Екатеринбург |
|
27 декабря 2011 г. |
Дело N А60-10960/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А. Ю.,
судей Маликовой Э. М., Мындря Д. И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.05.2011 по делу N А60-10960/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель Управления Росреестра - Масленникова Е.М. (доверенность от 11.08.2011 N 08-23/1602).
В судебном заседании, назначенном на 21.12.1011, объявлен перерыв до 23.12.2011 на 9 ч 30 мин.
После перерыва в судебном заседании приняла участие представитель Управления Росреестра - Куйдан А.В. (доверенность от 15.12.2010 N 08-18/1390).
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ИНН: 6670262066; далее - Управление ФАУГИ) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Росреестра (ИНН: 6670073005, ОГРН: 1046603570386) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 23435 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская обл., Сухоложский р-он, д. Шата, ул. Ленина, д. 46.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное унитарное предприятие "Совхоз "Знаменский" (ИНН: 6633002831, ОГРН: 1036602080943; далее - предприятие "Совхоз "Знаменский").
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.05.2011 (судья Хачев И.В.) заявленные требования удовлетворены, признано незаконным решение Управления Росреестра об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 23435 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская обл., Сухоложский р-он, д. Шата, ул. Ленина, д. 46.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2011 (судьи Зеленина Т.Л., Гребенкина Н.А., Голубцова Ю.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит отменить обжалуемые судебные акты, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на нарушение судами ст. 16, 17, 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель считает, что из представленных на государственную регистрацию документов не усматривается, что спорный земельный участок площадью 23435 кв. м образован из земельного участка площадью 7,46 га, ранее предоставленного предприятию "Совхоз "Знаменский" в постоянное (бессрочное) пользование. Кроме того, Управление Росреестра указывает на то, что у него отсутствовали документы, подтверждающие отнесение предприятия "Совхоз "Знаменское" к федеральному унитарному предприятию, напротив, усматривалось, что данное предприятие является предприятием Свердловской области. Поскольку на момент вынесения постановления главы городского округа Сухой Лог от 17.07.2007 N 1000-ПГ собственность на землю в Российской Федерации была разграничена, заявитель полагает, что орган местного самоуправления был не вправе распоряжаться указанными земельными участками и выносить названное постановление. С учетом данных обстоятельств Управление Росреестра полагает, что отсутствуют основания для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок.
В отзывах на кассационную жалобу Управление ФАУГИ, предприятие "Совхоз "Знаменский" возражают против изложенных в ней доводов, считают их несостоятельными, просят оставить в силе обжалуемые судебные акты.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что 13.11.2010 Управление ФАУГИ обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 66:63:1501002:0148, площадью 23435 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская обл., Сухоложский р-н, д. Шата, ул. Ленина, д. 46.
К заявлению о государственной регистрации были приложены: доверенность, кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от 12.11.2007 N 63-2/07-2748, свидетельство от 03.03.1993 N 22 о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, выданное предприятию "Совхоз "Знаменский", постановление главы городского округа Сухой Лог от 17.07.2007 N 1000-ПГ, постановление главы городского округа Сухой Лог от 22.11.2007 N 1720-ПГ.
Управлением Росреестра государственная регистрации права была приостановлена на основании п. 1 ст. 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку заявителем не представлен на государственную регистрацию акт государственного органа, изданный в рамках его компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, подтверждающий предоставление земельного участка площадью 23435 кв. м. При этом Управлением Росреестра указано на то, что спорный земельный участок в силу п. 2 ст. 2 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утративших силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" относится к землям субъекта Российской Федерации, поскольку из представленных на государственную регистрацию документов следует, что предприятие "Совхоз "Знаменский" является государственным предприятием Свердловской области.
В связи с непредоставлением на государственную регистрацию соответствующих документов Управлением Росреестра в сообщении от 11.01.2011 отказано Управлению ФАУГИ в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок.
Управление ФАУГИ, полагая, что отказ в государственной регистрации права является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с соответствующим заявлением.
В ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования, суды, руководствуясь п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 17, п. 3 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пришли к выводу о том, что Управлением ФАУГИ на государственную регистрацию предоставлены все необходимые документы, у Управления Росреестра не имелось оснований для отказа в осуществлении регистрационных действий.
Суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене, в удовлетворении заявленных требований следует отказать, на основании следующего.
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания (абз. 2 п. 1 ст. 17 Закона о регистрации прав).
В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона о регистрации прав государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества.
Как следует из материалов дела, предприятию "Совхоз "Знаменский" на праве постоянного (бессрочного) пользования постановлением главы администрации с. Знаменское от 25.02.1993 N 4а предоставлен земельный участок площадью 7,46 га, в том числе 0,36 га под склад (свидетельство о праве на землю от 03.03.1993 N 22).
Постановлением главы городского округа Сухой Лог от 17.07.2007 N 1000-ПГ уточнены границы и площадь земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская обл., Сухоложский р-он, д. Шата, ул. Ленина, д. 46, кадастровый номер 66:63:15 01 002:0148, площадью 3600 кв. м, ранее предоставленного предприятию "Совхоз "Знаменский", с разрешенным использованием - под картофелехранилище. По результатам межевания границ уточненная площадь земельного участка составила 23436 кв. м (п. 18 постановления). В п. 19 данного постановления использование части указанного земельного участка площадью 2702 кв. м ограничено.
Постановлением главы городского округа Сухой Лог от 22.11.2007 N 1720-ПГ внесены изменения в постановление от 17.07.2007 N 1000-ПГ в части площади земельного участка: "площадью 23463 кв. м" заменено на "площадью 23435 кв. м".
Таким образом, площадь вновь сформированного земельного участка значительно отличается от площади земельного участка, предоставленного предприятию в 1993 году.
Вместе с тем, решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.04.2008 по делу N А60-621/2008 установлено, что предприятие "Совхоз "Знаменский" является федеральным государственным унитарным предприятием, учредителем которого является Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом (федеральный орган).
В соответствии с п. 1 ст. 3.1 Земельного кодекса Российской Федерации в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью) осуществляет Российская Федерация (п. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 2 ст. 10 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Между тем в рассматриваемом случае распоряжение земельным участком произведено органом местного самоуправления.
Управлением Росреестра была приостановлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок и предложено предоставить акт компетентного органа о распоряжении земельным участком в соответствии с его полномочиями.
Поскольку указанное требование Управлением ФАУГИ исполнено не было, а регистрирующий орган располагал лишь сведениями о том, что предприятие является государственной собственностью субъекта Российской Федерации, Управлением Росреестра обоснованно отказано в осуществлении регистрационных действий.
То обстоятельство, что Управлением Росреестра был запрошен акт субъекта Российской Федерации, поскольку регистрирующий орган посчитал предприятие "Совхоз "Знаменский" предприятием Свердловской области, не повлекло неправомерный отказ в государственной регистрации права. Управлением ФАУГИ на государственную регистрацию не были представлены документы, подтверждающие отнесение предприятия "Совхоз "Знаменский" к федеральному уровню собственности.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.05.2011 по делу N А60-10960/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2011 по тому же делу отменить.
В удовлетворении заявления Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области отказать.
Председательствующий |
А.Ю.Смирнов |
Судьи |
Э.М.Маликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания (абз. 2 п. 1 ст. 17 Закона о регистрации прав).
В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона о регистрации прав государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества.
...
В соответствии с п. 1 ст. 3.1 Земельного кодекса Российской Федерации в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью) осуществляет Российская Федерация (п. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 2 ст. 10 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 декабря 2011 г. N Ф09-8477/11 по делу N А60-10960/2011
Хронология рассмотрения дела:
27.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8477/2011
27.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8477/2011
23.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8477/11
23.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8477/11
14.09.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6809/11
06.07.2011 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6809/11