Екатеринбург |
|
27 января 2012 г. |
Дело N А71-5984/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Черкезова Е. О., Ященок Т. П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (ОГРН: 1021801655864, ИНН: 1831015135; далее - управление, административный орган) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.09.2011 по делу N А71-5984/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования по Удмуртской Республике (ОГРН: 1021801655864, ИНН: 1831015135, далее - учреждение, фонд) - Опарин О.П. (доверенность от 30.12.2010 N 12).
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным акта управления от 25.05.2011 N 46, принятого по результатам проверки соблюдения фондом законодательства о размещении заказов.
Решением суда от 05.09.2011 (судья Симонов В.Н.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2011(судьи Щеклеина Л.Ю., Грибиниченко О.Г., Ясикова Е.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что установление в документации об аукционе продолжительности санаторно-курортного лечения в 18 дней исключает возможность оказания услуг продолжительностью в 21 день и более. Предметом внеплановой проверки явился контроль соблюдения требований законодательства о размещении заказов, а не исполнение заключенного государственного контракта и несоблюдение требований Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Закон N 178), приказов Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 208, 213, 214, 221, от 23.11.2004 N 276. Оспариваемый акт не содержит требования о совершении учреждением каких-либо действий, не возлагает дополнительных обязанностей, следовательно, не нарушает права и законные интересы заявителя.
Законность судебных актов в обжалуемой части проверена судом кассационной инстанции исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы (ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела и установлено судами, 15.12.2010 на электронной торговой площадке открытого акционерного общества "Единая электронная торговая площадка" учреждением размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг в 2011 г. по санаторно-курортному лечению граждан - получателей набора социальных услуг по профилю лечения "Многопрофильный".
Документацией об аукционе (информационной картой, техническим заданием), предусмотрено количество путевок - 200 шт. и продолжительность санаторно-курортного лечения - 18 дней.
Между фондом и единственным участником аукциона закрытым акционерным обществом "Санаторий "Маяк" заключен государственный контракт от 11.01.2011 N 4 Л (далее - контракт).
Предметом контракта (п. 2.1.) является возмездное оказание услуг в соответствии с техническим заданием.
В п. 1 контракта дано определение понятиям, используемым в контракте. "Техническое задание - это требование к качественным, количественным характеристикам услуг по санаторно-курортному лечению граждан - получателей набора социальных услуг, а также сроки и стоимость выполнения отдельных видов услуг, которые предусмотрены Приложением N 1 к контракту".
Из Приложения N 1 к контракту следует, что условиями контракта предусмотрены сроки заездов (первый заезд - с 01.02.2011 по 18.02.2011; второй заезд - с 21.02.2011 по 10.03.2011; третий заезд - с 13.03.2011 по 30.03.2011), все заезды продолжительностью 18 дней.
Антимонопольный орган в ходе проведенной им проверки пришел к выводу о том, что контракт заключен с нарушением объявленных условий торгов, поскольку его условия не позволяют определить объем оказываемых услуг по критерию "продолжительность лечения - 18 дней", указанного в документации об аукционе. В техническом задании отсутствуют требования к качественным характеристикам услуг по санаторно-курортному лечению. В связи с этим управление посчитало, что фондом нарушены требования ч. 10 ст. 41.12 Закона о размещении заказов.
Данный вывод антимонопольного органа отражен в акте от 25.05.2011 N 46 внеплановой проверки.
Не согласившись с указанными выводами управления, фонд обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды указали на отсутствие у антимонопольного органа оснований для принятия оспариваемого ненормативного правового акта.
Указанные выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
В силу ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 94-ФЗ) под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
В соответствии со ст. 41.12 Закона 94-ФЗ по результатам открытого аукциона в электронной форме государственный или муниципальный контракт заключается с победителем открытого аукциона в электронной форме, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником открытого аукциона в электронной форме, заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме которого в соответствии со статьей 41.11 данного Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Государственный контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и документации об открытом аукционе в электронной форме, по цене, предложенной победителем открытого аукциона в электронной форме, либо в случае заключения государственного контракта с иным участником открытого аукциона в электронной форме по цене, предложенной таким участником открытого аукциона (ч. 10 ст. 41.12 Закона 94-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 8.12.2010 N 334-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 г. и на плановый период 2012 г. и 2013 г." с 2011 г. Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет финансовое обеспечение оплаты стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, со сроком пребывания 18 дней, для детей-инвалидов - 21 день, для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - от 24 до 42 дней, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, предусмотренное Законом N 178-ФЗ.
В силу ст. 6.2 Закона N 178-ФЗ (в редакции от 01.07.2011) длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг в санаторно-курортном учреждении составляет 18 дней, для детей-инвалидов - 21 день, а для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - от 24 до 42 дней.
Приказами Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 208, 213, 214, 221 и от 23.11.2004 N 276 предусмотрены виды лечения по определенному в этих приказах перечню заболеваний с указанием конкретного количества лечебных процедур из расчета продолжительности лечения - 21 день.
