г. Пермь
20 октября 2011 г. |
Дело N А60-16604/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 октября 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Осиповой С.П.
судей Грибиниченко О.Г., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Припута Е.А.
при участии:
от заявителя индивидуального предпринимателя Шарычева Виктора Михайловича (ОГРНИП 304661524000016, ИНН 661501708506): Шарычев В.В., предъявлен паспорт, доверенность от 28.06.2011;
от заинтересованного лица Уральского управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1026605402053, ИНН 6662023096): Сапелкин Н.В., предъявлено удостоверение N 13339, доверенность от 10.10.2011; Федосеев Ю.А., предъявлено удостоверение N 04861, доверенность от 10.10.2011;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Уральского управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 28 июля 2011 года
по делу N А60-16004/2011,
принятое судьей Окуловой В.В.
по заявлению индивидуального предпринимателя Шарычева Виктора Михайловича
к Уральскому управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании недействительным решения,
установил:
Индивидуальный предприниматель Шарычев Виктор Михайлович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Уральскому управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании недействительным решения от 19.04.2011 N 1-10/864 об отказе в выдаче специального разрешения (удостоверения допуска) на осуществление автомобильным транспортом международных коммерческих перевозок грузов.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28 июля 2011 года заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение Управления признано недействительным, Управление обязано устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Управление обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда первой инстанции изменить и принять новое решение.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что у заинтересованного лица возникает обязанность по предоставлению документов на тахограф для подтверждения соответствия транспортного средства международным стандартам, так как международный сертификат технического осмотра подтверждает только соответствие технического состояния транспортного средства международным требованиям. Считает, что требование Управления о предоставлении информации о должностном лице, имеющем необходимую квалификацию по перевозкам в пределах РФ, основано на основании п.1,2 Приказа Минтранса РФ от 22.06.1998 N 75 "Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом".
В судебном заседании представители заинтересованного лица настаивали на доводах, изложенных в апелляционной жалобе.
Заявитель против доводов апелляционной жалобы возражает по мотивам, указанном в письменном отзыве на апелляционную жалобу, считает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривает, ссылаясь на отсутствие у органа транспортного контроля оснований для отказа предпринимателю в выдаче разрешения. Считает, что предпринимателем были представлены все необходимые документы в соответствие с перечнем, утвержденным Постановлением Правительства N 730.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы отзыва на апелляционную жалобу поддержал.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, заслушав явившихся в судебное заседание представителей сторон, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как видно из материалов дела, 18 марта 2011 года индивидуальный предприниматель Шарычев В.М. обратился в Управление с заявлением о предоставлении специального разрешения на международные автомобильные перевозки грузов и выдаче удостоверения допуска к осуществлению автомобильным транспортом коммерческих международных перевозок грузов на срок один год (л.д. 17).
Решением N 1-10/86419 от 19 апреля 2011 (л.д. 14) Управлением отказано индивидуальному предпринимателю Шарычеву В.М. в выдаче специального разрешения (удостоверения допуска) на осуществление автомобильным транспортом международных коммерческих перевозок грузов, на основании пункта 15 Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2001 N 730 (далее - Положения N 730).
Причиной отказа послужил вывод о том, что в связи с непредставлением предпринимателем Шарычевым В.М. необходимой информации, не представилось возможным установить соответствие транспортного средства (МАН-26.413 гос.рег.знак N Р505ТО/96) международным техническим стандартам, а также международным конвенциям и соглашениям, регламентирующим международные автомобильные перевозки; наличие у ИП Шарычева В.М. должностного лица, ответственного за осуществление перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации, имеющего необходимую квалификацию.
Полагая, что решение об отказе в выдаче специального разрешения является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Признавая решение Управления недействительным, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем в орган транспортного контроля и надзора для выдачи специального разрешения (удостоверения допуска) были представлены необходимые документы в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.1998 N 127-ФЗ и Положения N 730, в связи с чем оснований для отказа в выдаче специального разрешения (удостоверения допуска) на осуществление автомобильным транспортом международных коммерческих перевозок грузов, у органа транспортного надзора и контроля не имелось.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда соответствующими законодательству и представленным в материалы дела доказательствам, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, руководствуясь при этом следующим.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 АПК РФ). Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
Таким образом, административным органом подлежит доказыванию соответствие оспариваемого заявителем предписания нормам действующего законодательства и соблюдение прав заявителя принятием данного ненормативного правового акта.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 24.07.1998 N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" к осуществлению международных автомобильных перевозок российские перевозчики допускаются при наличии у них документа, удостоверяющего допуск российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок (далее - удостоверение допуска российского перевозчика).
