г. Пермь |
|
11 ноября 2011 г. |
N 17АП-10308/2011-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 ноября 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Грибиниченко О.Г., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.,
при участии:
от заявителя - Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Удмуртской Республике (ОГРН 1021801655864, ИНН 1831015135): Опарин О.П., паспорт, доверенность от 30.12.2010,
от заинтересованного лица - Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (ОГРН 1021801655864, ИНН 1831015135): не явился, извещен надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 05 сентября 2011 года
по делу N А71-5984/2011,
принятое судьей Симоновым В.Н.,
по заявлению Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Удмуртской Республике
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике
о признании недействительным акта,
установил:
Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным акта Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо) от 25.05.2011 N 46, принятого по результатам проверки соблюдения заявителем законодательства о размещении заказов.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05 сентября 2011 года (резолютивная часть объявлена 30 августа 2011 года) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы указывает на то, что антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях заказчика нарушения ч.10 ст.41.12 Федерального закона N 94-ФЗ, выразившегося в заключении государственного контракта с нарушением объявленных условий торгов, поскольку установление в документации об аукционе продолжительности санаторно-курортного лечения в 18 дней исключает возможность оказания услуг продолжительностью в 21 день и более. Предметом внеплановой проверки явился контроль соблюдения требований законодательства о размещении заказов, а не исполнение заключенного государственного контракта и не соблюдение требований Федерального закона N 178-ФЗ, приказов Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N N 208, 213, 214, 221, от 23.11.2004 N276. Считает, что оспариваемый акт не содержит требования о совершении учреждением каких-либо действий, не возлагает дополнительных обязанностей, следовательно, не нарушает права и законные интересы заявителя.
Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило, что в порядке ч.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции пояснил, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, не подлежащим отмене, ссылаясь на правомерное признание акта недействительным.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в жалобе, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Из материалов дела следует, что 15.12.2010 на электронной торговой площадке ОАО "Единая электронная торговая площадка" ГУ Региональным отделением ФСС РФ по УР размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг в 2011 году по санаторно-курортному лечению граждан - получателей набора социальных услуг по профилю лечения "Многопрофильный".
Документацией об аукционе, а именно: Информационной картой (л.д.21), а также Техническим заданием (л.д.22), предусмотрено количество путевок - 200 шт. и продолжительность санаторно-курортного лечения - 18 дней.
Между ГУ Региональное отделение ФСС РФ по УР и единственным участником аукциона ЗАО "Санаторий "Маяк" заключен государственный контракт от 11.01.2011 N 4 Л (далее Контракт) (л.д.31-34).
Предметом Контракта (п. 2.1.) является возмездное оказание услуг в соответствии с Техническим заданием.
В пункте 1 Контракта дано определение понятиям, используемым в контракте. "Техническое задание - это требование к качественным, количественным характеристикам услуг по санаторно-курортному лечению граждан - получателей набора социальных услуг, а также сроки и стоимость выполнения отдельных видов услуг, которые предусмотрены Приложением 1 к контракту".
Из Приложения N 1 к Контракту (л.д.33) следует, что условиями контракта предусмотрены сроки заездов (первый заезд - с 01.02.2011 по 18.02.2011; второй заезд - с 21.02.2011 по 10.03.2011; третий заезд - с 13.03.2011 по 30.03.2011), все заезды продолжительностью 18 дней.
Антимонопольный орган пришел к выводу о том, что государственный контракт от 11.01.2011 N 4Л (далее - контракт) заключен с нарушением объявленных условий торгов, поскольку условия Контракта не позволяют определить объем оказываемых услуг по критерию "продолжительность лечения - 18 дней", указанного в документации об аукционе. В Техническом задании отсутствуют требования к качественным характеристикам услуг по санаторно-курортному лечению. Тем самым, ГУ Региональным отделением ФСС РФ по УР нарушены требования ч.10 ст.41.12 Закона о размещении заказов.
Данный вывод антимонопольного органа отражен в акте N 46 от 25.05.2011 внеплановой проверки.
Не согласившись с выводами УФАС России по УР, содержащимися в акте N 46 от 25.05.2011, ГУ Региональное отделение ФСС РФ по УР обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый акт антимонопольного органа следует признать незаконным.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции.
В силу ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2005 года N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона о размещении заказов размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
В соответствии со ст. 41.12 Закона о размещении заказов по результатам открытого аукциона в электронной форме государственный или муниципальный контракт заключается с победителем открытого аукциона в электронной форме, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником открытого аукциона в электронной форме, заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме которого в соответствии со статьей 41.11 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Государственный контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и документации об открытом аукционе в электронной форме, по цене, предложенной победителем открытого аукциона в электронной форме, либо в случае заключения государственного контракта с иным участником открытого аукциона в электронной форме по цене, предложенной таким участником открытого аукциона (ч. 10 статьи 41.12 Закона о размещении заказов).
