Екатеринбург |
|
1 февраля 2012 г. |
Дело N А07-6367/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Сухановой Н.Н., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (далее - управление) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.07.2011 по делу N А07-6367/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - общество) - Филиппов Д.Н. (доверенность от 31.12.2011), Веревочкин Е.В. (доверенность от 10.01.2012).
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к управлению о признании недействительным предписания от 28.02.2011 N 03-03/13/ШВВ-4.
Решением суда от 25.07.2011 (судья Чернышова С.Л.) заявление общества удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2011 (судьи Костин В.Ю., Арямов А.А., Иванова Н.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении требования общества отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Как указывает заявитель кассационной жалобы, допущенная при оформлении оспариваемого предписания техническая опечатка не влияет на его законность и обоснованность, а также не меняет его содержание, предписывающее разработать мероприятия по соблюдению допустимых показателей, установленных режимными картами и нормативом предельно допустимых выбросов (далее - ПДВ). Ссылаясь на ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", управление считает ошибочным вывод судов о том, что превышение контрольных выбросов не рассматривается как нарушение экологической дисциплины, поскольку несоблюдение установленных нормативов выбросов рассматривается как нарушение природоохранного законодательства. Управление также не согласно с выводом судов о том, что режимные карты являются внутренними документами предприятия и нарушение установленных в них технологических нормативов не является основанием для применения санкций в отношении заявителя, так как режимные карты являются документами, регламентирующими работу котлов; требование ПДВ к расчетам выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от котлов является работа котлов в соответствии с режимной картой.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить вынесенные по данному делу решение и постановление без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что управлением в отношении общества проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, результаты которой отражены в акте от 28.02.2011 N 13.
Согласно акту проверки от 28.02.2011 N 13 (п. 4 раздела "В области охраны атмосферного воздуха") в котельном цехе N 5 проведена проверка представленных режимной группой данных (результаты измерений газового состава продуктов сгорания, режимы работы котлов и технико-экономические показатели, измеренные концентрации оксидов азота, оксида углерода) за 21.12.2010 по водогрейному котлу (далее - ВК) N 5 и зафиксировано, что при теплопроизводительности 49, 2 Гкал/ч содержание кислорода 2,8% (при норме 3,6), содержание оксидов азота 150,2 мг/куб.м при норме, установленной режимной картой, не выше 119 для максимальной теплопроизводительности 73,5 Гкал/ч.
В соответствии с расчетом максимально-разовых и валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по котельному цеху N 5, выполненным в составе ПДВ, максимально допустимое значение оксидов азота для ВК N 5 составляет 92мг/куб.м. Превышена допустимая ПДВ концентрация оксидов азота в дымовых газах.
Согласно данным оперативного журнала 10.02.2011 в работе был паровой котел (деле - ПК) N 3,паропроизводительность которого составляла 8 т/ч, а режимной картой предусмотрена минимальная производительность для данного котла 13,5 т/ч.
В котельном цехе N 1 "БашРТС-Уфа" филиал общества рабочих 4 ПК и 10 ВК; 08.02.2011 в работе находятся 2 ПК (N 2, 6) и 5 ВК (N 3, 4, 7, 8, 9). Топливо - газ. Согласно представленным режимной группой данным (результаты измерений газового состава продуктов сгорания, режимы работы котлов и технико-экономические показатели, измеренные концентрации оксидов азота, оксида углерода) за 28.01.2010, 30.11.2010, 21.01.2011 по ПК N 6 зафиксировано, что 21.01.2011 при паропроизводительности 13,2 т/час содержание кислорода 5% (при норме 5,8), содержание СО 10 ррм (при норме 0).
По ВК N 9 зафиксировано, что 21.01.2011 при теплопроизводительности 66,8 Гкал/ содержание кислорода 2,5% (при норме 4). Аналогичное отклонение зафиксировано 21.01.2011 по ВК N 6, 7, 28.01.2010 по ВК N 2, 4, 6, 8, 9, 30.11.2010 по ВК N 2, 4, 6, 7, 8.
Согласно табл. N 2 "Режимы работы котлов и технико-экономические показатели" коэффициент избытка воздуха 28.01.2010, 21.01.2011 составил для котла N 2 - 1,61. При этом 28.01.2010 при минимальной загрузке концентрация оксидов азота составила 200,1 мг/куб.м
В соответствии с расчетом максимально-разовых и валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по котельному цеху N 1, выполненным в составе ПДВ, максимально допустимое значение оксидов азота в дымовых газах для ПК N 2 составляет 210 мг/куб.м.
Исходя из данных журнала контроля режима работы ВК 08.02.2011 по ВК N 8 количество работающих горелок 14. Согласно утвержденной режимной карте допускается использование лишь 11 горелок. Температура уходящих газов 154 град. Цельсия при норме 121. По ВК N 9 количество работающих горелок 13. По утвержденной режимной карте допускается использование лишь 12 горелок. Температура уходящих газов130 град. Цельсия при норме 112.
