Екатеринбург |
|
03 февраля 2012 г. |
Дело N А60-8056/2011 |
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 января 2013 г. N Ф09-9168/11 по делу N А60-8056/2011
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2012 г. N 17АП-9065/11
См. также Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 июня 2012 г. N А60-8056/2011
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 мая 2012 г. N ВАС-5599/12
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Сулейменовой Т.В., Столярова А.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - министерство) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.07.2011 по делу N А60-8056/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании 25.01.2012 приняли участие представители:
министерства - Юзвак Ю.С. (доверенность от 16.09.2011);
общества с ограниченной ответственностью "Уральский строительный центр" (далее - общество "Уральский строительный центр") - Хохлова О.С. (доверенность от 27.05.2011).
В судебном заседании, назначенном на 25.01.2012, был объявлен перерыв до 27.01.2012 до 11 ч. 30 мин. После окончания перерыва судебное заседание продолжено с участием тех же представителей, а также представителя общества "Уральский строительный центр" - Каганец Н.Н. (доверенность от 25.01.2012).
Общество "Уральский строительный центр" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к министерству с заявлением о признании недействительным приказа от 23.12.2010 N 1981 "О признании утратившим силу (отмене) как противоречащих законодательству приказов министра по управлению государственным имуществом Свердловской области" (далее - постановление от 23.12.2010 N 1981) приказ в части признания утратившим силу (отмены) приказа министра по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29.08.2008 N 2278 "О предоставлении земельного участка" (подп. 4 п. 1 приказа министерства от 23.12.2010 N 1981); (далее - приказ от 29.08.2008 N 2278; с учетом уточнения предмета требований, принятого судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.07.2011 (судья Киреев П.Н.) заявленные требования удовлетворены. Признан недействительным подп. 4 п. 1.1 приказа министерства от 23.12.2010 N 1981.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2011 (судьи Зеленина Т.Л., Усцов Л.А., Панькова Г.Л.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на нарушение судами ст. 7, п. 2 ст. 102 Лесного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Свердловской области от 17.01.2001 N 41-ПП (далее - постановление от 17.01.2001 N 41-ПП), ч. 3 ст. 17 Областного закона от 10.04.1995 N 9-ОЗ "Об управлении государственной собственностью Свердловской области". По мнению заявителя, предоставленный приказом от 29.08.2008 N 2278 обществу "Уральский строительный центр" земельный участок относится к территории Санаторного лесного парка, обладающего статусом особо охраняемой природной территории, на котором запрещено строительство. Кроме того, на указанном участке расположены защитные леса, для которых также установлены особый правовой режим и целевое назначение. Заявитель полагает, что приказ о предоставлении этого земельного участка в аренду противоречит закону, и издан с превышением полномочий, оспариваемый ненормативный правовой акт принят с целью устранения допущенных нарушений.
В отзыве на кассационную жалобу и дополнении к ней общество "Уральский строительный центр" возражает против изложенных в них доводов, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Как установлено судами, приказом министерства от 30.11.2007 N 3043 обществу "Уральский строительный центр" предварительно согласовано в квартале 67 Лесопаркового участкового лесничества Санаторного лесного парка место размещения спортивно-развлекательного центра с гостиничным комплексом, автосалоном, торговым центром и ведение рекреационной деятельности на земельном участке общей площадью 300 000 кв. м (категория земель - земли населенных пунктов), в том числе 146 000 кв. м с использованием для размещения спортивно-развлекательного центра с гостиничным комплексом, автосалоном и торговым центром, 154 000 кв. м для рекреационной деятельности без права рубки лесных насаждений и капитального строительства.
Приказом министерства от 29.08.2008 N 2278 заявителю предоставлен в аренду земельный участок (категория земель - земли населенных пунктов) с кадастровым номером 66:41:06 09 003:6, расположенный в восточной части кадастрового района "Екатеринбургский" г. Екатеринбурга Свердловской области площадью 300 000 кв. м, сроком на 49 лет с правом рубки лесных насаждений, оформляемых в соответствии с действующим законодательством.
