Екатеринбург |
|
01 февраля 2012 г. |
Дело N А60-22531/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Сухановой Н.Н., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области (ИНН 6662078828, ОГРН 1026605396817; далее - министерство) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.09.2011 по делу N А60-22531/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2011 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
министерства - Полюстров А.В. (доверенность от 11.01.2012 N 01-15-07/13);
главы крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуального предпринимателя Бровина Владимира Васильевича (ИНН 660502265319, ОГРН
304660536300023; далее - истец, глава хозяйства) - Ткачев И.О. (доверенность от 06.12.2011 N 2/2011).
Глава хозяйства обратился в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к министерству о взыскании 1 460 000 руб. убытков.
Решением суда первой инстанции от 09.09.2011 (судья Липина И.В.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2011 (судьи Голубцов В.Г., Савельева Н.М., Сафонова С.Н.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство, руководствуясь ст. 2, 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Свердловской области от 05.03.2009 N 246-ПП, п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1, 2 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит данные судебные акты отменить. В обоснование жалобы министерство указывает на необоснованное применение судами к спорным правоотношениям норм Гражданского кодекса, полагая, что отношения между истцом и ответчиком являются бюджетными, а не гражданско-правовыми, соответственно, подлежат применению нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации. Заявитель жалобы отмечает, что в материалах дела отсутствуют доказательства противоправности действий министерства, его вины по причинению вреда истцу; не доказано наличие причинной связи между действиями министерства и понесенными истцом убытками, поскольку министерство не принимало решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) главе хозяйства субсидий. Принятие данных решений входит в полномочия комиссии по отбору сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области, которая не входит в состав министерства. Министерство не имело право в нарушение установленного порядка предоставления из областного бюджета субсидий предоставить субсидии истцу без соответствующего решения вышеназванной комиссии; причиной невыдачи субсидий главе хозяйства явились решения комиссии о приостановлении выдачи и отказе в выдаче истцу субсидий. Министерство также указывает на то, что субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях возмещения части затрат на приобретение и производство товаров, а не в целях возмещения неполученных доходов (убытков), возникших в связи с приобретением товаров, как требует истец.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, истец, относящийся к числу сельскохозяйственных товаропроизводителей, в соответствии с порядком предоставления субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса в 2009-2011 годах обратился в уполномоченный орган для получения субсидии.
Министерством в адрес главы хозяйства направлено извещение о принятом на заседании комиссии по отбору сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области (далее - комиссия) решении от 20.01.2009 N 3 о предоставлении истцу государственной поддержки из средств областного бюджета в виде субсидии на приобретение техники и оборудования, применяемых в производстве и переработке сельскохозяйственной продукции, в сумме 1 460 000 руб. на возмещение части затрат по приобретению трактора, сеялки.
В дальнейшем комиссией принято решение о перераспределении истцу субсидии в сумме 1 460 000 руб. на приобретение трактора и сеялки (решение от 28.04.2009), на приобретение следующих единиц техники: трактора (920 000 руб.), культиватора (100 000 руб.), трех сеялок со сцепным устройством (440 000 руб.) в пределах установленного лимита.
Главой хозяйства в целях получения субсидии представлены в территориальный отраслевой отдел необходимые документы.
Истец включен в справку-расчет о причитающихся субсидиях на приобретение техники и оборудования от 06.07.2009 по состоянию на 01.07.2009.
Комиссией 13.07.2009 принято решение о приостановлении решений от 20.01.2009 и от 28.04.2009 в части предоставления субсидий истцу.
Решением комиссии от 21.12.2009 N 29 (позиция 14 перечня) истец исключен из перечня лиц, имеющих право на получение субсидии, включен в сведения о юридических и физических лиц, не включенных в вышеназванный перечень, со ссылкой на изменения объемов субсидий, предусмотренных Законом Свердловской области от 19.12.2008 N 119-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов" (в редакции от 09.10.2009).
Субсидия истцу не выплачена.
Между тем в целях получения субсидии истцом совершены действия по приобретению в собственность культиватора "Степняк-5,6", сеялки СЗРС-2,1 (3 ед.), трактора КАМАЗ ХТХ-215 на общую сумму 4 981 600 руб.
Глава хозяйства, полагая, что невыделенная ему сумма субсидий (1 460 000 руб.) является для него убытками, возникшими в результате противоправного бездействия министерства, обратился с соответствующим исковым заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, взыскивая в пользу истца убытки со Свердловской области в лице министерства за счет казны Свердловской области, руководствовались ст. 15, 16 Гражданского кодекса, постановлением Правительства Свердловской области от 05.03.2009 N 246-ПП "Об утверждении порядков предоставления субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса в 2009 - 2011 годах", указали, что истец является сельскохозяйственным товаропроизводителем, и исходили из доказанности материалами дела наличия и размера понесенных истцом убытков в результате неправомерного бездействия министерства, выразившегося в невыплате субсидий в размере 1 460 000 руб.