Согласно п. 2 Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2001 N 730, к международным перевозкам допускаются юридические лица независимо от организационно - правовой формы и индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие и некоммерческие перевозки грузов и пассажиров.
В соответствии с п. 3 Положения условиями допуска российского перевозчика к международным автомобильным перевозкам являются:
1) наличие лицензии на перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, выданной в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности; (пп. 1 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2006 N 767)
2) наличие транспортных средств, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих международным техническим стандартам, а также международным конвенциям и соглашениям, регламентирующим международные автомобильные перевозки;
3) соответствие назначенных российским перевозчиком лиц, ответственных за осуществление международных автомобильных перевозок (далее - ответственные специалисты), квалификационным требованиям по организации перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении;
4) устойчивое финансовое положение российского перевозчика (пп. 4 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.04.2007 N 232)
Согласно п. 7 Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок для получения допуска к международным автомобильным перевозкам российский перевозчик - индивидуальный предприниматель - представляет в орган транспортного контроля и надзора по месту регистрации следующие документы:
1) заявление о выдаче допуска с указанием фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность; вида перевозки (грузовая или пассажирская); срока, на который испрашивается удостоверение;
2) копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала, если копия не заверена нотариусом);
3) справку о постановке заявителя на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;
4) документ, содержащий сведения о количестве и типе транспортных средств, а также документы, подтверждающие их соответствие международным техническим стандартам, международным конвенциям и соглашениям, регламентирующим международные автомобильные перевозки;
5) копию документа, подтверждающего профессиональную компетентность ответственного специалиста;
6) балансовый отчет за последний отчетный период;
7) копию полиса страхования гражданской ответственности владельца автотранспортных средств.
Решение о допуске российского перевозчика к международным автомобильным перевозкам принимается органом транспортного контроля и надзора в течение 30 дней с даты получения заявления (п.5 Положения).
В выдаче или продлении срока действия удостоверения может быть отказано по основаниям, предусмотренным в п.15 Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок.
Как установлено судом первой инстанции, индивидуальным предпринимателем Шарычевым В.М. с заявлением были представлены следующие документы (л.д. 18-27):
- копия свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя,
- справка о постановке на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика,
- удостоверение профессиональной компетентности МП N 029579, выданное 26.02.2011 г..;
- паспорт транспортного средства 78ТОN 321431 на автомобиль марки MAN 26.413FNLLW, государственный регистрационный знак Р 505 ТО 96;
- страховой полис серии ВВ N 0544313723 сроком действия до 09.11.2011.
- талон о прохождении технического осмотра на указанный автомобиль;
- свидетельство о государственной регистрации ТС марки MAN 26.413FNLLW государственный регистрационный знак Р 505 ТО 96.
Управление, отказывая в выдаче удостоверения допуска российского перевозчика, исходило из того, что в нарушение пп.5,6 п.7 Положения N 730 заявителем не были представлены:
1. документы, подтверждающие соответствие транспортного средства международным техническим стандартам, международным конвенциям и соглашениям, регламентирующим автомобильные перевозки, а именно: - наличие и соответствие тахографа, установленного на транспортном средстве, требованиям ЕСТР, предусмотренное ст. 14, добавление 1*4 ЕСТР от 20.09.2010, п.п.2,3 Приказа Минтранса РФ от 07.07.1998 N 86; - наличие сертификата, выданного Госстандартом России, об утверждении типа средств измерений, допускающего к применению в РФ, предусмотренное п.2 Приказа Минтранса РФ от 07.07.1998 N 86; - наличие документа, подтверждающего проведение государственной метрологической поверки тахографа, предусмотрено п.5 Приказа Минтранса РФ от 07.07.1998 N 86, п.4.7.6 ГОСТ Р 51709-2001;
2. копия документа, подтверждающего профессиональную компетентность ответственного специалиста.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что заявителем в орган транспортного контроля и надзора для выдачи специального разрешения (удостоверения допуска) были представлены необходимые документы в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.1998 N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" и Положения N 730, при этом суд апелляционной инстанции руководствуется нижеследующим.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 N 922 "О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом", предписано осуществить с 1 января 1998 года оснащение вновь изготавливаемых автобусов с числом мест более 20 и грузовых автотранспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных и международных перевозок, тахографами - контрольными устройствами для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя в соответствии с Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки.
