Екатеринбург |
|
14 февраля 2012 г. |
Дело N А50-13724/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Маликовой Э.М., Смирнова А.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Большесосновского муниципального района Пермского края (далее - администрация муниципального района) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2011 по делу N А50-13724/2011 Арбитражного суда Пермского края.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Ходатайство администрации муниципального района о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие её представителя рассмотрено судом кассационной инстанции и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Общество с ограниченной ответственностью "Русь" (ИНН: 5947017604, ОГРН: 1085947000270; далее - общество "Русь") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском о возложении на администрацию муниципального района обязанности принять от общества "Русь" недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности, а именно: жилые квартиры, расположенные в селе Большая Соснова Большесосновского района Пермского края по следующим адресам: ул. Северная, д. 20, кв. 1, ул. Полевая, д. 8, кв. 1, 2, ул. Совхозная, д. 8, кв. 1, 2.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Большесосновского сельского поселения (далее - администрация сельского поселения).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 09.09.2011 (судья Ремянникова И.Е.) исковые требования удовлетворены. На администрацию муниципального района возложена обязанность принять в муниципальную собственность спорные жилые квартиры.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2011 (судьи Дюкин В.Ю., Усцов Л.А., Голубцова Ю.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация муниципального района просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами ст. 219, 288 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 5, 24 Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности в РСФСР", ст. 14, 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 14, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя, спорные объекты жилого фонда были переданы и продолжают находиться во владении общества "Русь" на праве полного хозяйственного ведения, при этом отсутствие государственной регистрации права само по себе не свидетельствует об отсутствии у общества права на эти квартиры. Кроме того, администрация муниципального района считает себя ненадлежащим ответчиком по настоящему спору, так как она не наделена полномочиями по содержанию муниципального жилого фонда, находящегося на территории поселения, который должен быть передан на уровень сельского поселения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на балансе общества "Русь" находятся следующие объекты недвижимого имущества - жилого фонда:
- квартира N 1, расположенная по адресу: Пермский край, Большесосновский р-н, с. Большая Соснова, ул. Северная, д. 20;
- квартира N 1, расположенная по адресу: Пермский край, Большесосновский р-н, с. Большая Соснова, ул. Полева, д. 8;
- квартира N 2, расположенная по адресу: Пермский край, Большесосновский р-н, с. Большая Соснова, ул. Полевая, д. 8;
- квартира N 1, расположенная по адресу: Пермский край, Большесосновский р-н, с. Большая Соснова, ул. Совхозная, д. 8;
- квартира N 2, расположенная по адресу: Пермский край, Большесосновский р-н, с. Большая Соснова, ул. Совхозная, д. 8.
Общество "Русь" является правопреемником сельскохозяйственного кооператива "Россия" (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц), правопредшественником которого являлось товарищество с ограниченной ответственностью "Россия" (далее - товарищество "Россия"), а ранее - совхоз "Россия".
В соответствии с постановлением администрации муниципального района от 30.12.1992 N 646 "О регистрации товарищества "Россия" весь жилищный фонд реорганизованного совхоза "Россия" был передан товариществу на праве полного хозяйственного ведения.
Общество "Русь" полагает, что находящиеся на его балансе жилые квартиры в силу прямого указания закона (п. 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"; далее - постановление Верховного Совета от 27.12.1991 N 3020-1) являются собственностью Большесосновского муниципального района Пермского края. Общество "Русь", являясь коммерческой организацией, не может иметь на своем балансе имущество, которое ранее было передано его правопредшественнику на праве полного хозяйственного ведения, а также указывая, что неоднократно обращалось к администрации муниципального района с просьбой принять указанное имущество в муниципальную собственность, на что получен отказ от 22.03.2011 N 363, обратилось в суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из следующего.
Вопросы передачи жилищного фонда в муниципальную собственность регулируются постановлением Верховного Совета от 27.12.1991 N 3020-1 (приложение N 3 к данному постановлению).
Объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность (п. 2 названного постановления).