Выводы судов соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Судами правильно определено, что спорные правоотношения сторон связаны с предоставлением из областного бюджета субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям. Предметом взыскания по данному иску являются убытки, возникшие у главы хозяйства в результате противоправного бездействия министерства, заключающегося в невыплате субсидий. Рассматриваемые исковые требования правомерно квалифицированы судами как взыскание внедоговорных убытков, подлежащих возмещению на основании ст. 15, 16, 1069 Гражданского кодекса.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обстоятельствами, подлежащими доказыванию в данном деле, являются: противоправность действий (бездействия) ответчика, размер понесенных убытков, причинная связь между действиями ответчика и возникшими убытками истца, вина ответчика.
Законом Свердловской области от 04.02.2008 N 7-ОЗ "О государственной поддержке юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, в Свердловской области" предусмотрено предоставление из областного бюджета субсидий юридическим и физическим лицам, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов.
Во исполнение данного закона вынесено постановление Правительства Свердловской области от 05.03.2009 N 246-ПП "Об утверждении порядков предоставления субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса в 2009 - 2011 годах". Названным постановлением утвержден "Порядок предоставления из областного бюджета субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на приобретение техники и оборудования, применяемых в производстве и переработке сельскохозяйственной продукции" (далее - Порядок предоставления субсидий).
Согласно п. 5 Порядка предоставления субсидий право на получение субсидии имеют сельскохозяйственные товаропроизводители, индивидуальные предприниматели, которым планируется предоставление из областного бюджета субсидий в текущем финансовом году в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2007 N 1374-ПП "О комиссии по отбору сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области, которым планируется предоставление субсидии из областного бюджета, в 2008 году" (с изменениями, внесенными 31.12.2008).
Пунктом 7 Порядка предоставления субсидий установлено представление документов для получения субсидии, согласно приведенному в данном пункте перечню.
В соответствии с п. 8 Порядка предоставления субсидий управление сельского хозяйства и продовольствия министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области (далее - управление) или министерство (ответчик) контролирует правильность оформления представленных документов, в случае ненадлежащего оформления возвращает их на доработку.
В справке-расчете делается запись о возврате документов на доработку с указанием даты возврата. В месячный срок с момента возврата документы должны быть доработаны и представлены в управление или министерство.
Пунктом 9 Порядка предоставления субсидий предусмотрено, что управление на основании справок-расчетов, представленных организациями, составляет сводную справку-расчет о причитающихся субсидиях на приобретение техники и оборудования, применяемых в производстве и переработке сельскохозяйственной продукции, по форме согласно приложению N 2 к рассматриваемому Порядку, которую не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в министерство.
Министерство на основании сводных справок-расчетов, полученных от управлений, и справок-расчетов организаций составляет сводную справку по области на выплату субсидий, которую не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в Министерство финансов Свердловской области (п. 10 Порядка предоставления субсидий).
Пункт 11 названного Порядка предусматривает, что перечисление субсидии на расчетный счет осуществляется на основании сводной справки-расчета.
Субсидия не предоставляется в случае: несоответствия организации требованиям, предусмотренным в п. 5 данного Порядка; возбуждения дела о банкротстве или нахождения стадии ликвидации; непредставления документов, указанных в п. 7 Порядка; представления документов, указанных в п. 7 Порядка предоставления субсидий, позднее 10 декабря текущего финансового года; если предоставление субсидии повлечет превышение совокупных расходов на предоставление субсидии сверх доведенных до министерства лимитов бюджетных обязательств (п. 12 Порядка предоставления субсидий).
Из анализа приведенных положений следует, что в случае соответствия истца критериям, позволяющим его отнести к категории производителей сельхозпродукции, а также представленных документов требованиям к оформлению и соответствия заявленных субсидий доведенным лимитам управление министерства обязано принять бюджетное обязательство к исполнению, о чем проставляется подпись и печать управления министерства на справке-расчете.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, своевременное представление истцом 06.07.2009 всех необходимых документов для получения субсидий. При этом документы на доработку в соответствии с п. 10 Порядка предоставления субсидий главе хозяйства не возвращались, что свидетельствует о соблюдении истцом требований, установленных Порядком предоставления субсидий.
Доказательств иного министерством в материалы не представлено.
Судами установлено, что истец соответствует требованиям, установленным п. 5 Порядка предоставления субсидий, относится к производителям сельскохозяйственной продукции, которые в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 05.03.2009 N 246-ПП имеют право на получение субсидий.
Поскольку главой хозяйства были представлены все необходимые документы, министерство в соответствии с Порядком предоставления субсидий обязано выплатить истцу субсидии в заявленной сумме или отказать в выплате при условии, что данная выплата повлечет превышение совокупных расходов при предоставлении субсидии сверх доведенных до министерства лимитов бюджетных средств (подп. 5 п. 15 Порядка предоставления субсидий).
Между тем министерством обязанность по предоставлению истцу субсидий в спорной сумме не была выполнена.
Кроме того, условиями предоставления субсидии в размере 80% от суммы стоимости приобретаемой техники является, в том числе, приобретение лицом, претендующим на субсидию, указанной техники и представление соответствующих доказательств, что и является основанием для включения претендента в сводную справку-расчет.
