г. Челябинск
29 сентября 2011 г. |
N 18АП-9358/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2011 года
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Пивоваровой Л.В., Баканова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шайхисламовой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Гафурийская сельхозхимия" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.07.2011 по делу N А07-5983/2011 (судья Юсева И.Р.),
В заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Гафурийская сельхозхимия" - Шапошников Е.А. (доверенность от 11.04.2011 N 2-ю), Рудявко О.А. (доверенность от 11.04.2011 N 1-ю);
Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан - Салихова А.Т. (доверенность от 31.05.2011 N 01-26-888);
открытое акционерное общество "Гафурийская сельхозхимия" (далее - заявитель, ОАО "Гафурийская сельхозхимия", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству сельского хозяйства Республики Башкортостан (далее - Министерство сельского хозяйства) с требованиями
- о признании незаконным бездействия Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан, выразившееся в невыполнении требований, предусмотренных пунктом 6 "Порядка предоставления в 2008 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан на повышение плодородия почв (на химическую обработку кормовых угодий для дальнейшего использования под посевы сельскохозяйственных культур), агрохимическую мелиорацию почв", утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01 апреля 2008 года N 99 по составлению и направлению в Министерство финансов Республики Башкортостан сводной справки на получение субсидий, заявки на финансирование, справки-расчета в размере получателей субсидий, а также сводного реестра поручений на оплату расходов, в части актов выполненных работ NN 44, 45, 46, 47, повлекшее за собой невыплату субсидии на возмещение части затрат по известкованию кислых почв, произведенных ОАО "Гафурийская сельхозхимия";
- о взыскании с Республики Башкортостан, в лице Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан, за счет средств казны Республики Башкортостан убытков в сумме 1 666 493 руб. 60 коп. (требовании изложены с учетом уточнений, принятых судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23 мая 2011 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Башкортостан.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 15.07.2011 (резолютивная часть объявлена 14.07.2011) в удовлетворении исковых требований отказано.
С вынесенным решением не согласился истец и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ОАО "Гафурийская сельхозхимия" (далее также - податель жалобы, общество) просит решение суда отменить полностью, удовлетворив заявленные требования в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на то обстоятельство, что спорные отношения должны регулироваться бюджетным законодательством, в то время как суд первой инстанции применил нормы земельного законодательства.
Заявитель жалобы полагает, что в рассматриваемом случае правовое регулирование предоставления субсидий на возмещение части затрат по повышению плодородия почв из бюджета Республики Башкортостан, в силу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, должно регулироваться Законом Республики Башкортостан "О бюджете Республики Башкортостан" на очередной финансовый год, а также постановлениями Правительства Республики Башкортостан, принятыми в соответствии с Законом о бюджете на соответствующий финансовый год.
По мнению заявителя жалобы, суд необоснованно руководствовался Федеральной целевой программой "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 99 (далее - Федеральная целевая программа по повышению плодородия почв), Республиканской программой "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния Республики Башкортостан на 2006 - 2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11.07.2006 N 198 (далее - Республиканская программа), которые в силу статей 2, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации не входят в структуру бюджетного законодательства, регулирующего правоотношения по предоставлению субсидий из бюджета Республики Башкортостан и не могут применяться при решении вопроса об установлении категории лиц, имеющих право на получение субсидий. Кроме того, общество считает, что Республиканская программа не была утверждена соответствующим законодательным (представительным) органом и не опубликована в официальных изданиях. Также полагает, что суд при вынесении решения ошибочно применил расширительное толкование Федеральной целевой программы по повышению плодородия почв и причислил Министерство сельского хозяйства к федеральному государственному учреждению по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению, наделив его правом заключать государственные контракты на выполнение работ.
Заявитель жалобы указывает, что в 2008 году нормативно-правовыми актами бюджетного законодательства, регулирующими порядок предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан на повышение плодородия почв, являются: Закон Республики Башкортостан от 03.11.2007 N 474-з "О бюджете Республики Башкортостан на 2008 год" и постановление Правительства Республики Башкортостан от 01.04.2008 N 99 "Об утверждении порядка предоставления в 2008 год субсидий из бюджета Республики Башкортостан на повышение плодородия почв (на химическую обработку кормовых угодий (сенокосов и пастбищ) для дальнейшего использования под посевы сельскохозяйственных культур и агрохимическую мелиорацию почв) (далее - Порядок предоставления субсидий). Кроме того, общество отмечает, что обстоятельства, касающиеся наличия (отсутствия) у общества права на получение субсидий не входят в предмет доказывания по данному делу.
