г. Екатеринбург |
|
18 января 2012 г. |
Дело N А34-1379/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Сухановой Н.Н., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курганской области (ИНН 4501109380, ОГРН 1044500013975; далее - управление, ТУ Росфиннадзора в Курганской области) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2011 по делу N А34-1379/2011 Арбитражного суда Курганской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель управления - Масленникова М.Ю. (доверенность от 10.01.2012).
От общества с ограниченной ответственностью "Зауральская нива" (ОГРН 1024502021070; далее - общество, заявитель) поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей, которое удовлетворено судом в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители третьего лица, участвующего в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным представления управления от 27.12.2010 N 43-04-63/2722 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
В порядке, определенном ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области (ИНН 4501034600, ОГРН 1024500530548; далее - департамент).
Решением суда первой инстанции от 28.06.2011 (судья Губанова Е.И.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2011 (судьи Плаксина Н.Г., Арямов А.А., Костин В.Ю.) решение суда отменено, заявленные требования общества удовлетворены. Суд признал оспариваемое представление управления недействительным как не соответствующее требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе управление просит отменить постановление апелляционного суда, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение (толкование) апелляционным судом норм материального права. В обоснование жалобы управление указывает на правомерность проведения ТУ Росфиннадзора в Курганской области в отношении общества проверки целевого расходования средств федерального бюджета по государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы и вынесения в адрес заявителя оспариваемого представления в связи с выявленными в ходе проверки нарушениями, допущенными обществом при использовании им бюджетных субсидий. По мнению управления, оспариваемое постановление не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку не содержит каких-либо властных предписаний в адрес общества, предлагает только принять меры к устранению выявленных проверкой нарушений требований бюджетного законодательства Российской Федерации путем возмещения денежных средств, использованных по нецелевому назначению и с нарушением законодательства, что основано на п. 2 ст. 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), п. 2, 4 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации". Заявитель жалобы отмечает, что ТУ Росфиннадзора в Курганской области не допустило превышение своих полномочий, предоставленных ему законодательством по осуществлению государственного финансового контроля, и действовало в пределах функций и компетенции, закрепленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по обращению Управления Федеральной службы безопасности по Курганской области от 18.10.2010 N 99/4877 ТУ Росфиннадзора в Курганской области проведена проверка целевого расходования средств федерального бюджета по государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.
Сотрудниками управления в департаменте проведена проверка по вопросу целевого использования субсидий, полученных из федерального бюджета, достоверности документов, представленных обществом за период с 01.01.2008 по 01.11.2009, по результатам которой составлен акт от 08.12.2010 N 3-10, в котором отражены выявленные финансовые нарушения.
На основании данного акта руководителем управления в адрес общества вынесено представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 27.12.2010 N 43-04-63/2722, в разделе I которого "Нецелевое использование средств федерального бюджета" содержатся выводы о нецелевом использовании средств федерального и областного бюджетов в 2009 году (129,219 тыс. руб. и 40,370 руб. соответственно), выделенных в качестве субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам, в части расходов на покупку семян пшеницы. В соответствии с разделом II "Неправомерное использование средств федерального бюджета" обществу вменяется незаконное использование средств федерального и областного бюджетов в 2010 году в общей сумме 341,261 руб. (279,356 тыс. руб. и 61,905 тыс. руб. соответственно).
Согласно данному представлению обществу предложено принять меры к возмещению денежных средств федерального бюджета в сумме 129,219 тыс. руб. в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на счет Минсельхоза России, в сумме 40, 370 тыс. руб. в доход областного бюджета и к возмещению денежных средств в сумме 279,356 тыс. руб. в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на счет Минсельхоза России, в сумме 61,905 тыс. руб. в доход областного бюджета соответственно. Срок исполнения установлен - 1 месяц.
Общество, полагая, что данное представление является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого представления действующему законодательству и отсутствия нарушений прав и законных интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции, установив, что указанный ненормативный правовой акт управления противоречит п. 1 ст. 268, ст. 283, п. 2 ст. 284 Бюджетного кодекса, оспариваемым представлением нарушены права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленные требования.
Выводы апелляционного суда основаны на обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса к бюджетным правоотношениям, в том числе, относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе контроля за использованием средств федерального бюджета.
Согласно положениям ст. 268 Бюджетного кодекса Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов и осуществляет контроль за исполнением органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований), законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.
Таким образом, контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, которая в соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право проводить проверки в организациях, получающих средства федерального бюджета и направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений (п. 5.14 Положения).
В соответствии с п. 5 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н, территориальное управление осуществляет полномочия по контролю и надзору за использованием, в частности средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета.
В целях реализации полномочий в указанной сфере деятельности территориальное управление имеет право проводить в установленном порядке ревизии и проверки, в ходе которых проверяет правомерность и эффективность использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также направляет в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений (п. 5.14.3 и 5.14.7 указанного Положения).