Приказом министерства от 23.12.2010 N 1981 признаны утратившими силу (отменены) как противоречащие правовым актам приказы, в том числе приказ от 29.08.2008 N 2278.
Ссылаясь на то, что подп. 4 п. 1.1 приказа от 23.12.2010 N 1981 является незаконным и нарушает его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество "Уральский строительный центр" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что приказ от 29.08.2008 N 2278 был принят в соответствии с установленной действующим законодательством процедурой предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов, оснований для отмены которого у министерства не имелось. При этом, судами отклонена ссылка ответчика на то, что предоставленный земельный участок, находится в границах особо охраняемой территории областного значения "Санаторный лесной парк". Установив, что приказом министерства от 23.12.2010 N 1981 (с учетом изменений, внесенных приказом от 29.12.2007 N 3502) расформирован участок с кадастровым номером 66:41:0000000:0179, занятый Санаторным лесным парком, в том числе на земельный участок площадью 300 000 кв. м (категория = земли населенных пунктов), постановлением от 18.06.2008 N 599-ПП изменены границы особо охраняемой природной территории областного значения "Санаторный лесной парк" путем уменьшения общей площади на 14,6 га в квартале 67 Лесопаркового участкового лесничества, а спорный участок предоставлен заявителю для строительства, суды пришли к выводу об отсутствии доказательств отнесения этого участка к землям особо охраняемых природных территорий. Кроме того, судом апелляционной инстанции отклонен довод министерства об отсутствии у него полномочий на издание приказа о предоставлении земельного участка в аренду, поскольку указанное обстоятельство не являлось основанием признания утратившим силу (отмены) приказа от 29.08.2008 N 2278.
Проверив обоснованность доводов заявителя жалобы, суд кассационной инстанции считает, что судебный акт подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 3 ст. 10 Областного закона от 10.03.1999 N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области" (далее - Закон от 10.03.1999 N 4-ОЗ) правовые акты Свердловской области или их отдельные положения могут быть признаны утратившими силу в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, Уставом Свердловской области и (или) законами Свердловской области, в том числе настоящим Законом.
Правовой акт Свердловской области или его отдельные положения утрачивают юридическую силу в случаях: истечения срока действия правового акта Свердловской области или его отдельных положений; принятия тем же органом и вступления в силу другого правового акта Свердловской области того же вида, который полностью заменяет по предмету регулирования ранее принятый правовой акт Свердловской области; признания правового акта Свердловской области или его отдельных положений утратившими силу принявшим его органом; отмены правового акта Свердловской области или его отдельных положений уполномоченным органом; признания правового акта Свердловской области или его отдельных положений утратившими силу по решению суда в случаях, предусмотренных федеральным законодательством; в иных случаях, предусмотренных федеральным и областным законодательством (п. 1 ст. 111 Закона от 10.03.1999 N 4-ОЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 102 Лесного кодекса Российской Федерации к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных ч. 4 ст. 12 названного Кодекса.
Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (ч. 4 ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. "г" ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса Российской Федерации городские леса относятся к защитным лесам.
В силу ч. 5 ст. 102 указанного Кодекса в защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
На основании подп. 3 п. 1 ст. 97 Земельного кодекса Российской Федерации к землям природоохранного назначения относятся земли, занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых территорий).
В соответствии с п. 9 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, используются для отдыха граждан и туризма.
К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан (ч. 1 ст. 98 названного Кодекса).
На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению (ч. 5 данной статьи).
Согласно ч. 5.1 ст. 105 Лесного кодекса Российской Федерации в городских лесах запрещаются определенные виды деятельности, в частности размещение объектов капитального строительства.
В материалах дела имеются документы, содержащие ссылки на наличие городских лесов на спорном земельном участке, а именно: акт натурного технического обследования лесных площадей от 04.06.2008 спорного участка, расположенного в квартале N 67, в городских лесах (л.д. 90), кадастровый паспорт от 16.04.2010 земельного участка N 66:41:0609003:6, с указанием разрешенного использования участка - городские леса, приказ министерства от 30.11.2007 N 3043.
