Екатеринбург |
|
20 января 2012 г. |
Дело N А60-16004/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н.Н.,
судей Ященок Т.П., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Уральского управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление, заинтересованное лицо, административный орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.07.2011 по делу N А60-16004/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2011 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседании на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель управления - Гайнанов Д.Р. (доверенность от 29.12.2011 N 1-10/4231).
Индивидуальный предприниматель Шарычев Виктор Михайлович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к управлению о признании недействительным решения от 19.04.2011 N 1-10/864 об отказе в выдаче специального разрешения (удостоверения допуска) на осуществление автомобильным транспортом международных коммерческих перевозок грузов.
Решением суда от 28.07.2011 (судья Окулова В.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2011 (судьи Осипова С.П., Грибиниченко О.Г., Риб Л.Х.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заинтересованное лицо просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что у предпринимателя имеется обязанность по предоставлению документов на тахограф для подтверждения соответствия транспортного средства международным стандартам, так как международный сертификат технического осмотра подтверждает только соответствие технического состояния транспортного средства международным требованиям. Считает, что требование управления о предоставлении информации о должностном лице, имеющем необходимую квалификацию по перевозкам в пределах Российской Федерации, основано на п. 1, 2 Приказа Минтранса Российской Федерации от 22.06.1998 N 75 "Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом".
Законность судебных актов в обжалуемой части проверена судом кассационной инстанции исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как видно из материалов дела и установлено судами, 18.03.2011 предприниматель обратился в управление с заявлением о предоставлении специального разрешения на международные автомобильные перевозки грузов и выдаче удостоверения допуска к осуществлению автомобильным транспортом коммерческих международных перевозок грузов на срок один год.
Оспариваемым решением управление отказало заявителю в выдаче специального разрешения (удостоверения допуска) на осуществление автомобильным транспортом международных коммерческих перевозок грузов, на основании п. 15 Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2001 N 730 (далее - Положения N 730).
Причиной отказа послужил вывод административного органа о том, что в связи с непредставлением необходимой информации, отсутствует возможность установить соответствие транспортного средства (МАN-26.413 государственный регистрационный знак N Р505ТО/96) международным техническим стандартам, а также международным конвенциям и соглашениям, регламентирующим международные автомобильные перевозки; наличие у заявителя должностного лица, ответственного за осуществление перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации, имеющего необходимую квалификацию.
Полагая, что решение об отказе в выдаче специального разрешения является незаконным и нарушает его права и законные интересы, предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Признавая решение Управления недействительным, суды указали на то, что заявителем в административный орган для выдачи специального разрешения (удостоверения допуска) представлены необходимые документы в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.1998 N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" (далее - Закон N 127) и Положения N 730, в связи с чем оснований для отказа в выдаче специального разрешения (удостоверения допуска) на осуществление автомобильным транспортом международных коммерческих перевозок грузов, у заинтересованного лица не имелось.
Указанные выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, административный орган должен доказать соответствие оспариваемого заявителем предписания нормам действующего законодательства и соблюдение его прав принятием данного ненормативного правового акта.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона N 127 к осуществлению международных автомобильных перевозок российские перевозчики допускаются при наличии у них документа, удостоверяющего допуск российского перевозчика к осуществлению таких перевозок (далее - удостоверение допуска российского перевозчика).
Согласно п. 2 Положения N 730, к международным перевозкам допускаются юридические лица независимо от организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие и некоммерческие перевозки грузов и пассажиров.
В соответствии с п. 3 Положения условиями допуска российского перевозчика к международным автомобильным перевозкам являются:
1) наличие лицензии на перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, выданной в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности; (пп. 1 в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 N 767).
2) наличие транспортных средств, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих международным техническим стандартам, а также международным конвенциям и соглашениям, регламентирующим международные автомобильные перевозки;
3) соответствие назначенных российским перевозчиком лиц, ответственных за осуществление международных автомобильных перевозок (далее - ответственные специалисты), квалификационным требованиям по организации перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении;
4) устойчивое финансовое положение российского перевозчика (подп. 4 в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 232).