В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 8 декабря 2010 N334-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" с 2011 года ФСС РФ осуществляет финансовое обеспечение оплаты стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, со сроком пребывания 18 дней, для детей- инвалидов - 21 день, для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - от 24 до 42 дней, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, предусмотренное Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
В силу ст.6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в редакции от 01.07.2011) длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг в санаторно-курортном учреждении составляет 18 дней, для детей-инвалидов - 21 день, а для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - от 24 до 42 дней.
Приказами Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N N 208, 213, 214, 221 и от 23.11.2004 N 276 предусмотрены виды лечения по определенному в этих приказах перечню заболеваний с указанием конкретного количества лечебных процедур из расчета продолжительности лечения - 21 день.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.10.2010 N 913н "О стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в 2011 году" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.11.2010 N 18936) установлена стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях с 1 января 2011 года.
Как следует из содержания п. 2.1, п. 5.1.1 контракта, технического задания к контракту продолжительность каждого заезда составляет 18 дней.
Пунктом 5.1.1 государственного контракта N 4 Л от 11.01.2011 предусмотрено, что исполнитель (ЗАО "Санаторий "Маяк") обязан оказать услуги по контракту с надлежащим качеством и в сроки, предусмотренные Техническим заданием, в том числе: - обеспечить предоставление качественных услуг по санаторно - курортному лечению граждан-получателей набора социальных услуг в течение срока действия путевки; - представить санаторно-курортное лечение в соответствии со стандартами санаторно-курортной помощи, утвержденными приказами Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N N 208, 213, 214, 217, 221, 227; от 23.11.2004 N273, 276, а также методическими указаниями Минздрава России "Методические показания и противопоказания для санаторно-курортного лечения взрослых и подростков (кроме больных туберкулезом)" Минздрава России от 22.12.1999 N99/227.
В соответствии с п. 5.1.3 Государственного контракта от 11.01.2011 N 4Л Исполнитель (санаторий) обязан предоставить Заказчику оформленные в соответствии с установленными требованиями путевки в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента заключения контракта, в которых указана продолжительность лечения, соответствующая техническому заданию (приложение N 1 к Государственному контракту).
Таким образом, сопоставив условия контракта, положения ст.6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", предусматривающей продолжительность лечения, приказов Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N N 208, 213, 214, 221 и от 23.11.2004 N 276, где указан объем оказываемых услуг, установленную приказом стоимость одного дня пребывания в санаторно- курортных учреждениях, содержание санаторной путевки с указанием продолжительности лечения, суд пришел к правильному выводу о том, что предусмотренная контрактом продолжительность заезда (18 дней) позволяет определить объем оказываемых услуг по критерию "продолжительность лечения -18 дней", а именно: продолжительность лечения равна продолжительности заезда.
При этом объем оказываемых услуг, указанных в приказах Минздравсоцразвития России из расчета 21 день, определяется пропорционально оплаченной, исходя из стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях, продолжительности заезда (лечения) и в зависимости от имеющегося у гражданина- потребителя услуг заболевания, а также с учетом медицинских показаний (ст. 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что установление в документации об аукционе продолжительности санаторно-курортного лечения в 18 дней исключает возможность оказания услуг продолжительностью в 21 день и более, подлежит отклонению. Из материалов дела следует, что условиями размещения заказа явилось оказание санаторно-курортного лечения продолжительностью 18 дней, в п.3 "объем оказываемых" раздела 2, в п.6 "качественные и количественные характеристики" раздела 3 документации об открытом аукционе указано, что продолжительность санаторно-курортного лечения составляет 18 дней. Оказание санаторно-курортного лечения продолжительностью 21 день и более может быть условием иного размещения заказа.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что нарушений части 10 статьи 41.12 Закона о размещении заказов заявителем не допущено.
Следует отметить, что акт по результатам проверки соблюдения Государственным учреждением - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике законодательства о размещении заказов суд апелляционной инстанции расценивает как решение антимонопольного органа, поскольку данный документ, поименованный актом, фактически по своему содержанию является решением контролирующего органа, носит властно-распорядительный характер, принят в отношении конкретного лица и влечет для данного лица юридические последствия в виде возникновения прав и обязанностей. Так, в оспариваемом документе антимонопольным органом признаны в действиях заявителя нарушения Закона о размещении заказов, пунктом 3 резолютивной части акта внеплановой проверки предусмотрено передать уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
В силу изложенного соответствующие доводы апеллянта подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал оспариваемый акт незаконным, не соответствующим Закону о размещении заказа, нарушающим права заявителя и удовлетворил заявленные требования.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
На основании вышеизложенного решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05 сентября 2011 года по делу N А71-5984/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
О.Г.Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-5984/2011
Истец: ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Удмуртской Республике, ГУ-Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по УР
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, Управление Федеральной антимонопольной службы по УР