В котельном цехе N 6 "БашРТС-Нефтекамск" филиал общества в котельной N 2 эксплуатируются 2 ВК. Топливо - газ.
Согласно представленным режимной группой "БашРТС-Уфа" филиал общества данным (результаты измерений газового состава продуктов сгорания, режимы работы котлов и технико-экономические показатели, измеренные концентрации оксидов азота, оксида углерода) за 28.04.2010 по ВК N 1 зафиксировано, что при максимальной загрузке содержание оксидов азота составило 84,1 мг/куб.м при установленной режимной картой норме не более 43.
По ВК N 2 в этот же день содержание оксидов азота составило 85,5 мг/куб.м при установленной режимной картой норме не более 43.
14.02.2010 содержание оксидов азота по ВК N 1, 2 составляло 77,6 и 81,6 мг/куб.м соответственно при установленной режимной картой норме не более 43.
По котельному цеху N 6 установлено, что фактическая паропроизводительность ПК N 1 в декабре 2010 года, в 2011 году составляла порядка 8 т/ч. Режимной картой минимальная паропроизводительность установлена 11т/ч.
13.12.2010 режимной группой "БашРТС-Уфа" филиал общества установлено, что коэффициент избытка воздуха составил 1,5.
При этом приведенное значение оксидов азота составило 197,7 мг/куб.м
17.12.2009 по вышеуказанному котлу режимной группой "БашРТС-Уфа" филиал общества установлено, что коэффициент избытка воздуха составил 2. При этом приведенное значение оксидов азота составило 207,9 мг/куб.м.
В соответствии с расчетом максимально-разовых и валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по котельному цеху N 6, выполненным в составе ПДВ, максимально допустимое значение оксидов азота для ПК составляет 198 мг/куб.м. Превышена допустимая ПДВ концентрация оксидов азота в дымовых газах ПК N 1.
Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух "БашРТС-Нефтекамск" филиал общества выполняется по данным режимной группы (анализы режимной группы взяты за основу расчета 2 ТП (воздух) - 2010).
С учетом указанных обстоятельств управление пришло к выводу о том, что обществом в 2010-2011 гг. не выполнялись мероприятия по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности, касающихся соблюдения допустимых показателей, установленных режимными картами и нормативом ПДВ.
Предписанием от 28.02.2011 N 03-03/13/ШВВ-4, вынесенным управлением, обществу предписано в срок до 15.04.2011 разработать мероприятия по соблюдению допустимых показателей, установленных режимными картами и нормативом ПДВ: содержание кислорода в режимном сечении, оксидов азота и оксида углерода в дымовых газах, коэффициенту избытка воздуха, работе котлов в соответствии с утвержденными параметрами. В качестве нормативного обоснования вынесения предписания указаны ст. 34, 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
Не согласившись с названным предписанием управления, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует действующему законодательству, а также нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Выводы судов являются правильными.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица при эксплуатации строений, сооружений и иных объектов обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны, в том числе: планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 183 (ред. от 15.02.2011) "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы выбросов: технический норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух (далее - технический норматив выброса); ПДВ вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух.
Технические нормативы выбросов для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются техническими регламентами.
ПДВ для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих ПДВ санитарным правилам.
Разработка ПДВ и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
Нормативы ПДВ и временно согласованных выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
"Инструкция по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для тепловых электростанций и котельных. РД 153-34.0-02.303-98" (утв. РАО "ЕЭС России" 07.08.1998; далее - Инструкция) предусматривает, что нормирование выбросов тепловых электростанций и котельных (далее - ТЭС) производится в соответствии с едиными общегосударственными нормативными требованиями с учетом специфики энергетического производства, его жизнеобеспечивающей функции и направлено на обеспечение максимально возможного предотвращения загрязнения атмосферного воздуха.
Основными нормативными документами, составляющими методическую основу нормирования выбросов ТЭС, являются законы об охране природной среды, государственные стандарты, инструктивные и методические материалы Госкомэкологии Российской Федерации и Минздрава Российской Федерации, отраслевые нормативные документы.
Согласно п. 2.1. Инструкции нормированию подлежат выбросы загрязняющих веществ, содержащихся в дымовых газах: диоксида азота, оксида азота, диоксида серы, золы твердого топлива, мазутной золы ТЭС, оксида углерода, сажи и бенз(а)пирена (только для котлов паропроизводительностью менее 30 т/ч).
