Екатеринбург |
|
01 февраля 2012 г. |
Дело N А07-5983/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Сухановой Н.Н., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Гафурийская сельхозхимия" (ОГРН: 1030201527080); (далее - общество "Гафурийская сельхозхимия", заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.07.2011 по делу N А07-5983/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан (ОГРН: 1020202556835); (далее - Министерство сельского хозяйства) - Салихова А.Т. (доверенность от 20.12.2011).
Общество "Гафурийская сельхозхимия" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству сельского хозяйства с требованиями: о признании незаконным бездействия Министерства сельского хозяйства, выразившееся в невыполнении требований, предусмотренных п. 6 "Порядка предоставления в 2008 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан на повышение плодородия почв (на химическую обработку кормовых угодий для дальнейшего использования под посевы сельскохозяйственных культур), агрохимическую мелиорацию почв", утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01.04.2008 N 99 по составлению и направлению в Министерство финансов Республики Башкортостан сводной справки на получение субсидий, заявки на финансирование, справки-расчета в размере получателей субсидий, а также сводного реестра поручений на оплату расходов, в части актов выполненных работ N 44, 45, 46, 47, повлекшее за собой невыплату субсидии на возмещение части затрат по известкованию кислых почв, произведенных обществом "Гафурийская сельхозхимия"; о взыскании с Республики Башкортостан, в лице Министерства сельского хозяйства, за счет средств казны Республики Башкортостан убытков в сумме 1 666 493 руб. 60 коп. (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.07.2011 (судья Юсеева И.Р.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2011 (судьи Соколова И.Ю., Пивоварова Л.В., Баканов В.В.) решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Гафурийская сельхозхимия" просит названные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. При этом заявитель указывает на то, что выводы судов о необходимости заключения государственного контракта в целях получения субсидии на возмещение части затрат являются ошибочными и противоречат природе субсидии, характеризующейся таким признаком как безвозмездность, что исключает возможность заключения возмездных гражданско - правовых договоров для получения субсидий. По мнению общества "Гафурийская сельхозхимия" право на получение субсидий возникает у лица, которое произвело фактические затраты в связи с производством товаров, работ, услуг.
Заявитель в кассационной жалобе указывает, что в рассматриваемом случае правовое регулирование предоставления субсидий на возмещение части затрат по повышению плодородия почв из бюджета Республики Башкортостан, в силу ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, должно регулироваться Законом Республики Башкортостан "О бюджете Республики Башкортостан" на очередной финансовый год, а также постановлениями Правительства Республики Башкортостан, принятыми в соответствии с Законом о бюджете на соответствующий финансовый год.
Общество "Гафурийская сельхозхимия" полагает, что суд необоснованно руководствовался Федеральной целевой программой "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2012 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 99 (далее - Федеральная целевая программа по повышению плодородия почв), Республиканской программой "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния Республики Башкортостан на 2006 - 2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11.07.2006 N 198 (далее - Республиканская программа), которые в силу ст. 2, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации не входят в структуру бюджетного законодательства, регулирующего правоотношения по предоставлению субсидий из бюджета Республики Башкортостан и не могут применяться при решении вопроса об установлении категории лиц, имеющих право на получение субсидий.
Кроме того, заявитель обращает внимание, что Республиканская программа не была утверждена соответствующим законодательным (представительным) органом и не опубликована в официальных изданиях.
Заявитель жалобы указывает, что суды не применили нормы права, подлежащие применению, а именно: Закон Республики Башкортостан от 03.11.2007 N 474-з "О бюджете Республики Башкортостан на 2008 год" и постановление Правительства Республики Башкортостан от 01.04.2008 N 99 "Об утверждении порядка предоставления в 2008 год субсидий из бюджета Республики Башкортостан на повышение плодородия почв (на химическую обработку кормовых угодий (сенокосов и пастбищ) для дальнейшего использования под посевы сельскохозяйственных культур и агрохимическую мелиорацию почв)" (далее - Порядок предоставления субсидий).