Делая вывод о законности приказа министерства от 29.08.2008 N 2278 как принятого в соответствии с установленным порядком и действующим законодательством, суды в нарушение ч. 1 ст. 168, п. 2, 3 ч. 4 ст. 170, ч. 1 ст. 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не дали оценки доводу министерства, изложенному в отзыве на заявление общества "Уральский строительный центр" (л.д. 72-74), апелляционной жалобе (л.д. 114-117) о нахождении на спорном земельном участке городских (защитных) лесов.
Между тем указанные обстоятельства имеют существенное значение при оценке возможности предоставления спорного земельного участка для строительства объектов капитального строительства, а, следовательно, и при оценке законности отмененного приказа от 29.08.2008 N 2278.
Судами рассмотрен и отклонен довод министерства об отсутствии у него полномочий по предоставлению спорного земельного участка, в связи с отсутствием такого основания в приказе от 23.12.2010 N 1981 для признания утратившим силу (отмены) приказа от 29.08.2008 N 2278. Однако приказ от 23.12.2010 N 1981 принят в целях приведения актов министра по управлению государственным имуществом Свердловской области в соответствие с законодательством и не содержит конкретных оснований для отмены приведенных в нем приказов. При таких обстоятельствах указанный довод министерства надлежало оценить наряду с иными.
Кроме того, судами не дана оценка ссылке общества "Уральский строительный центр" на то обстоятельство, что в соответствии с решением Екатеринбургской городской Думы от 13.11.2007 N 68/48 "Об утверждении правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург", спорный земельный участок отнесен к зоне Ц-2 - зоне обслуживания и деловой активности местного значения.
Поскольку судами не оценены доводы сторон, обстоятельства, а также доказательства, имеющие существенное значение для правильного разрешения данного спора, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело - передаче на новое рассмотрение (п. 3 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При новом рассмотрении суду необходимо устранить изложенные недостатки, с учетом имеющихся доказательств по делу установить, расположены ли на спорном земельном участке защитные (городские) леса, оценить по этому поводу доводы лиц, участвующих в деле, а также рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле органов местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" (Екатеринбургской городской Думы, администрации города Екатеринбурга), а также Министерства природных ресурсов Свердловской области, которым утвержден акт натурного технического обследования лесных площадей от 04.06.2008, принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.07.2011 по делу N А60-8056/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2011 по тому же делу отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
А.Ю. Смирнов |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Делая вывод о законности приказа министерства от 29.08.2008 N 2278 как принятого в соответствии с установленным порядком и действующим законодательством, суды в нарушение ч. 1 ст. 168, п. 2, 3 ч. 4 ст. 170, ч. 1 ст. 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не дали оценки доводу министерства, изложенному в отзыве на заявление ... ... , апелляционной жалобе ... о нахождении на спорном земельном участке городских (защитных) лесов.
...
Судами рассмотрен и отклонен довод министерства об отсутствии у него полномочий по предоставлению спорного земельного участка, в связи с отсутствием такого основания в приказе от 23.12.2010 N 1981 для признания утратившим силу (отмены) приказа от 29.08.2008 N 2278. Однако приказ от 23.12.2010 N 1981 принят в целях приведения актов министра по управлению государственным имуществом Свердловской области в соответствие с законодательством и не содержит конкретных оснований для отмены приведенных в нем приказов. При таких обстоятельствах указанный довод министерства надлежало оценить наряду с иными.
Кроме того, судами не дана оценка ссылке ... на то обстоятельство, что в соответствии с решением Екатеринбургской городской Думы от 13.11.2007 N 68/48 "Об утверждении правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург", спорный земельный участок отнесен к зоне Ц-2 - зоне обслуживания и деловой активности местного значения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 февраля 2012 г. N Ф09-9168/11 по делу N А60-8056/2011
Хронология рассмотрения дела:
21.05.2013 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9168/11
07.03.2013 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9065/11
24.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9168/11
27.09.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9065/11
27.06.2012 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-8056/11
18.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5599/12
03.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9168/11
07.10.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9065/11
19.07.2011 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-8056/11