В соответствии с п.4 Правил использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.07.1998 N 86, установка тахографов на транспортных средствах производится в соответствии с нормативными документами, регламентирующими требования по установке данных контрольных устройств.
Согласно ст.2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" документом, устанавливающим обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) является технический регламент (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ утвержден Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств (далее - Технический регламент).
Данный Технический регламент устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств (пункт 1).
В соответствии с пунктом 8 (1) Технического регламента транспортные средства категорий М2, М3, N2 и N3, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров и грузов, подлежат оснащению техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха. Конструкция указанных транспортных средств должна обеспечивать возможность оснащения указанными техническими средствами.
Порядок оснащения указанными техническими средствами транспортных средств, находящихся в эксплуатации, определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Данное требование применяется в отношении указанных транспортных средств, находящихся в эксплуатации, с 23 января 2012 года.
Пункт 8 (1) Технического регламента введен Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2010 N 706 и вступил в законную силу 30.09.2010.
Поскольку требование об оснащении транспортных средств, находящихся в эксплуатации, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров и грузов тахографами - контрольными устройствами для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя обязательно к исполнению с 23.01.2012, следовательно, на момент вынесения оспариваемого решения об отказе в выдаче специального разрешения (удостоверения допуска) на осуществление автомобильным транспортом международных коммерческих перевозок грузов по указанному основанию, такая обязанность в соответствии с Техническим регламентом у заявителя отсутствовала.
Следовательно, оснований для отказа заявителю в выдаче специального разрешения (удостоверения допуска) на осуществление автомобильным транспортом международных коммерческих перевозок грузов по основанию, указанному в п. 1 оспариваемого решения у Управления не имелось.
В силу пункта 3 Положения N 730 условием допуска российского перевозчика к международным автомобильным перевозкам, является соответствие назначенных российским перевозчиком лиц, ответственных за осуществление международных автомобильных перевозок, квалификационным требованиям по организации перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении.
Согласно п.7 Положения N 730 для получения допуска к международным автомобильным перевозкам российский перевозчик в орган транспортного контроля и надзора должен представить копию документа, подтверждающего профессиональную компетентность ответственного специалиста.
При подаче заявления предпринимателем было представлено удостоверение профессиональной компетентности МП N 029579, выданного Министерством транспорта РФ 26.02.2011, подтверждающее прохождение обучения и сдачу квалификационного экзамена на профессиональную компетентность в области международных автомобильных перевозок (л.д. 27), в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно указал на исполнение заявителем обязанности по представлению соответствующего документа.
Довод апелляционной жалобы о том, что требование Управления о предоставлении информации о должностном лице, имеющем необходимую квалификацию по перевозкам в пределах Российской Федерации, основано на основании п.1,2 Приказа Минтранса РФ от 22.06.1998 N 75 "Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом", отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку все необходимые требования к допуску российского перевозчика к международным автомобильным перевозкам определены в Постановлении N 730.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел в правомерному выводу о том, что заявителем в орган транспортного контроля и надзора для выдачи специального разрешения (удостоверения допуска) были представлены необходимые документы в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.1998 N 127-ФЗ и Положения N 730, в связи с чем, обоснованно удовлетворил заявленные предпринимателем требования о признании недействительным решения Управления от 19.04.2011 N 1-10/864 об отказе в выдаче специального разрешения (удостоверения допуска) на осуществление автомобильным транспортом международных коммерческих перевозок грузов.
Иных безусловно влекущих отмену судебного акта Арбитражного суда Свердловской области доводов апелляционная жалоба Уральского управления государственного автодорожного надзора не содержит.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 июля 2011 года по делу N А60-16004/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Уральского управления государственного автодорожного надзора ФС по надзору в сфере транспорта - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
С.П. Осипова |
Судьи |
Л.Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-16004/2011
Истец: ИП Шарычев Виктор Михайлович
Ответчик: Уральское управление государственного автодорожного надзора ФС по надзору в сфере транспорта