Екатеринбург |
|
28 февраля 2012 г. |
Дело N А76-2740/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2012 года.
В полном объеме постановление изготовлено 28 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Мындря Д.И., Маликовой Э.М.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - управление Росреестра) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2011 по делу N А76-2740/2011 Арбитражного суда Челябинской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель управления Росреестра - Кардова О.Б. (доверенность от 19.01.2012 N 26).
Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к управлению Росреестра, федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Челябинской области (далее - кадастровая палата) об обязании снять с кадастрового учета земельные участки, расположенные по адресу: г. Челябинск, ул. 2-я Базовая, 37, а именно: земельный участок площадью 2319 кв. м с кадастровым номером 74:36:0425006:98; земельный участок площадью 2189 кв. м с кадастровым номером 74:36:0425006:95 земельный участок площадью 9060 кв. м с кадастровым номером 74:36:0425006:144.
Определениями суда от 04.03.2011, 18.05.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, Куликова Валентина Ивановна, общество с ограниченной ответственностью "Полет Торг", Нечеухин Олег Александрович.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.06.2011 (судья Котляров Н.Е.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2011 (судьи Карпачева М.И., Богдановская Г.Н., Соколова И.Ю.) решение суда отменено. Заявленные требования удовлетворены частично. На управление Росреестра возложена обязанность в пятнадцатидневный срок устранить допущенные нарушения прав министерства путем исключения из государственного кадастра недвижимости записи о земельном участке площадью 2319 кв. м с кадастровым номером 74:36:0425006:98; земельном участке площадью 2189 кв. м с кадастровым номером 74:36:0425006:95 земельном участке площадью 9060 кв. м с кадастровым номером 74:36:0425006:144. В удовлетворении данных требований к кадастровой палате отказано.
В кассационной жалобе управление Росреестра просит постановление апелляционного суда отменить отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Заявитель указывает, что не является органом государственного кадастрового учета, так как приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" (далее - приказ от 11.03.2010 N П/93) с 01.12.2010 соответствующие полномочия, в частности по ведению государственного кадастрового учета недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, возложены на кадастровую палату.
Законность судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами при рассмотрении спора, постановлением главы администрации города Челябинска от 13.01.1993 N 22 Челябинскому управлению лесами отведен земельный участок площадью 1,9613 га для эксплуатации существующей территории по ул. 2-я Базовая в Советском районе г. Челябинска.
Челябинскому управлению лесами выдан акт на право постоянного пользования землей серии Ч N 001251-92, зарегистрированный в книге записей государственных актов на право пользования землей за N 1251.
На основании указанного постановления 13.11.2008 зарегистрировано право собственности Челябинской области на земельный участок площадью 19 613 кв. м с кадастровым номером 74:36:0425011:23, расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. 2-я Базовая, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 74 АА N 882355.
Как следует из кадастровой выписки о земельном участке от 07.10.2009 N 7436/219/09-450, земельный участок площадью 19 613 кв. м, расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. 2-я Базовая, имеет кадастровый номер 74:36:0435006:159, относится к категории земель населенных пунктов, его разрешенное использование - для эксплуатации существующей территории. В графе "предыдущий кадастровый номер" данной кадастровой выписки указано: "74:36:0425011:23", а в графе "дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости" - "13.01.1993".
Согласно кадастровым выпискам о земельных участках от 09.09.2009 N 7436/206/09-3320, N 7436/206/09-3319, 7436/206/09-3316 по адресу: г. Челябинск, ул. 2-я Базовая, 37, расположены земельные участки: площадью 2189 кв.м с кадастровым номером 74:36:0425006:95, площадью 9060 кв.м с кадастровым номером 74:36:0425006:144, площадью 2319 кв.м с кадастровым номером 74:36:0425006:98, кадастровые номера данных участков внесены в государственный кадастр 13.09.2006, 20.02.2008, 23.10.2006 соответственно.