Также общество "Гафурийская сельхозхимия" отмечает, что его требования о взыскании убытков, причиненных бездействием Министерства сельского хозяйства являются законными и обоснованными.
Как следует из материалов дела, 19.05.2008 между обществом "Гафурийская сельхозхимия" и СПК "Урожай", был подписан договор подряда, по условиям которого общество "Гафурийская сельхозхимия", действуя в качестве подрядчика, приняло на себя обязательства по выполнению агрохимических работ по известкованию почвы на земельных участках СПК "Урожай" Аургазинского района Республики Башкортостан, общей площадью 426 га.
Согласно п. 3.1, 3.2 названного договора предусмотрено, что оплата выполненных подрядчиком работ производится в пределах выделенных лимитов на проведение работ по агрохимической мелиорации почв из республиканского или федерального бюджета, а также за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников. При недостаточности бюджетных средств, оплата стоимости выполненных работ производится за счет средств заказчика.
В июне 2008 года обществом "Гафурийская сельхозхимия" были выполнены работы по известкованию кислых почв на земельных участках СПК "Урожай" Аургазинского района Республики Башкортостан, общей площадью 426 га на общую сумму 1 851 659 руб. 50 коп., что подтверждается актами выполненных работ от 10.06.2008 N 44 на сумму 226 617 руб. 10 коп., от 10.06.2008 N 45 на сумму 410 476 руб. 26 коп., от 10.06.2008 N 46 на сумму 607 162 руб. 81 коп., от 10.06.2008 N 47 на сумму 607 403 руб. 34 коп.
Посчитав, что указанные действия являются основанием для получения субсидий, общество в июне 2008 года представило в Министерство сельского хозяйства документы по перечню, определенному п. 3, 5 Порядка предоставления субсидий.
Поскольку Министерство сельского хозяйства, получив документы общества, не составило сводную справку на получение субсидий и заявку на финансирование в порядке, предусмотренном п. 6 Порядка предоставления субсидий, указанные справку и заявку, а также справки-расчеты в разрезе получателей субсидий, сводные реестры поручений на оплату расходов в Министерство финансов не представило, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании бездействия Министерства сельского хозяйства в указанной части незаконным и взыскании с Республики Башкортостан в лице Министерства сельского хозяйства за счет казны Республики Башкортостан 1 666 493 руб. 60 коп. убытков.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что общество "Гафурийская сельхозхимия" в рассматриваемом случае не является лицом, имеющим право на получение субсидий из бюджета Республики Башкортостан. В части отказа о признании незаконным бездействия Министерства сельского хозяйства, суды руководствовались ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходили из того, что заявитель пропустил установленный действующим законодательством срок для оспаривания бездействия государственных органов при отсутствии уважительных причин. В части отказа во взыскании в пользу общества "Гафурийская сельхозхимия" убытков, суды указали на недоказанность причинения вреда в заявленном размере именно Министерством сельского хозяйства, поскольку на стороне последнего отсутствуют обязательства перед заявителем, в том числе по оплате выполненных для СПК "Урожай" работ.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, обстоятельствам дела.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании п. 1, 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт их причинения и размер, противоправное поведение причинителя убытков, наличие причинно-следственной связи между действиями указанного лица и возникшими убытками, а также вину их причинителя.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов подлежит возмещению (п. 1 ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
На основании раздела 5.4 Республиканской программы нормативно-правовое обеспечение деятельности в области сохранения и восстановления плодородия земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов осуществляется по направлениям, определяемым Федеральными законами "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", "О мелиорации земель", "О государственном земельном кадастре" и Законами Республики Башкортостан "О мелиорации земель", "О государственном земельном кадастре Республики Башкортостан", другими нормативными правовыми актами.
Федеральный закон от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" устанавливает правовые основы государственного регулирования обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения при осуществлении собственниками, владельцами, пользователями, в том числе арендаторами, земельных участков хозяйственной деятельности.
