Екатеринбург |
|
07 февраля 2012 г. |
Дело N А71-101/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Маликовой Э.М., Смирнова А.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.05.2011 по делу N А71-101/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Ижинвест" (далее - общество "Ижинвест) - Виноградова И.В. (доверенность от 15.03.2011).
Ходатайство Росимущества о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя рассмотрено судом кассационной инстанции и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Росимущество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к муниципальному образованию "город Ижевск" в лице Управления имущественных отношений администрации г. Ижевска (далее - управление), Управлению образования администрации г. Ижевска, обществу "Ижинвест" о признании права Российской Федерации на объекты недвижимого имущества - нежилые помещения с кадастровым (условным) номером объекта 18-18-01/105/2009-065 общей площадью 615,9 кв. м и с кадастровым (условным) номером 18-18-01/105/2009-066 общей площадью 54,8 кв. м, расположенные по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Горького, д. 69, о признании отсутствующим права собственности муниципального образования "город Ижевск" и права оперативного управления Управления образования администрации г. Ижевска на объект недвижимого имущества - нежилое помещение общей площадью 615,9 кв. м, расположенное по адресу: г. Ижевск, ул. Горького, д. 69 с кадастровым (условным) номером 18-18-01/105/2009-065, а также отсутствующим права собственности общества "Ижинвест" на объект недвижимого имущества - нежилое помещение общей площадью 54,8 кв. м, расположенное по адресу: г. Ижевск, ул. Горького, д. 69 с кадастровым (условным) номером 18-18-01/105/2009-066.
Определением суда от 14.02.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное унитарное предприятие Удмуртской Республики "Удмуртский республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее - управление Росреестра), Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики.
Решением суда от 19.05.2011 (судья Абуязидова Г.А.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2011 (судьи Панькова Г.Л., Гребенкина Н.А., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Росимущество просит судебные акты отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), п. 3 раздела 1 приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и федеральную собственность" (далее - постановление от 27.12.1991 N 3020-1), ст. 196, 208 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель указывает, что Указом Президента Российской Федерации от 20.02.95 N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" (далее - Указ от 20.02.95 N 176) спорное здание включено в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Росимущество считает, что спорное здание как объект историко-культурного и природного наследия общероссийского значения в силу прямого указания закона (п. 3 раздела 1 приложения N 1 к постановлению от 27.12.1991 N 3020-1) относится исключительно к федеральной собственности. По мнению заявителя, указанное право подтверждается охранными обязательствами от 17.12.1999 N 12, от 15.12.2009 N 394, от 10.03.2010 N 8, из которых следует, что спорный объект является памятником федерального значения "Дом Е. Новикова", 1820-1830 годов постройки и располагается в групповой охранной зоне N 1 проекта зон охраны памятников истории и культуры г. Ижевска, утвержденного постановлением Совета Министров УАССР от 16.03.1992 N 100/3. Вместе с тем Росимущество полагает, что судами не дана надлежащая правовая оценка названным доказательствам. По мнению заявителя, право собственности Российской Федерации на спорный объект возникло до введения в действие Закона N 122-ФЗ и действительно в отсутствие его государственной регистрации. Росимущество считает, что спорный объект недвижимости из федеральной собственности не выбывал, решение о передаче его в муниципальную собственность не принималось. Также заявитель указывает, что узнал о нарушении своего права 23.08.2010, получив выписку из Единого государственного реестра прав, в связи с чем им не пропущен срок исковой давности, предусмотренный ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, заявитель считает, что в силу ст. 208 названного Кодекса в рассматриваемом случае исковая давность на требования истца не распространяется.
В отзывах на кассационную жалобу общество "Ижинвест", Управление образования администрации г. Ижевска возражают против изложенных в ней доводов, считают их необоснованными, просят оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Как установлено судами, во исполнение постановления от 27.12.1991 N 3020-1 решением от 21.12.1993 N 190-ОБ Государственного комитета Удмуртской Республики по управлению государственным имуществом были переданы в муниципальную собственность г. Ижевска нежилые отдельно стоящие, встроено-пристроенные, цокольные и полуподвальные помещения, построенные за счет 5-7 процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения, согласно Перечню объектов, утвержденному решением Ижевского городского Совета народных депутатов от 28.10.1992 N 81.
