; протяженности участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.
В соответствии с п. 3 Правил возмещения вреда осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 26.04.2010 N 137 "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения" предусмотрено взимание платы с владельцев автотранспорта с применением показателей размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934.
Рассматривая спор, суды первой и апелляционной инстанций установили, что учреждение уполномочено на проведение проверки соблюдения пользователями автомобильных дорог Удмуртской Республики регионального и межмуниципального значений весовых и габаритных параметров транспортных средств, на осуществление расчета и взимания платы в счет возмещения вреда в отношении указанных автомобильных дорог, т.е. учреждение при проведении взвешивания грузовых транспортных средств на передвижных пунктах весового контроля и начисления обществу суммы ущерба действовало в пределах своей компетенции.
Оценив по правилам гл. 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательства и руководствуясь постановлениями Правительства Российской Федерации от 26.09.1995 N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы при проезде по автомобильным дорогам общего пользования", от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации, постановлением Правительства Удмуртской Республики от 26.04.2010 N 137 "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения", а также положениями приложения 1 к Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с общества платы в размере 4499 руб. в целях компенсации ущерба, причиняемого автомобильным дорогам транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.
Судами установлено и материалами дела (в частности актом от 04.03.2011 N 62 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось) подтверждается превышение предельных значений нагрузок на ось автомобиля и п/прицепа общества, предусмотренных вышеназванными нормативно-правовыми актами.
Доказательств обратного обществом в силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
При названных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы общества, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов и по существу направлены на переоценку принятых судами первой и апелляционной инстанций доказательств и установленных ими обстоятельств дела, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.08.2011 по делу N А71-4525/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Автоколонна 1226" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 26.04.2010 N 137 "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения" предусмотрено взимание платы с владельцев автотранспорта с применением показателей размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934.
...
Оценив по правилам гл. 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательства и руководствуясь постановлениями Правительства Российской Федерации от 26.09.1995 N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы при проезде по автомобильным дорогам общего пользования", от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации, постановлением Правительства Удмуртской Республики от 26.04.2010 N 137 "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения", а также положениями приложения 1 к Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с общества платы в размере 4499 руб. в целях компенсации ущерба, причиняемого автомобильным дорогам транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 января 2012 г. N Ф09-9108/11 по делу N А71-4525/2011