Екатеринбург |
|
01 марта 2012 г. |
Дело N А60-33709/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Черкезова Е.О., Василенко С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Уралхимпласт" (ИНН 6623005777, ОГРН 1026601369486; далее общество "Уралхимпласт") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.12.2011 по делу N А60-33709/2011.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества Перемячкин Р.Д. (доверенность от 30.12.2011 N 381).
Общество "Уралхимпласт" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействующим постановления Администрации г. Нижний Тагил от 21.03.2011 N 479 в части установления расчета коэффициента превышения допустимой концентрации i-го загрязнения в пробе сточных вод абонента по формуле Ki = Ciф - Сiд/Сiд.
Решением суда от 08.12.2011 (судьи Савина Л.Ф., Гаврюшин О.В., Кравцова Е.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество "Уралхимпласт" просит обжалуемый судебный акт отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, установление органом местного самоуправления на территории г. Нижнего Тагила для разных организаций водопроводного коммунального хозяйства разных формул расчета коэффициента допустимой концентрации i-го загрязнения в пробе сточных вод абонента является недопустимым. Кроме того, общество "Уралхимпласт" указывает на неверное применение судом при рассмотрении настоящего дела нормы ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее именуются - абоненты), предусматривающий меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" и в целях совершенствования нормирования и упорядочения расчетов между предприятиями и организациями, отводящими сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов и организациями водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющими прием сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, Правительство Свердловской области постановлением от 14.02.1997 N 133-п утвердило порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов.
Пунктом 8.2. данного Порядка установлено, что за сброс сверхнормативных сточных вод: при превышении установленного лимита водоотведения плата взимается в трехкратном размере действующего тарифа за каждый кубический метр превышения объема водоотведения за расчетный период; при превышении допустимой концентрации загрязняющих веществ плата взимается по повышенному тарифу, рассчитанному в соответствии с суммарной кратностью превышения нормативов (но не более 5-ти тарифов за 1 куб. метр) за фактический объем водоотведения с момента обнаружения нарушения до повторной контрольной проверки со стороны предприятия водопроводного коммунального хозяйства.
Согласно п. п. 1, 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
В соответствии с п. 70 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судом первой инстанции установлено, что постановлением Администрации г. Нижний Тагил от 14.10.2010 N 2311 утверждены условия приема сточных вод и загрязняющих веществ на биологические очистные сооружения общества "Уралхимпласт" Восточной системы канализации г. Нижний Тагил.
Постановлением Администрации г. Нижний Тагил от 21.03.2011 N 479 в названные Условия приема сточных вод внесены изменения в части установления расчета коэффициента превышения допустимой концентрации i-го загрязнения в пробе сточных вод абонента по формуле Ki = Ciф - Сiд/Сiд.
Постановление Администрации г. Нижний Тагил от 21.03.2011 N 479 опубликовано в газете "Горный Край" от 08.04.2011 N 24.
Пунктом 2 постановления Администрации г. Нижний Тагил от 21.03.2011 N 479 установлен порядок взимания обществом "Уралхимпласт" платы с абонентов, сбрасывающих сточные воды в Восточную систему хозяйственно-бытовой канализации.
В соответствии с установленным порядком расчет производится следующим образом:
1. За прием нормативных сточных вод - по ценам (тарифам - Т) на услугу
канализационной сети общества с ограниченной ответственностью "Водоканал-НТ" (далее - общество "Водоканал-НТ"), на очистку сточных вод обществом "Уралхимпласт", на услуги по водоотведению, установленные в соответствии с действующим законодательством;
2. За сброс сверхнормативных сточных вод:
при превышении установленного лимита водоотведения плата взимается в трехкратном размере действующего тарифа за каждый кубический метр превышения объема за расчетный период;
при повышении допустимой концентрации загрязняющих веществ взимается плата по повышенному тарифу, рассчитанному в соответствии с суммарной кратностью превышения нормативов по качеству (но не более 5-ти кратного действующего тарифа за 1 кубический метр), за фактический объем водоотведения с момента обнаружения до повторной контрольной проверки со стороны общества "Уралхимпласт" и общества "Водоканал".
Повышение тарифа рассчитывается по следующей методике:
Тп = Т x Кп, где
Тп - повышенный тариф;
Т - тариф (цена) за услугу канализационной сети общества "Водоканал-НТ";
Т - тариф (цена) за очистку сточных вод обществом "Уралхимпласт";
Кп - коэффициент повышенной надбавки, который считается как сумма всех превышений и принимается не более 5.
Кп = SUM Ki <= 5, где
Ki - коэффициент превышения допустимой концентрации i-го загрязнения в пробе сточных вод абонента.
Ki = (Cip - Ciд)/Сiд, где
Ciд - допустимая концентрация i-го загрязнения, установленного для абонента;
Cip - расчетная (истинная) концентрация i-го загрязнения в пробе сточных вод абонента.
Cip = Ci вып - Ci ист, где
Ci вып - фактическая концентрация i-го загрязнения в пробе сточных вод абонента;
Ci ист - концентрация i-го загрязнения в потребляемой абонентом воде (источнике водоснабжения) на момент отбора сточных вод.