Согласно п. 7 Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок для получения допуска к международным автомобильным перевозкам российский перевозчик - индивидуальный предприниматель - представляет в орган транспортного контроля и надзора по месту регистрации следующие документы:
1) заявление о выдаче допуска с указанием фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность; вида перевозки (грузовая или пассажирская); срока, на который испрашивается удостоверение;
2) копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала, если копия не заверена нотариусом);
3) справку о постановке заявителя на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;
4) документ, содержащий сведения о количестве и типе транспортных средств, а также документы, подтверждающие их соответствие международным техническим стандартам, международным конвенциям и соглашениям, регламентирующим международные автомобильные перевозки;
5) копию документа, подтверждающего профессиональную компетентность ответственного специалиста;
6) балансовый отчет за последний отчетный период;
7) копию полиса страхования гражданской ответственности владельца автотранспортных средств.
Решение о допуске российского перевозчика к международным автомобильным перевозкам принимается органом транспортного контроля и надзора в течение 30 дней с даты получения заявления (п. 5 Положения).
В выдаче или продлении срока действия удостоверения может быть отказано по основаниям, предусмотренным в п. 15 Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 N 922 "О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом", предписано осуществить с 1 января 1998 года оснащение вновь изготавливаемых автобусов с числом мест более 20 и грузовых автотранспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных и международных перевозок, тахографами - контрольными устройствами для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя в соответствии с Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки.
В соответствии с п. 4 Правил использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.07.1998 N 86, установка тахографов на транспортных средствах производится в соответствии с нормативными документами, регламентирующими требования по установке данных контрольных устройств.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" документом, устанавливающим обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) является технический регламент (далее - Закон N 184).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 в соответствии с Законом N 184 утвержден Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств (далее - Технический регламент).
Данный Технический регламент устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств (пункт 1).
В соответствии с пунктом 8 (1) Технического регламента транспортные средства категорий М2, М3, N 2 и N 3, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров и грузов, подлежат оснащению техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха. Конструкция указанных транспортных средств должна обеспечивать возможность оснащения указанными техническими средствами.
Порядок оснащения указанными техническими средствами транспортных средств, находящихся в эксплуатации, определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Данное требование применяется в отношении указанных транспортных средств, находящихся в эксплуатации, с 23 января 2012 года.
Пункт 8 (1) Технического регламента введен Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2010 N 706 и вступил в законную силу 30.09.2010.
В силу пункта 3 Положения N 730 условием допуска российского перевозчика к международным автомобильным перевозкам, является соответствие назначенных российским перевозчиком лиц, ответственных за осуществление международных автомобильных перевозок, квалификационным требованиям по организации перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении.
Согласно п. 7 Положения N 730 для получения допуска к международным автомобильным перевозкам российский перевозчик в орган транспортного контроля и надзора должен представить копию документа, подтверждающего профессиональную компетентность ответственного специалиста.
Судами установлено, что предпринимателем с заявлением представлены следующие документы:
- копия свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя,
- справка о постановке на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика,
- удостоверение профессиональной компетентности от 26.02.2011 серии МП N 029579;
- паспорт транспортного средства 78ТО N 321431 на автомобиль марки MAN 26.413FN LLW, государственный регистрационный знак Р505ТО/96;
- страховой полис серии ВВ N 0544313723 сроком действия до 09.11.2011.
- талон о прохождении технического осмотра на указанный автомобиль;
- свидетельство о государственной регистрации ТС марки MAN 26.413FNLLW, государственный регистрационный знак Р505ТО/96.