Сведений о том, что названные земельные участки являются частями земельного участка с кадастровым номером 74:36:0435006:159 (предыдущий номер 74:36:0425011:23) указанные кадастровые выписки не содержат.
Полагая, что земельные участки с кадастровыми номерами 74:36:0425006:95, 74:36:0425006:144, 74:36:0425006:98 расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 74:36:0435006:159 (предыдущий номер 74:36:0425011:23), действия по постановке этих земельных участков на кадастровый учет не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы собственника земельного участка с кадастровым номером 74:36:0435006:159 (предыдущий номер 74:36:0425011:23), министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением по рассматриваемому делу.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя заявленные требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждается нахождение спорных земельных участков в границах земельного участка с кадастровым номером 74:36:0435006:159 (предыдущий номер 74:36:0425011:23), отсутствие в кадастровых выписках сведений о том, что спорные земельные участки являются частями земельного участка с кадастровым номером 74:36:0435006:159 связано с тем, что органом, осуществляющим кадастровый учет, была допущена ошибка - данный земельный участок учтен в 11 кадастровом квартале вместо 6. Образование спорных земельных участков и их постановка на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров 74:36:0425006:95, 74:36:0425006:144, 74:36:0425006:98 осуществлены в то время когда в государственном кадастре недвижимости уже имелись сведения о земельном участке с кадастровым номером 74:36:0435006:159 (предыдущий номер 74:36:0425011:23). При этом доказательства, подтверждающие согласование границ спорных земельных участков с правообладателем земельного участка с кадастровым номером 74:36:0435006:159 в материалы дела не представлены (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание указанное, апелляционный суд пришел к выводу о том, что действия по постановке спорных земельных участков на кадастровый учет без волеизъявления собственника земельного участка в границах которого они находятся нарушает права и законные интересы последнего, противоречат ст. 69 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 4, 22, 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон "О государственном кадастре недвижимости"), п. 11, 14.1 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных руководителем Федеральной службы земельного кадастра России 17.02.2003.
В указанной части постановление суда кассационной инстанции заявителем кассационной жалобы не обжалуется.
Довод управления Росреестра о том, что в настоящее время полномочия органа кадастрового учета переданы кадастровой палате, управление Росреестра не наделено полномочиями по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости, что по мнению последнего является препятствием для исполнения решения суда, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотренные этим Законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных ст. 30 данного Закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных указанным Законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения Закона "О государственном кадастре недвижимости" применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
На основании п. 2, 4 Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" на указанную службу возложены функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации. Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии также переданы функции упраздненных Федерального агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (далее - положение) предусмотрено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки, землеустройства.
Росреестр осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п. 4 положения).
Как следует из п. 5 положения, к полномочиям Росреестра отнесены, в частности: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости и государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства; контроль за проведением землеустройства; государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения); предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости; проведение государственной экспертизы землеустроительной документации.
Во исполнение приказа от 11.03.2010 N П/93 федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (далее - полномочия органа кадастрового учета).
Таким образом, отсутствуют основания полагать, что обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя возложена на неуполномоченное лицо, так как кадастровая палата не подменяет управление Росреестра, а лишь выполняет по его поручению возложенные на него функции, что не умаляет приоритет управления Росреестра в отношениях с кадастровой палатой и не устраняет обязанности кадастровой палаты исполнять соответствующие акты управления Росреестра.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного постановление апелляционного суда отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2011 по делу N А76-2740/2011 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Ю. Смирнов |
Судьи |
Д.И. Мындря |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (далее - положение) предусмотрено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки, землеустройства.
Росреестр осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п. 4 положения).
Как следует из п. 5 положения, к полномочиям Росреестра отнесены, в частности: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости и государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства; контроль за проведением землеустройства; государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения); предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости; проведение государственной экспертизы землеустроительной документации.
Во исполнение приказа от 11.03.2010 N П/93 федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (далее - полномочия органа кадастрового учета)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 февраля 2012 г. N Ф09-9000/11 по делу N А76-2740/2011