Правовое регулирование деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, названным Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 99 утверждена Федеральная целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2012 года". Финансирование мероприятий Федеральной целевой программы по повышению плодородия почв намечено осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников. При этом оговорено, что финансирование мероприятий за счет средств федерального бюджета предполагается осуществлять только при условии выделения средств из бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников для финансирования строительства и реконструкции объектов соответствующей формы собственности. При уменьшении согласованных объемов финансирования субъектами Российской Федерации пропорционально сокращаются средства федерального бюджета.
В субъектах Российской Федерации реализация Федеральной целевой программы по повышению плодородия почв обеспечивается на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых федеральными государственными учреждениями по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению (заказчиками-застройщиками) с исполнителями работ в рамках отдельных мероприятий Федеральной целевой программы.
Исполнители указанных работ определяются заказчиками на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В заключаемых государственных контрактах (договорах) определяются объемы соответствующих мероприятий и источники их финансирования, перечни хозяйств и объектов, где намечается выполнение работ.
В Республике Башкортостан постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11.07.2006 N 198 одобрена Республиканская программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния Республики Башкортостан на 2006 - 2010 годы", по которой государственным заказчиком - координатором данной программы определено министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан.
В целях развития реализации положений Республиканской программы постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01.04.2008 N 99 утвержден Порядок предоставления в 2008 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан на повышение плодородия почв (на химическую обработку кормовых угодий (сенокосов и пастбищ) для дальнейшего использования под посевы сельскохозяйственных культур и агрохимическую мелиорацию почв), который регламентировал использование в 2008 году субсидий на повышение плодородия почв, предоставляемых юридическим лицам любой организационно - правовой формы по определенным направлениям.
В соответствии со ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципами бюджетной системы Российской Федерации являются, в том числе, адресность и целевой характер бюджетных средств.
Исходя из анализа вышеназванных нормативных актов, суды обеих инстанций правомерно указали на то, что получение государственных субсидий на выполнение работ (оказание услуг) возможно в рамках принятых государственных программ на основе государственных контрактов, заключаемых заказчиком (министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан) с исполнителями работ в рамках отдельных мероприятий программы. При этом исполнителями работ выступают землепользователи (землевладельцы), которые со своей стороны вправе привлекать для выполнения работ подрядчиков.
Судами установлено и из материалов дела следует, что в рассматриваемом случае общество не относится к числу землепользователей или землевладельцев, которые в соответствии с вышеуказанными нормативными актами, обладают правом на получение субсидий из бюджета Республики Башкортостан.
Как верно указано судами, само по себе выполнение обществом "Гафурийская сельхозхимия" как подрядчиком, привлеченным землепользователем - СПК "Урожай", работ по агрохимической мелиорации почв не свидетельствует о возникновении у него такого права, а у Министерства сельского хозяйства, соответственно, обязанности по предоставлению субсидий.
При названных обстоятельствах суды правомерно отказали обществу "Гафурийская сельхозхимия" в удовлетворении заявленных им требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку ранее уже были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку. Основания для переоценки у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.07.2011 по делу N А07-5983/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Гафурийская сельхозхимия" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исполнители указанных работ определяются заказчиками на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В заключаемых государственных контрактах (договорах) определяются объемы соответствующих мероприятий и источники их финансирования, перечни хозяйств и объектов, где намечается выполнение работ.
В Республике Башкортостан постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11.07.2006 N 198 одобрена Республиканская программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния Республики Башкортостан на 2006 - 2010 годы", по которой государственным заказчиком - координатором данной программы определено министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан.
В целях развития реализации положений Республиканской программы постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01.04.2008 N 99 утвержден Порядок предоставления в 2008 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан на повышение плодородия почв (на химическую обработку кормовых угодий (сенокосов и пастбищ) для дальнейшего использования под посевы сельскохозяйственных культур и агрохимическую мелиорацию почв), который регламентировал использование в 2008 году субсидий на повышение плодородия почв, предоставляемых юридическим лицам любой организационно - правовой формы по определенным направлениям.
В соответствии со ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципами бюджетной системы Российской Федерации являются, в том числе, адресность и целевой характер бюджетных средств."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 февраля 2012 г. N Ф09-9717/11 по делу N А07-5983/2011