Екатеринбург |
|
22 февраля 2012 г. |
Дело N А60-15572/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
Председательствующего Первухина В.М.,
судей Гусева О.Г., Токмаковой А.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.09.2011 по делу N А60-15572/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
инспекции - Гуйчгельдыева А.Т. (доверенность от 10.01.2012 N 1);
муниципального унитарного предприятия "Ритуал" (далее - предприятие, заявитель) - Тихомирова О.А. (доверенность от 15.02.2012 N 4).
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Режу Свердловской области (правопредшественник Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Свердловской области) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 30.12.2010 N 20 в части доначисления налога на добавленную стоимость в размере 421 653 руб., штрафа в сумме 47 605 руб. 68 коп., пени в сумме 46 373 руб. 82 коп.
Решением суда от 09.09.2011 (судьей Гаврюшиным О.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2011 (судьи Васева Е.Е., Гулякова Г.Н., Сафонова С.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Налоговый орган полагает, что услуги по содержанию городских кладбищ подлежат налогообложению НДС в общем порядке. От обложения НДС освобождаются только те ритуальные услуги, которые прямо указаны в подгруппе "Ритуальные услуги" Общероссийского классификатора услуг населению. Работы по содержанию и благоустройству городских кладбищ в ОКУН не указаны.
Заявителем представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором он просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Как установлено судами и следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка предприятия по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов, в том числе в части правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет НДС. По итогам проверки составлен акт от 08.12.2010 N 21 и принято решение от 30.12.2010 N 20 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Данным решением предприятие привлечено к налоговой ответственности, в том числе за неуплату (неполную уплату) НДС в сумме 47 605 руб. 68 коп., начислены пени по НДС в сумме 46 373 руб. 82 коп., предложено уплатить недоимку по НДС в сумме 421 653 руб.
Основанием принятия оспариваемого решения послужило необоснованное, по мнению инспекции, применение заявителем льготы, предусмотренной пп. 8 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Решением Управления Федеральной налоговой службы налоговой службы по Свердловской области от 22.02.2011 N 112/11 решение инспекции оставлено без изменения.
Полагая, что решение налогового органа в части доначисления НДС не соответствует действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы, предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили правомерного применения предприятием заявленной льготы.
Выводы судов являются правильными.
В соответствии с пп. 8 п. 2 ст. 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации ритуальных услуг, работ (услуг) по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, а также реализация похоронных принадлежностей (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации).
Судами установлено, что предприятие в соответствии с муниципальными контрактами, заключенными с Управлением городским хозяйством Режского городского округа в период с 2007 по 2009 г. собственными материалами, силами и средствами выполняло работы по содержанию и техническому обслуживанию городских кладбищ на территории города Реж, а именно: зимнюю уборку дорожек внутри кладбища; летнюю уборку внутри кладбища; вывоз и утилизацию всех видов мусора; отвод мест захоронения; контроль за соблюдением санитарных норм захоронений; учет и регистрацию погребений; содержание внутрикладбищенских дорог, территорий между могилами; охрану кладбищ.
Работы, выполненные предприятием, приняты заказчиком и оплачены. Источником финансирования работ являлись муниципальные бюджетные средства.
Понятие ритуальных услуг действующим законодательством не закреплено.
Перечень ритуальных услуг, оказываемых населению, приведен в подгруппе "Ритуальные услуги" (код 019500) Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93 (далее - ОКУН), утвержденного Постановлением Государственного комитета России по стандартизации, метрологии и сертификации от 28.06.1993 N 163. Ограниченный перечень услуг приведен в ст. 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле",
Оказываемые заявителем услуги к данному перечню не отнесены.
Вместе с тем разделом 5 "Общероссийского классификатора услуг населению" ОК 002-93 (ОКУН) к перечню ритуальных услуг по кодам 019507, контрольное число 3, отнесены услуги по уходу за могилой.
Поскольку в соответствии с п. 7 ст. 3 Кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, судами сделан обоснованный вывод об оказании предприятием услуг по уходу за могилой, освобожденных от обложения НДС на основании пп. 8 п. 2 ст. 149 Кодекса.
При таких обстоятельствах заявленные требования удовлетворены судами правомерно.
Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.09.2011 по делу N А60-15572/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Первухин |
Судьи |
О.Г. Гусев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пп. 8 п. 2 ст. 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации ритуальных услуг, работ (услуг) по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, а также реализация похоронных принадлежностей (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации).
...
Перечень ритуальных услуг, оказываемых населению, приведен в подгруппе "Ритуальные услуги" (код 019500) Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93 (далее - ОКУН), утвержденного Постановлением Государственного комитета России по стандартизации, метрологии и сертификации от 28.06.1993 N 163. Ограниченный перечень услуг приведен в ст. 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле",
Оказываемые заявителем услуги к данному перечню не отнесены.
Вместе с тем разделом 5 "Общероссийского классификатора услуг населению" ОК 002-93 (ОКУН) к перечню ритуальных услуг по кодам 019507, контрольное число 3, отнесены услуги по уходу за могилой.
Поскольку в соответствии с п. 7 ст. 3 Кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, судами сделан обоснованный вывод об оказании предприятием услуг по уходу за могилой, освобожденных от обложения НДС на основании пп. 8 п. 2 ст. 149 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 февраля 2012 г. N Ф09-177/12 по делу N А60-15572/2011