От Министерства сельского хозяйства поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на несогласие с доводами апелляционной жалобы. Ответчик просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве Министерство сельского хозяйства указывает на невозможность применения к спорным правоотношениям Закона Республики Башкортостан "О республиканских целевых программах", поскольку в рассматриваемом случае речь идет не о целевой программе Республики Башкортостан, а о республиканской программе, принятой во исполнение и развитие на территории Республики Башкортостан Федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года", статус целевой которой не присвоен. Считает утверждение заявителя жалобы об отсутствии публикации Республиканской программы необоснованным, поскольку ее публикация произведена без приложений в Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства РБ от 18.09.2006 N 18 (240), а также на сайте Министерства экономического развития Республики Башкортостан.
В отзыве Министерство указывает, что общество в рассматриваемом случае не является лицом, имеющим право на получение субсидий из бюджета Республики Башкортостан, поскольку факт исполнения заявителем подрядных работ для заказчика-землепользователя не порождает какого-либо бюджетного обязательства ответчика перед заявителем, также у ответчика не возникло и гражданско-правовых обязательств перед заявителем, так как постановление Правительства РБ об утверждении порядка предоставления в 2008 году субсидий не порождает обязательств у ответчика по предоставлению субсидий конкретному субъекту.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора - Министерства финансов Республики Башкортостан не явился.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя Министерства финансов Республики Башкортостан.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 19 мая 2008 года между ОАО "Гафурийская сельхозхимия" и СПК "Урожай", был подписан договор подряда, по условиям которого ОАО "Гафурийская сельхозхимия", действуя в качестве подрядчика, приняло на себя обязательства по выполнению агрохимических работ по известкованию почвы на земельных участках СПК "Урожай" Аургазинского района Республики Башкортостан, общей площадью 426 га.( л.д.127 т.1). Пунктами 3.1,3.2 договора предусмотрено, что оплата выполненных подрядчиком работ производится в пределах выделенных лимитов на проведение работ по агрохимической мелиорации почв из республиканского или федерального бюджета, а также за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников. При недостаточности бюджетных средств, оплата стоимости выполненных работ производится за счет средств заказчика.
В июне 2008 года ОАО "Гафурийская сельхозхимия" были выполнены работы по известкованию кислых почв на земельных участках СПК "Урожай" Аургазинского района Республики Башкортостан, общей площадью 426 га на общую сумму 1 851 659 руб. 50 коп. (акт выполненных работ от 10.06.2008 N 44 на сумму 226617 руб. 10 коп - т. 1, л. д. 16; акт выполненных работ от 10.06.2008 N 45 на сумму 410 476 руб. 26 коп - т. 1, л. д. 17; акт выполненных работ от 10.06.2008 N 46 на сумму 607 162 руб. 81 коп - т. 1, л. д. 18; акт выполненных работ от 10.06.2008 N 47 на сумму 607 403 руб. 34 коп - т. 1, л. д. 19).
Посчитав, что указанные действия являются основанием для получения субсидий, общество в июне 2008 года представило в Министерство сельского хозяйства документы по перечню, определенному пунктами 3, 5 Порядка предоставления субсидий.
Поскольку Министерство сельского хозяйства, получив документы общества, не составило сводную справку на получение субсидий и заявку на финансирование в порядке, предусмотренном пунктом 6 Порядка предоставления субсидий, указанные справку и заявку, а также справки-расчеты в разрезе получателей субсидий, сводные реестры поручений на оплату расходов в Министерство финансов не представило, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании бездействия Министерства сельского хозяйства в указанной части незаконным и взыскании с Республики Башкортостан в лице Министерства сельского хозяйства за счет казны Республики Башкортостан 1 666 493 руб. 60 коп. убытков.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что общество в рассматриваемом случае не является лицом, имеющим право на получение субсидий из бюджета Республики Башкортостан. В части отказа о признании незаконным бездействия Министерства сельского хозяйства, суд первой инстанции руководствовался частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходил из того, что общество пропустило установленный действующим законодательством срок для оспаривания бездействия государственных органов при отсутствии уважительных причин.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта, в силу следующего:
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В пункте 2 указанной статьи сказано, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт их причинения и размер, противоправное поведение причинителя убытков, наличие причинно-следственной связи между действиями указанного лица и возникшими убытками, а также вину их причинителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов подлежит возмещению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с разделом 5.4 Республиканской программы нормативно-правовое обеспечение деятельности в области сохранения и восстановления плодородия земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов осуществляется по направлениям, определяемым Федеральными законами "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", "О мелиорации земель", "О государственном земельном кадастре" и Законами Республики Башкортостан "О мелиорации земель", "О государственном земельном кадастре Республики Башкортостан", другими нормативными правовыми актами.