Полагая, что Условия приема сточных вод и загрязняющих веществ на биологические очистные сооружения общества "Уралхимпласт" (с учетом изменений) в части расчета коэффициента загрязнения по формуле Ki=Ciф-Сiд/Сiд не соответствуют нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, и размер платы, рассчитанной по формуле, предусмотренной изменениями в постановление, не компенсирует его затраты на очистку сточных вод, общество "Уралхимпласт" обратилось в арбитражный суд.
Судом первой инстанции установлено, что постановление Администрации г. Нижний Тагил N 479 от 21.03.2011 г.., которым утвержден порядок расчета платы за сброс сверхнормативных сточных вод, предусматривающий применение, в том числе и оспариваемой формулы расчета коэффициента превышения допустимой концентрации, принято Администрацией г. Нижний Тагил, то есть органом местного самоуправления, в пределах предоставленных полномочий; соответствует требованиям законодательства, в том числе требованиям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", постановления Правительства Свердловской области от 14.02.1997 N 133-п "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов".
Судом выявлено, что плата за прием сточных вод предусматривает две составляющих - прием нормативных сточных вод и сброс сверхнормативных сточных вод. При этом для каждой из составляющих предусмотрен самостоятельный расчет, учитывающий объем и качество сточных вод, показатели по загрязняющим веществам, тарифы, затраты на очистку и так далее.
При исследовании расчета платы по формулам Ki = Ciф - Сiд/Сiд (формула 1) и Ki = Ciф/Сiд (формула 2), где Ciф - фактическая концентрация i-го загрязнения в пробе сточных вод, Сiд - допустимая концентрация i-го загрязнения, установленная для абонента, суд первой инстанции установил, что при сопоставлении и анализе указанных методик выявляется, что по формуле 2 производится расчет за сброс всего объема сброшенных вод (как нормативного, так и сверхнормативного), а формула 1 определяет расчет концентрации превышения над допустимым показателем, то есть сверхнормативного, что и установлено п. 8.2. Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области постановлением от 14.02.1997 N 133-п. Таким образом, суд первой инстанции правильно отметил, что расчет по формуле 1 более точно соответствует требованиям действующего законодательства, чем расчет по формуле 2, рекомендованной к применению Инструктивно-методическими указаниями по нормированию и контролю сточных вод, отводимых в системы коммунальной канализации населённых пунктов, и взиманию платы за сброс сточных вод с превышением установленных нормативов, утверждёнными заместителем председателя Правительства Свердловской области 06.08.1997.
С учетом изложенного, суд не усмотрел несоответствия оспариваемого постановления Администрации г. Нижний Тагил от 21.03.2011 г.. N 479 отмеченным выше нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, и пришёл к выводу о том, что оспариваемое постановление соответствует порядку взимания и расчета размера платежей за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ, установленному п. 70 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", п. 8.2. Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 14.02.1997 N 133-п, отвечает целям введения платежей, используемых в качестве мер экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, и не нарушает прав и законных интересов общества "Уралхимпласт".
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований общества "Уралхимпласт" судом первой инстанции отказано правомерно.
Фактические обстоятельства дела судом установлены и исследованы в полном объёме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы общества "Уралхимпласт", изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.12.2011 по делу N А60-33709/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Уралхимпласт" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А.Татаринова |
Судьи |
Е.О.Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При исследовании расчета платы по формулам Ki = Ciф - Сiд/Сiд (формула 1) и Ki = Ciф/Сiд (формула 2), где Ciф - фактическая концентрация i-го загрязнения в пробе сточных вод, Сiд - допустимая концентрация i-го загрязнения, установленная для абонента, суд первой инстанции установил, что при сопоставлении и анализе указанных методик выявляется, что по формуле 2 производится расчет за сброс всего объема сброшенных вод (как нормативного, так и сверхнормативного), а формула 1 определяет расчет концентрации превышения над допустимым показателем, то есть сверхнормативного, что и установлено п. 8.2. Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области постановлением от 14.02.1997 N 133-п. Таким образом, суд первой инстанции правильно отметил, что расчет по формуле 1 более точно соответствует требованиям действующего законодательства, чем расчет по формуле 2, рекомендованной к применению Инструктивно-методическими указаниями по нормированию и контролю сточных вод, отводимых в системы коммунальной канализации населённых пунктов, и взиманию платы за сброс сточных вод с превышением установленных нормативов, утверждёнными заместителем председателя Правительства Свердловской области 06.08.1997.
С учетом изложенного, суд не усмотрел несоответствия оспариваемого постановления Администрации г. Нижний Тагил от 21.03.2011 г.. N 479 отмеченным выше нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, и пришёл к выводу о том, что оспариваемое постановление соответствует порядку взимания и расчета размера платежей за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ, установленному п. 70 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", п. 8.2. Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 14.02.1997 N 133-п, отвечает целям введения платежей, используемых в качестве мер экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, и не нарушает прав и законных интересов общества "Уралхимпласт"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 марта 2012 г. N Ф09-472/12 по делу N А60-33709/2011