Управление, отказывая в выдаче удостоверения допуска российского перевозчика, исходило из того, что в нарушение подп. 5, 6 п. 7 Положения N 730 заявителем не были представлены:
1. документы, подтверждающие соответствие транспортного средства международным техническим стандартам, международным конвенциям и соглашениям, регламентирующим автомобильные перевозки, а именно: наличие и соответствие тахографа, установленного на транспортном средстве, требованиям ЕСТР, предусмотренное ст. 14, добавление 1*4 ЕСТР от 20.09.2010, п.п. 2, 3 Приказа Минтранса Российской Федерации от 07.07.1998 N 86; наличие сертификата, выданного Госстандартом России, об утверждении типа средств измерений, допускающего к применению в Российской Федерации, предусмотренное п. 2 Приказа Минтранса Российской Федерации от 07.07.1998 N 86; - наличие документа, подтверждающего проведение государственной метрологической поверки тахографа, предусмотрено п. 5 Приказа Минтранса Российской Федерации от 07.07.1998 N 86, п. 4.7.6 ГОСТ Р 51709-2001;
2. копия документа, подтверждающего профессиональную компетентность ответственного специалиста.
Между тем, требование об оснащении транспортных средств, находящихся в эксплуатации, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров и грузов тахографами - контрольными устройствами для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя обязательно к исполнению с 23.01.2012. На момент вынесения оспариваемого решения об отказе в выдаче специального разрешения (удостоверения допуска) на осуществление автомобильным транспортом международных коммерческих перевозок грузов по указанному основанию, обязанность исполнять указанное требование в соответствии с Техническим регламентом у заявителя отсутствовала.
Кроме того, при подаче заявления предпринимателем представлено удостоверение профессиональной компетентности МП N 029579, выданное Министерством транспорта Российской Федерации 26.02.2011, подтверждающее прохождение обучения и сдачу квалификационного экзамена на профессиональную компетентность в области международных автомобильных перевозок.
С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу о том, что заявителем в орган транспортного контроля и надзора для выдачи специального разрешения (удостоверения допуска) представлены необходимые документы для выдачи специального разрешения (удостоверения допуска) на осуществление автомобильным транспортом международных коммерческих перевозок грузов.
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и обстоятельств по делу и в связи с этим не принимаются судом кассационной инстанции в силу полномочий, установленных ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и основаны на правильном применении норм права.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.07.2011 по делу N А60-16004/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Уральского управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Управление, отказывая в выдаче удостоверения допуска российского перевозчика, исходило из того, что в нарушение подп. 5, 6 п. 7 Положения N 730 заявителем не были представлены:
1. документы, подтверждающие соответствие транспортного средства международным техническим стандартам, международным конвенциям и соглашениям, регламентирующим автомобильные перевозки, а именно: наличие и соответствие тахографа, установленного на транспортном средстве, требованиям ЕСТР, предусмотренное ст. 14, добавление 1*4 ЕСТР от 20.09.2010, п.п. 2, 3 Приказа Минтранса Российской Федерации от 07.07.1998 N 86; наличие сертификата, выданного Госстандартом России, об утверждении типа средств измерений, допускающего к применению в Российской Федерации, предусмотренное п. 2 Приказа Минтранса Российской Федерации от 07.07.1998 N 86; - наличие документа, подтверждающего проведение государственной метрологической поверки тахографа, предусмотрено п. 5 Приказа Минтранса Российской Федерации от 07.07.1998 N 86, п. 4.7.6 ГОСТ Р 51709-2001;
2. копия документа, подтверждающего профессиональную компетентность ответственного специалиста.
Между тем, требование об оснащении транспортных средств, находящихся в эксплуатации, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров и грузов тахографами - контрольными устройствами для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя обязательно к исполнению с 23.01.2012. На момент вынесения оспариваемого решения об отказе в выдаче специального разрешения (удостоверения допуска) на осуществление автомобильным транспортом международных коммерческих перевозок грузов по указанному основанию, обязанность исполнять указанное требование в соответствии с Техническим регламентом у заявителя отсутствовала."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 января 2012 г. N Ф09-9117/11 по делу N А60-16004/2011