Приказом Минздравсоцразвития России от 22.10.2010 N 913н "О стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в 2011 году" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.11.2010 N 18936) установлена стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях с 1 января 2011 г.
Как следует из содержания п. 2.1, п. 5.1.1 контракта, технического задания к контракту продолжительность каждого заезда составляет 18 дней.
Пунктом 5.1.1 государственного контракта от 11.01.2011 N 4 Л предусмотрено, что исполнитель (общество "Санаторий "Маяк") обязан оказать услуги по контракту с надлежащим качеством и в сроки, предусмотренные Техническим заданием, в том числе: - обеспечить предоставление качественных услуг по санаторно-курортному лечению граждан - получателей набора социальных услуг в течение срока действия путевки; - представить санаторно-курортное лечение в соответствии со стандартами санаторно-курортной помощи, утвержденными приказами Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 208, 213, 214, 217, 221, 227; от 23.11.2004 N 273, 276, а также методическими указаниями Минздрава России "Методические показания и противопоказания для санаторно-курортного лечения взрослых и подростков (кроме больных туберкулезом)" Минздрава России от 22.12.1999 N 99/227.
В соответствии с п. 5.1.3 Государственного контракта от 11.01.2011 N 4Л Исполнитель (санаторий) обязан предоставить Заказчику оформленные в соответствии с установленными требованиями путевки в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента заключения контракта, в которых указана продолжительность лечения, соответствующая техническому заданию (приложение N 1 к Государственному контракту).
Таким образом, сопоставив условия контракта, положения ст. 6.2 Закона N 178-ФЗ, предусматривающей продолжительность лечения, приказов Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 208, 213, 214, 221 и от 23.11.2004 N 276, где указан объем оказываемых услуг, установленную приказом стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях, содержание санаторной путевки с указанием продолжительности лечения, суд пришел к правильному выводу о том, что предусмотренная контрактом продолжительность заезда (18 дней) позволяет определить объем оказываемых услуг по критерию "продолжительность лечения - 18 дней", а именно: продолжительность лечения равна продолжительности заезда.
При этом объем оказываемых услуг, названных в приказах Минздравсоцразвития России из расчета 21 день, определяется пропорционально оплаченной, исходя из стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях, продолжительности заезда (лечения) и в зависимости от имеющегося у гражданина - потребителя услуг заболевания, а также с учетом медицинских показаний (ст. 6.2 Закона N 178-ФЗ).
Доводы заявителя жалобы о том, что установление в документации об аукционе продолжительности санаторно-курортного лечения в 18 дней исключает возможность оказания услуг продолжительностью в 21 день и более, обоснованно отклонены судами. Условиями размещения заказа явилось оказание санаторно-курортного лечения продолжительностью 18 дней, в п. 3 "объем оказываемых" раздела 2, в п. 6 "качественные и количественные характеристики" раздела 3 документации об открытом аукционе указано, что продолжительность санаторно-курортного лечения составляет 18 дней. Оказание санаторно-курортного лечения продолжительностью 21 день и более может быть условием иного размещения заказа.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные фондом требования.
Также отклоняется довод жалобы о том, что оспариваемый акт не нарушает права и законные интересы фонда. Указанному доводу судами дана надлежащая правовая оценка, оснований для непринятия которой у суда кассационной инстанции не имеется.
В целом доводы заявителя жалобы основаны на ином толковании норм материального права, что не может служить основанием для отмены судебных актов.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и основаны на правильном применении норм права.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.09.2011 по делу N А71-5984/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н.Суханова |
Судьи |
Е.О.Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 5.1.3 Государственного контракта от 11.01.2011 N 4Л Исполнитель (санаторий) обязан предоставить Заказчику оформленные в соответствии с установленными требованиями путевки в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента заключения контракта, в которых указана продолжительность лечения, соответствующая техническому заданию (приложение N 1 к Государственному контракту).
Таким образом, сопоставив условия контракта, положения ст. 6.2 Закона N 178-ФЗ, предусматривающей продолжительность лечения, приказов Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 208, 213, 214, 221 и от 23.11.2004 N 276, где указан объем оказываемых услуг, установленную приказом стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях, содержание санаторной путевки с указанием продолжительности лечения, суд пришел к правильному выводу о том, что предусмотренная контрактом продолжительность заезда (18 дней) позволяет определить объем оказываемых услуг по критерию "продолжительность лечения - 18 дней", а именно: продолжительность лечения равна продолжительности заезда.
При этом объем оказываемых услуг, названных в приказах Минздравсоцразвития России из расчета 21 день, определяется пропорционально оплаченной, исходя из стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях, продолжительности заезда (лечения) и в зависимости от имеющегося у гражданина - потребителя услуг заболевания, а также с учетом медицинских показаний (ст. 6.2 Закона N 178-ФЗ)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 января 2012 г. N Ф09-9532/11 по делу N А71-5984/2011