В муниципальную собственность, в том числе, было передано два нежилых помещения площадью 149,9 кв. м и площадью 828,2 кв. м, расположенных по адресу: г. Ижевск, ул. М.Горького, д. 69, указанные нежилые помещения включены в Реестр муниципальной собственности.
Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 здание, расположенное по адресу: г. Ижевск, ул. М. Горького, д. 69 ("Дом Новикова, 1820-1823 г.г."), включено в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
Согласно Постановлению первого заместителя главы администрации вице-мэра г. Ижевска от 02.03.1998 N 78 нежилое помещение площадью 923,2 кв. м, расположенное по адресу: г. Ижевск, ул. М.Горького, д. 69, передано в оперативное управление Управлению народного образования г. Ижевска по актам приема-передачи.
На основании проведенной инвентаризации в 2003 году площадь указанного нежилого помещения стала составлять 679,4 кв. м, на которую зарегистрировано право муниципальной собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.02.2004 серии 18АА N 500437.
Приказом Управления имущественных отношений администрации г. Ижевска от 22.09.2009 N 1660у внесены изменения в решение Комитета по управлению имуществом от 08.05.1998 N 01-01ун/7 и в акты передачи в оперативное управление, указано: "ул. Максима Горького, д. 69, площадь "679,4 кв. м", разделить на "615,9 кв. м и 54,8 кв. м"; "Изъять из оперативного управления Управления образования администрации г.Ижевска нежилое помещение площадью 54,8 кв. м по ул. Максима Горького, д. 69".
Управлением Росреестра 13.10.2009 зарегистрировано право собственности муниципального образования "город Ижевск" на объект недвижимости: 2-этажное здание общей площадью 615,9 кв. м, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Максима Горького, д. 69, номера на поэтажном плане: 1 этаж - 1-14, 2 этаж - 1-17, с кадастровым (условным) номером 18-18-01/105/2009-065, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.10.2009.
В качестве документов-оснований государственной регистрации права значатся: перечень нежилых отдельно стоящих, встроено-пристроенных, цокольных и полуподвальных помещений, утвержденных решением Ижевского городского Совета народных депутатов УАССР от 28.10.1992 N 81, решение Госкомитета Удмуртской Республики по управлению государственным имуществом от 21.12.1993 N 190-ОБ, а также приказ управления от 22.09.2009 N 1660у.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 30.08.2010 на данный объект зарегистрировано право оперативного управления Управления образования администрации г. Ижевска.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 16.03.2010 общество "Ижинвест" является собственником нежилого помещения общей площадью 54,8 кв. м,, находящегося по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Максима Горького, д. 69 (1-й этаж, номера на поэтажном плане 15-22). Основанием для регистрации права указан договор купли-продажи недвижимого имущества от 27.02.2010.
На спорные объекты недвижимости площадью 615,9 кв. м и площадью 54,8 кв. м, расположенные по адресу: г. г. Ижевск, ул. Максима Горького, д. 69, оформлены и выданы охранные обязательства от 15.12.2009 N 394, от 10.03.2010 N 08.
Ссылаясь на то, что здание, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Максима Горького, д. 69, включено в перечень исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения и относится к федеральной собственности в силу прямого указания закона (п. 3 раздела 1 приложения N 1 к постановлению от 27.12.1991 N 3020-1), а также на постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327, которым, по мнению Росимущества, объект "Дом Новикова, 1820-1823 г.г." включен в перечень памятников истории и культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом (п. 5 ст. 214 данного Кодекса).
Пунктом 2 ст. 218 названного Кодекса предусмотрено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона N 122-ФЗ и не регистрировались в соответствии с п. 1, 2 ст. 6 названного Закона (п. 58, 59 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Согласно п. 3 раздела 1 приложения N 1 к Постановлению N 3020-1 объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации, относятся исключительно к федеральной собственности.
Пунктом 6 ст. 2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ) предусмотрено, что оформление права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты недвижимого имущества, отнесенные к недвижимым памятникам истории и культуры республиканского значения, недвижимым памятникам истории и культуры федерального (общероссийского) значения либо к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения после 27.12.1991, осуществляется по основаниям, не связанным с отнесением указанных объектов недвижимого имущества к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
На основании ст. 4 Закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:
объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.