Судами установлено и материалами дела подтверждено несение истцом расходов, которые напрямую связаны с целью получения права на субсидию (приобретение истцом сельскохозяйственной техники общей стоимостью 4 981 600 руб.).
Первоначально в отношении истца было принято решение о включении его в перечень лиц, которым планируется предоставление субсидии (решение от 20.01.2009, с учетом корректировки 28.04.2009).
Материалами дела подтверждается, что какие-либо изменения в решения от 20.01.2009 и от 28.04.2009 о предоставлении субсидий на момент сдачи документов в полном объеме (06.07.2009) ответчиком не вносились.
Решение о приостановлении выплаты субсидий, а также решение о включении истца в сведения о юридических и физических лицах, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, не включенных в перечень по состоянию на 21.12.2009 приняты после 01.06.2009, т.е. после включения истца в сводную справку-расчет, предоставления документов, подтверждающих право на получение субсидии.
Кроме того, Положением о комиссии по отбору сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области, которым планируется предоставление субсидий из областного бюджета, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2007 N 1374-ПП, Порядком предоставления субсидий не предусмотрено право комиссии по пересмотру утвержденного ранее перечня лиц, которым планируется предоставление субсидий, по основаниям изменения статей бюджета, выделенных лимитов.
Доказательства внесения изменений доведенных до министерства лимитов бюджетных обязательств, определенных после включения истца в перечень, а также того, что выплата истцу спорной суммы субсидий привела бы к превышению совокупных расходов на предоставление субсидий сверх доведенных до министерства лимитов бюджетных обязательств, материалы дела не содержат.
При этом обоснованность исключения истца из числа лиц, которым подлежит выдача субсидии, ответчиком также не подтверждена, что свидетельствует о противоправности данных действий.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что главе хозяйства причинен ущерб в виде убытков, возникших в связи с непредоставлением министерством субсидий; противоправность действий ответчика выражена в несоблюдении им предусмотренного порядка предоставления субсидий; вина министерства заключается в бездействии по непредставлению истцу субсидии в спорной сумме; причинно-следственная связь между действиями ответчика и понесенными убытками установлена в том, что министерство при указанных обстоятельствах должно было выплатить субсидию в спорной сумме.
При таких обстоятельствах исковые требования главы хозяйства в соответствии требованиями, установленными ст. 12, 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации судами удовлетворены правомерно в сумме фактически причиненных и доказанных истцом убытков.
Довод заявителя жалобы о том, что министерство не принимало решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) главе хозяйства субсидий, поскольку принятие данных решений входит в полномочия комиссии по отбору сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области, был предметом исследования судов обеих инстанций, ему дана надлежащая правовая оценка.
Как правильно указали суды, именно министерство является органом, наделенным полномочиями по выдаче субсидий и контрольными функциями в рамках упомянутой процедуры.
Поскольку министерство является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для предоставления субсидий в соответствии с Областным законом от 19.12.2008 N 119-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов", требование главы хозяйства о взыскании убытков в отношении Свердловской области в лице министерства, а не комиссии, заявлено правомерно и обоснованно удовлетворено судами.
Иные доводы министерства, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной доказательств и обстоятельств по делу, в связи с этим не принимаются судом кассационной инстанции в силу полномочий, установленных ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.09.2011 по делу N А60-22531/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решение о приостановлении выплаты субсидий, а также решение о включении истца в сведения о юридических и физических лицах, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, не включенных в перечень по состоянию на 21.12.2009 приняты после 01.06.2009, т.е. после включения истца в сводную справку-расчет, предоставления документов, подтверждающих право на получение субсидии.
Кроме того, Положением о комиссии по отбору сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области, которым планируется предоставление субсидий из областного бюджета, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2007 N 1374-ПП, Порядком предоставления субсидий не предусмотрено право комиссии по пересмотру утвержденного ранее перечня лиц, которым планируется предоставление субсидий, по основаниям изменения статей бюджета, выделенных лимитов.
...
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что главе хозяйства причинен ущерб в виде убытков, возникших в связи с непредоставлением министерством субсидий; противоправность действий ответчика выражена в несоблюдении им предусмотренного порядка предоставления субсидий; вина министерства заключается в бездействии по непредставлению истцу субсидии в спорной сумме; причинно-следственная связь между действиями ответчика и понесенными убытками установлена в том, что министерство при указанных обстоятельствах должно было выплатить субсидию в спорной сумме.
При таких обстоятельствах исковые требования главы хозяйства в соответствии требованиями, установленными ст. 12, 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации судами удовлетворены правомерно в сумме фактически причиненных и доказанных истцом убытков.
...
Поскольку министерство является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для предоставления субсидий в соответствии с Областным законом от 19.12.2008 N 119-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов", требование главы хозяйства о взыскании убытков в отношении Свердловской области в лице министерства, а не комиссии, заявлено правомерно и обоснованно удовлетворено судами."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 февраля 2012 г. N Ф09-9804/11 по делу N А60-22531/2011