На основании п. 10.1, 10.2 Инструкции технологические (удельные) нормативы выбросов устанавливаются для каждого котла совокупно со связанным с ним природоохранным оборудованием. Технологические нормативы определяют: удельный выброс загрязняющих веществ для каждого котла при номинальной нагрузке и различных видах сжигаемого топлива (при соблюдении требований режимной карты), что характеризует степень экологического совершенства оборудования и его эксплуатации и служат для: контроля состояния и уровня эксплуатации природоохранного оборудования; определения условий материального поощрения эксплуатационного и ремонтного персонала; разработки нормативов ПДВ, лимитов выбросов и определения способов их обеспечения.
Технологические нормативы выбросов для существующего оборудования ТЭС являются внутренним нормативом ТЭС, утверждаются руководством ТЭС, нарушение их не является основанием для санкций по отношению к ТЭС со стороны контролирующих организаций.
Технологические нормативы выбросов для котельных установок вводятся как обязательные для эксплуатационного персонала и включаются в режимные карты котла, газоочистных установок. Одновременно разрабатываются инструкции (или дополнения к действующим инструкциям), предусматривающие конкретные рекомендации и указания эксплуатационному персоналу по обеспечению технологических нормативов выбросов.
"Методические указания по составлению режимных карт котельных установок и оптимизации управления ими. РД 34.25.514-96" (утв. РАО "ЕЭС России" 18.03.1996) носят рекомендательный характер по организации режима работы котельных установок, эксплуатирующихся на разных видах твердого топлива, газе, мазуте и смеси твердого топлива с газом.
В силу раздела 1 основная цель режимных карт обеспечить в регулировочном диапазоне нагрузок надежную и экономичную работу котла с минимальными выбросами в атмосферу вредных веществ (окислов азота), на которые можно влиять режимом работы топки. Эти требования часто вступают в противоречие между собой и с величиной регулировочного диапазона нагрузок. Поэтому режимные указания предполагают наличие некоторых компромиссов. Однако приоритет должен быть отдан надежности, под которой понимается пожаро- и взрывобезопасность, выдерживание приемлемых температур пара и металла поверхностей нагрева, отсутствие интенсивного шлакования поверхностей нагрева или затруднений с выходом жидкого шлака, отсутствие интенсивной коррозии воздухоподогревателя, обеспечение желаемого диапазона нагрузок с минимальным использованием в дополнение к твердому топливу газа или мазута.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, обществом проект нормативов ПДВ (в полном объеме, включая приложения) рассмотрен в установленном порядке, согласован с Управлением технологического и экологического надзора Ростехнадзора по Республике Башкортостан и введен в действие полученными разрешениями на выбросы вредных, загрязняющих веществ в атмосферу сроком действия до 25.07.2011 (по котельному цеху N 5 "Баш РТС-Стерлитамак", до 05.07.2011 ("БашРТС-Уфа"). Все ограничения, планы и мероприятия, предусмотренные проектом нормативов ПДВ, являются обязательными к исполнению.
При этом технологические нормативы, установленные в режимных картах для оборудования ТЭС, являются внутренними нормативами, их нарушение не является основанием для санкций по отношению к ТЭС со стороны контролирующих организаций.
Описанные в разделе 4 акта несовпадения данных технологических нормативов не являются законодательно установленными нормативами, превышение которых влечет административную ответственность.
В материалах проверки отсутствуют данные о конкретных нарушениях обществом законодательства: ни в акте проверки от 28.02.2011 N 13, ни в оспариваемом предписании не указано, какое требование охраны окружающей среды заявитель нарушил. Надлежащее нормативное правовое обоснование данных требований также не изложено. Из содержания предписания не понятно, какие мероприятия по контролю следует разработать обществу и в соответствии с каким нормативным правовым актом.
Кроме того, в силу п. 78 Административного регламента должностное лицо, проводившее проверку, обязано выдать предписание юридическому лицу в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, лишь в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований с указанием сроков их устранения.
Из содержания предписания управления от 28.02.2011 N 03-03/13/ШВВ-4 следует, что оно вынесено ведущим специалистом - экспертом отдела экологического контроля Гафиятуллиной Эльзой Рафаиловной (служебное удостоверение от 30.11.2009N 2974), однако в нарушение требований Административного регламента указанным должностным лицом не подписано. Фактически оспариваемое предписание подписано иным лицом - государственным инспектором Шиц В.В.
С учетом изложенных обстоятельств суды обоснованно указали на то, что оспариваемое предписание не может быть признано законным и исполнению не подлежит.
Доводы управления, приведенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции не принимаются, поскольку они являлись предметом исследования судов и получили надлежащую правовую оценку, основания для переоценки которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Поскольку при вынесении решения и постановления нормы права применены судами правильно, выводы об обстоятельствах дела соответствуют его материалам, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.07.2011 по делу N А07-6367/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны, в том числе: планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 183 (ред. от 15.02.2011) "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы выбросов: технический норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух (далее - технический норматив выброса); ПДВ вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 февраля 2012 г. N Ф09-9794/11 по делу N А07-6367/2011