В силу п. 1 ст. 48 Закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Суды, установив, что объект недвижимости "Дом Новикова, 1820-1823 г.г.", расположенный по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. М.Горького, д. 69, включен в Перечень памятников истории и культуры федерального (общероссийского) значения только Указом от 20.02.95 N 176, а также отсутствуют доказательства признания данного здания объектом культурного наследия общероссийского значения до издания названного Указа (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, так как на момент разграничения права собственности на государственное имущество спорный объект недвижимого имущества не имел статуса объекта культурного наследия общероссийского значения. Положениями ст. 218, 235 Гражданского кодекса Российской Федерации такого основания для возникновения права собственности у одного лица и прекращения права собственности у другого не предусмотрено.
При этом суды правомерно отклонили довод Росимущества о возникновении права федеральной собственности в силу постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327, указав, что на основании данного постановления спорный объект - "Дом Новикова, 1820-1823 г.г.", расположенный по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. М.Горького, д. 69, не был включен в перечень памятников истории и культуры государственного значения.
Судами также установлено, что спорный объект недвижимости фактически во владении Российской Федерации не находится. Помещение площадью 615,9 кв. м в течение длительного времени находится в оперативном управлении Управления образования администрации г. Ижевска. Помещение площадью 54,8 кв. м находится в собственности и фактическом владении общества "Ижинвест". Данные помещения используются ответчиками в соответствии с охранными обязательствами только по функциональному назначению, проводятся ремонтно-реставрационные работы и охрана этих помещений.
При таких обстоятельствах оснований для признания права собственности Российской Федерации на спорные помещения не имеется.
Кроме того, на основании ст. 195, 196, 199, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации суды пришли к выводу о пропуске истцом срока исковой давности для защиты нарушенного права, установив, что о нарушении своего права истец мог узнать в феврале 2004 года (с момента государственной регистрации права муниципальной собственности).
При этом суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что с момента издания Указа от 20.02.95 N 176, в соответствии с которым спорное здание было отнесено к памятникам культуры и градостроительства федерального значения, Российская Федерация в лице уполномоченных органов не осуществляла никаких действий, связанных с реализацией прав и несением обязанностей собственника в отношении спорного объекта.
С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
Поскольку судами не установлен факт нахождения спорного имущества во владении Российской Федерации, довод заявителя о том, что в силу ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации к рассматриваемым правоотношениям исковая давность применению не подлежит, является несостоятельным.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.05.2011 по делу N А71-101/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом - без удовлетворения.
Председательствующий |
З.Г. Семенова |
Судьи |
Э.М. Маликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами также установлено, что спорный объект недвижимости фактически во владении Российской Федерации не находится. Помещение площадью 615,9 кв. м в течение длительного времени находится в оперативном управлении Управления образования администрации г. Ижевска. Помещение площадью 54,8 кв. м находится в собственности и фактическом владении общества "Ижинвест". Данные помещения используются ответчиками в соответствии с охранными обязательствами только по функциональному назначению, проводятся ремонтно-реставрационные работы и охрана этих помещений.
При таких обстоятельствах оснований для признания права собственности Российской Федерации на спорные помещения не имеется.
Кроме того, на основании ст. 195, 196, 199, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации суды пришли к выводу о пропуске истцом срока исковой давности для защиты нарушенного права, установив, что о нарушении своего права истец мог узнать в феврале 2004 года (с момента государственной регистрации права муниципальной собственности).
При этом суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что с момента издания Указа от 20.02.95 N 176, в соответствии с которым спорное здание было отнесено к памятникам культуры и градостроительства федерального значения, Российская Федерация в лице уполномоченных органов не осуществляла никаких действий, связанных с реализацией прав и несением обязанностей собственника в отношении спорного объекта.
...
Поскольку судами не установлен факт нахождения спорного имущества во владении Российской Федерации, довод заявителя о том, что в силу ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации к рассматриваемым правоотношениям исковая давность применению не подлежит, является несостоятельным."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 февраля 2012 г. N Ф09-9410/11 по делу N А71-101/2011