Екатеринбург |
|
08 августа 2018 г. |
Дело N А34-12464/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 августа 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Поротниковой Е.А., Вдовина Ю.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Щучанском районе Курганской области (далее - учреждение, фонд) на решение Арбитражного суда Курганской области от 06.03.2018 по делу N А34-12464/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2018 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о взыскании с муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Песчанская средняя общеобразовательная школа" (далее - школа, страхователь) штрафа в сумме 500 руб. за представление неполных сведений о застрахованных лицах по форме "Сведения о застрахованных лицах" (далее - СЗВ-М) за июнь 2016 года.
Решением суда от 06.03.2018 (судья Тюрина И.Г.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2018 (судьи Скобелкин А.П., Бояршинова Е.В., Кузнецов Ю.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленное требование удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассматриваемого дела.
Заявитель жалобы указывает на то, что страхователь не подлежит привлечению к ответственности в случае, если уточнения представлены им в отношении застрахованных лиц, сведения в отношении которых представлялись в исходной форме; в рассматриваемом случае страхователем изначально не были представлены сведения по форме СЗВ-М (тип формы "исходная") за июнь 2016 года на одно застрахованное лицо, сведения на которое представлены позже установленного срока - 22.03.2017 по форме СЗВ-М с типом сведений "дополняющая"; представление сведений о застрахованных лицах позже установленного срока с типом сведений "дополняющая" не является устранением нарушения прав застрахованных лиц, сведения о которых ежемесячно должны отражаться на их лицевых счетах; сдача формы СЗВ-М с типом сведений "дополняющая" за июнь 2016 года дополнительно на одно застрахованное лицо является фактом признания ошибки и представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета позже установленного срока, когда права застрахованных лиц уже нарушены и возможно повлекли последствия.
По мнению фонда, в случае представления страхователем дополняющих сведений по форме СЗВ-М на застрахованных лиц, на которых отчетность ранее не была представлена, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со ст. 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 N 27-ФЗ (далее - Закон N 27-ФЗ); согласно п. 4 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 данного закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Как следует из материалов дела и установлено судами, школа является страхователем с соответствующей обязанностью представлять в орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, в том числе, сведения по форме СЗВ-М; школа 05.07.2016 представила в фонд сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчетный период июнь 2016 года; 22.03.2017 страхователем представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за июнь 2016 года; фондом проведена проверка по вопросам правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за июнь 2016 года по форме отчетности СЗВ-М с типом "дополняющая" за отчетный период, в ходе которой установлено, что сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчетный период июнь 2016 года, направленные 05.07.2016 представлены не полные (не представлены сведения на одно застрахованное лицо); по данному факту учреждением составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 01.06.2017 N 055S18170001802.
По результатам рассмотрения акта и иных документов фондом вынесено решение от 11.07.2017 N 055S19170002008 о привлечении школы к ответственности по ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ в виде наложения штрафа в сумме 500 руб.
В требовании от 11.08.2017 N 055S01170133325 страхователю предложено уплатить указанную сумму штрафа в срок до 29.08.2017.
Неисполнение требования страхователем в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходили из того, что в случае самостоятельного устранения страхователем неполноты представленных сведений о застрахованных лицах ответственность, предусмотренная ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ, не подлежит применению.
Вывод судов является правильным, основанным на материалах дела, исследованных с соблюдением требований, установленных ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствует законодательству.
Согласно п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения, предусмотренные п. 2 - 2.2 данной статьи, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2 - 2.2 ст. 11 данного закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
В силу ст. 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом. Аналогичное право было предусмотрено в п. 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, согласно которому в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в орган Пенсионного фонда сведениях, не установлен.
Согласно разъяснениям порядка применения финансовых санкций, содержащимся в письме Пенсионного Фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", Пенсионный фонд Российской Федерации счел возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки. В письме Пенсионный фонд Российской Федерации указал, что в случае самостоятельного выявления страхователем ошибки и представления исправленных форм следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами Пенсионного фонда Российской Федерации, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов Пенсионного фонда Российской Федерации. Аналогичное указание о возможности неприменения финансовых санкций в случае исправления ошибки страхователем до момента ее обнаружения пенсионным фондом установлено в п. 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н.
Суды, приняв во внимание, что школой до момента обнаружения фондом факта непредставления сведений в отношении одного застрахованного лица были переданы необходимые корректирующие сведения, сделали правильный вывод о том, что у фонда отсутствовали основания для применения в отношении страхователя ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
Согласно ст. 17 Закона N 27-ФЗ территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации извещает лицо, совершившее правонарушение, о времени и месте рассмотрения акта. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
Судами установлено, что в акте о выявлении правонарушения от 01.06.2017 фонд указал дату и время рассмотрения акта 12.07.2017 в 14.00, однако, решение по результатам рассмотрения акта вынесено 11.07.2017. Таким образом, решение вынесено раньше даты рассмотрения материалов проверки, указанной в акте от 01.06.2017, что является существенным нарушением прав и законных интересов лица, привлекаемого к ответственности.
Обеспечение возможности лица, в отношении которого составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и представить свои объяснения, отнесено к существенным условиям процедуры рассмотрения акта. Нарушение уполномоченным органом существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов, полученных в результате контрольных мероприятий, является основанием для отмены принятого им решения о привлечении лица к ответственности вышестоящим органом или судом.
С учетом изложенных обстоятельств оснований для удовлетворения требований учреждения не имелось.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, не опровергают выводы судов, были предметом их рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 06.03.2018 по делу N А34-12464/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2018 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Щучанском районе Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Гусев |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.