Согласно п. 1 приложения N 3 к постановлению Верховного Совета от 27.12.1991 N 3020-1 к муниципальной собственности отнесены объекты жилищного фонда.
С учетом указанных норм судами сделан правильный вывод о том, что спорные квартиры в силу прямого указания закона относятся к муниципальной собственности.
При этом судами обоснованно указано, что факт передачи собственником имущества в 1992 году спорных квартир на праве полного хозяйственного ведения правопредшественнику истца, не свидетельствует о прекращении его права собственности.
Поскольку в настоящее время указанное лицо прекратило свою деятельность путем реорганизации в общество "Русь", которое не может иметь на своем балансе имущество, ранее закрепленное администрацией муниципального района на праве хозяйственного ведения за его правопредшественником, суды пришли к верному выводу о наличии у ответчика обязанности по его принятию в муниципальную собственность.
Судами также обоснованно принято во внимание, что обстоятельства отсутствия волеизъявления органа местного самоуправления на прием спорных объектов, являющихся объектами жилого фонда, и их нахождение на балансе общества "Русь" не могут являться основанием для отказа в принятии этих объектов в муниципальную собственность.
Довод администрации муниципального района о том, что она является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору, так как не наделена полномочиями по содержанию муниципального жилого фонда, находящегося на территории поселения, который должен быть передан сельскому поселению, со ссылкой на положения Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 14, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", отклоняется судом кассационной инстанции.
В соответствии с ч. 11. 1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" положения Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ касаются безвозмездной передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с установленным указанным Федеральным законом разграничением вопросов местного значения и со ст. 50 этого закона.
Таким образом, его положения не распространяются на имущество, передаваемое из федеральной собственности.
Довод заявителя о том, что спорные объекты жилого фонда были переданы и продолжают находиться во владении общества "Русь" на праве полного хозяйственного ведения, а отсутствие государственной регистрации права само по себе не свидетельствует об отсутствии у общества права на эти квартиры, также основан на неверном толковании норм действующего законодательства.
Согласно п. 1 ст. 66 Гражданского кодекса Российской Федерации хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.
Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом (п. 4 ст. 66 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Пунктом 1 ст. 24 Закона Российской Федерации "О собственности в РСФСР" от 24.12.1990 N 443-1 было установлено, что имущество, являющееся государственной или муниципальной собственностью и закрепленное за государственным или муниципальным предприятием, принадлежит предприятию на праве полного хозяйственного ведения.
Таким образом, общество с ограниченной ответственностью не могло и не может иметь на праве хозяйственного ведения имущество, принадлежавшее ранее государству.
Кроме того, ранее действовало постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", регулировавшее порядок такой передачи, которое в настоящее время утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2006 N 437.
Таким образом, основания для отказа муниципальным образованием в принятии в собственность спорного имущества, являющегося жилым фондом, отсутствуют.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат оставлению в силе.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основаниями для отмены или изменения судебных актов на основании ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Пермского края от 09.09.2011 по делу N А50-13724/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Большесосновского муниципального района Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
З.Г. Семенова |
Судьи |
Э.М. Маликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Пунктом 1 ст. 24 Закона Российской Федерации "О собственности в РСФСР" от 24.12.1990 N 443-1 было установлено, что имущество, являющееся государственной или муниципальной собственностью и закрепленное за государственным или муниципальным предприятием, принадлежит предприятию на праве полного хозяйственного ведения.
Таким образом, общество с ограниченной ответственностью не могло и не может иметь на праве хозяйственного ведения имущество, принадлежавшее ранее государству.
Кроме того, ранее действовало постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", регулировавшее порядок такой передачи, которое в настоящее время утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2006 N 437.
...
Решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат оставлению в силе."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 февраля 2012 г. N Ф09-9642/11 по делу N А50-13724/2011
Хронология рассмотрения дела:
14.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9642/11
14.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9642/2011
08.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9642/2011
07.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9642/11
14.11.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10814/11