Статьей 284 Бюджетного кодекса определены полномочия федеральных органов исполнительной власти в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.
Представления руководителей Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов в порядке, установленном Бюджетном Кодексом и иными нормативными правовыми актами, о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств при наличии оснований, установленных ст. 283 Бюджетного кодекса (к числу которых отнесено нецелевое использование бюджетных средств), отнесены п. 2 ст. 284 Бюджетного кодекса к мерам принуждения.
В силу п. 4 ст. 284 Бюджетного кодекса действия федеральных органов исполнительной власти в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, указанных в п. 1 - 3 рассматриваемой статьи, и их должностных лиц могут быть обжалованы в установленном порядке.
Исходя из анализа данных норм права, суд апелляционной инстанций правомерно указал, что оспариваемое представление вынесено уполномоченным органом, представление является документом властно-распорядительного характера, содержащим предписания, подлежащие обязательному исполнению, невыполнение представления в установленный срок является основанием для привлечения юридического лица к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следовательно, представление является документом, нарушающим права и законные интересы заявителя и может быть оспорено в арбитражном суде в порядке, определенном гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Соответствующие доводы управления, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются как основанные на неправильном толковании норм права.
В остальной части постановление апелляционного суда также является законным и отмене не подлежит.
Согласно п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 ст. 78 Бюджетного кодекса предусмотрено, что субсидии из федерального бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг), субвенции, межбюджетные субсидии, иные межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты, предусмотренные данным Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 90 утверждены "Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях" (далее - Правила N 90), устанавливающие порядок распределения и предоставления в 2009 г. субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителям на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях.
Пунктом 9 Правил N 90 установлен перечень документов, которые должны быть представлены заемщиком для получения бюджетных средств на возмещение части затрат.
Апелляционным судом установлено и материалами дела подтверждено, что бюджетные субсидии получены обществом на основании решения департамента, в связи с представлением обществом необходимых и достаточных документов, установленных действующим законодательством для получения названных субсидий.
Из материалов дела следует, что принимая оспариваемое представление, ТУ Росфиннадзора в Курганской области исходило из того, что субсидии, выделенные обществу департаментом в рамках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы на возмещение затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам, в части расходов на покупку семян пшеницы являются нецелевым использованием средств федерального и областного бюджетов в сумме 169,589 тыс. руб. (2009 г.), также управление пришло к выводу о незаконном (неправомерном) использовании средств федерального бюджета и областного бюджета в сумме 341,261 тыс. руб. (2010 г.). Для устранения указанных нарушений управлением вынесено оспариваемое представление.
Рассматривая спор, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу, что выставляя указанное представление в адрес общества, управление действовало с превышением предоставленных ему действующим законодательством полномочий.
В соответствии с положениями ст. 268 Бюджетного кодекса, п. 3, 4, 6 Административного регламента, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.09.2007 N 75н (далее - Административный регламент), Федеральная служба финансово-бюджетного надзора непосредственно или через свои территориальные органы вправе осуществляет последующий финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета в отношении получателей бюджетных средств (ст. 152 Бюджетного кодекса).
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса к получателям бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) относятся орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом.
Таким образом, общество не является получателем бюджетных средств в смысле, придаваемом данному понятию ст. 6 Бюджетного кодекса, соответственно, не осуществляет целевое расходование данных средств.
Пунктом 2 ст. 284 Бюджетного кодекса предусмотрено, что руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов в порядке, определенном данным Кодексом и иными нормативными правовыми актами, при наличии оснований, установленных ст. 283 Бюджетного кодекса, выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств.
Поскольку, как указано выше, общество не является получателем бюджетных средств, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии у управления правовых оснований для вынесения оспариваемого представления в адрес общества.
При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно удовлетворил заявление общества и признал оспариваемое представление управления незаконным как не соответствующее п. 1 ст. 268 , ст. 283, п. 2 ст. 284 Бюджетного кодекса.
Доводы управления, приведенные в жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены постановления апелляционного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2011 по делу N А34-1379/2011 Арбитражного суда Курганской области оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курганской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса к получателям бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) относятся орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом.
Таким образом, общество не является получателем бюджетных средств в смысле, придаваемом данному понятию ст. 6 Бюджетного кодекса, соответственно, не осуществляет целевое расходование данных средств.
Пунктом 2 ст. 284 Бюджетного кодекса предусмотрено, что руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов в порядке, определенном данным Кодексом и иными нормативными правовыми актами, при наличии оснований, установленных ст. 283 Бюджетного кодекса, выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств.
Поскольку, как указано выше, общество не является получателем бюджетных средств, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии у управления правовых оснований для вынесения оспариваемого представления в адрес общества.
При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно удовлетворил заявление общества и признал оспариваемое представление управления незаконным как не соответствующее п. 1 ст. 268 , ст. 283, п. 2 ст. 284 Бюджетного кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 января 2012 г. N Ф09-9131/11 по делу N А34-1379/2011