Федеральный закон от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" устанавливает правовые основы государственного регулирования обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения, при осуществлении собственниками, владельцами, пользователями, в том числе арендаторами, земельных участков хозяйственной деятельности.
Правовое регулирование деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, названным Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 99 утверждена Федеральная целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2012 года". Финансирование мероприятий Федеральной целевой программы по повышению плодородия почв намечено осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников. При этом оговорено, что финансирование мероприятий за счет средств федерального бюджета предполагается осуществлять только при условии выделения средств из бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников для финансирования строительства и реконструкции объектов соответствующей формы собственности. При уменьшении согласованных объемов финансирования субъектами Российской Федерации пропорционально сокращаются средства федерального бюджета.
В субъектах Российской Федерации реализация Федеральной целевой программы по повышению плодородия почв обеспечивается на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых федеральными государственными учреждениями по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению (заказчиками-застройщиками) с исполнителями работ в рамках отдельных мероприятий Федеральной целевой программы.
Исполнители указанных работ определяются заказчиками на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В заключаемых государственных контрактах (договорах) определяются объемы соответствующих мероприятий и источники их финансирования, перечни хозяйств и объектов, где намечается выполнение работ.
В Республике Башкортостан постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11.07.2006 N 198 одобрена Республиканская программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния Республики Башкортостан на 2006-2010 годы", по которой государственным заказчиком - координатором данной программы определено Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан.
В целях реализации положений Республиканской программы постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01.04.2008 N 99 утвержден Порядок предоставления в 2008 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан на повышение плодородия почв (на химическую обработку кормовых угодий (сенокосов и пастбищ) для дальнейшего использования под посевы сельскохозяйственных культур и агрохимическую мелиорацию почв), который регламентировал использование в 2008 году субсидий на повышение плодородия почв, предоставляемых юридическим лицам любой организационно-правовой формы по определенным направлениям.
Согласно положениям статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принципами бюджетной системы Российской Федерации являются, в том числе, адресность и целевой характер бюджетных средств.
Исходя из анализа вышеназванных нормативных актов, суд первой инстанции правомерно указал на то, что получение государственных субсидий на выполнение работ (оказание услуг) возможно в рамках принятых государственных программ на основе государственных контрактов, заключаемых заказчиком (Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан) с исполнителями работ в рамках отдельных мероприятий программы. При этом исполнителями работ выступают землепользователи (землевладельцы), которые со своей стороны вправе привлекать для выполнения работ подрядчиков.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что в рассматриваемом случае общество не относится к числу землепользователей или землевладельцев, которые в соответствии с вышеуказанными нормативными актами, обладают правом на получение субсидий из бюджета Республики Башкортостан.
Отсутствие права на получение субсидий, исключает наличие нарушений прав заявителя, обусловленных какими либо действиями или бездействием ответчика, а также вреда, обусловленного их совершением
При названных обстоятельствах, руководствуясь положениями статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных им требований о признании несоответствующим закону бездействия и взыскания убытков.
Самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении требований в части признания незаконным бездействия Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан, являются положения части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
В соответствии с указанной нормой заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции обоснованно признал причины пропуска срока подачи заявления неуважительными, в связи с чем, отказал обществу в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока и в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным бездействия Министерства сельского хозяйства в связи с пропуском срока.
Следует отметить, что выполнение ОАО "Гафурийская сельхозхимия", агрохимических работ по известкованию почвы на земельных участках СПК "Урожай" Аургазинского района Республики Башкортостан произведено на основании договора подряда, подписанного 19 мая 2008 года между ОАО "Гафурийская сельхозхимия" и СПК "Урожай". Поскольку положения названного договора, в контексте пункта 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации, влекут обязанность заказчика оплатить выполненный подрядчиком результат работ, оснований считать убытки общества обусловленными действиями Министерства сельского хозяйства не имеется.
Довод общества о том, что Республиканская программа не является нормативным актом, в силу этого, не подлежала применению к спорным правоотношениям, не может быть признан в качестве достаточного основания для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку при его принятии суд руководствовался положениями не только данной программы, но и других правовых актов, примененных в совокупности с имеющимися в деле доказательствами.
Иные доводы заявителя жалобы направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, что, в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, недопустимо.
При совокупности изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными в полном объеме, оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.07.2011 по делу N А07-5983/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Гафурийская сельхозхимия" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-5983/2011
Истец: ОАО "Гафурийская сельхозхимия"
Ответчик: Министерство сельского хозяйства РБ
Третье лицо: Министерство финансов РБ, ОАО "Гафурийская сельхозхимия"