Екатеринбург |
|
02 марта 2012 г. |
Дело N А47-1952/2011 |
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С.Н.,
судей Кангина А.В., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Администрации города Оренбурга (ИНН: 5610139980, ОГРН: 1115658017419; далее - администрация), закрытого акционерного общества "Валера" (далее - общество "Валера") на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.10.2011 по делу N А47-1952/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Валера" -Епанешников А.С. (доверенность от 16.01.2012 б/н).
Общество с ограниченной ответственностью "Вымпел" (далее - общество "Вымпел") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к администрации в лице Комитета по градостроительству и архитектуре о признании недействительным разрешения на строительство от 17.09.2010 N RU56301000-20110Ж объекта капитального строительства - жилого дома N 19 (по генплану) застройки 13а микрорайона Северного жилого района в г. Оренбурге, выданного комитетом обществу "Валера".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество "Валера".
Решением суда первой инстанции от 03.10.2011 (судья Шабанова Т.В.) заявленные требования общества "Вымпел" удовлетворены. Суд признал оспариваемое разрешение на строительство недействительным и обязал администрацию устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов общества.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2011 (судьи Ермолаева Л.П., Баканов В.В., Соколова И.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационных жалобах ЗАО "Валера" и администрация просят данные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами норм материального права, в частности ст. 49, ч. 1, 8, 11 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс).
Заявители жалоб отмечают отсутствие в ст. 51 Градостроительного кодекса ограничений в выдаче разрешения на строительство после начала строительства объекта. Полномочия органа местного самоуправления предусмотрены ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса, из которой следует, что уполномоченный орган местного самоуправления лишь изучает предоставленные документы, проводит проверку наличия необходимых документов (фактическое обследование земельного участка не производится) и при соответствии проектной документации градостроительному плану выдает разрешение на строительство в 10-дневный срок со дня получения заявления о выдаче разрешения. Общество "Валера" и администрация указывают на то, что в полномочия органа местного самоуправления не входит проверка представленной документации на ее соответствие СНиПам, в частности на предмет действительности, достоверности и непротиворечивости документов, соответственно, у администрации не было правовых оснований для проверки действительности и достоверности заключения государственной экспертизы и для отказа на этом основании в выдаче разрешения на строительство объекта.
Кроме того, администрация в своей жалобе указывает на то, что на градостроительном плане четко отображены границы допустимого строительства путем заштриховки места строительства. При этом место строительства жилых домов не выходит за границы земельного участка, предоставленного обществу "Валера" на праве аренды. Администрация полагает, что причинно-следственная связь между выдачей разрешения на строительство и указанными судами актами Государственного пожарного надзора отсутствует, поскольку в разрешении права общества "Вымпел" как пользователя предоставленного ему участка не ограничиваются. В обоснование жалобы администрация также указывает на то, что в соответствии с генеральным планом г. Оренбурга земельные участки общества "Вымпел" и общества "Валера" отнесены к территории многоэтажной жилой застройки. Автостоянка общества "Вымпел" является временным сооружением и не относится к объектам капитального строительства независимо от регистрации прав на нее. Таким образом, эксплуатация обществом "Вымпел" временного сооружения (автостоянки) противоречит генеральному плану г. Оренбурга.
Изучив доводы жалоб общества "Валера" и администрации, суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не нашел в силу следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "Вымпел" на основании договора купли-продажи от 07.06.2008 N 682 владеет на праве собственности предоставленным для размещения автостоянки земельным участком площадью 5466 кв. м с кадастровым номером 56:44:0109001:93, расположенным по адресу: г. Оренбург, ул. Просторная, из категории земель - земли населенных пунктов с разрешенным использованием: земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок.
Обществу "Валера" Комитетом по архитектуре и градостроительству администрации 17.09.2010 на основании заявления последнего от 14.09.2009 и приложенных к нему документов выдано разрешение на строительство N RU56301000-20110Ж, которым разрешено строительство объекта капитального строительства - жилой дом N 19 с нежилыми помещениями (по генплану) застройки 13а микрорайона Северного жилого района в г. Оренбурге, количество этажей - 13, строительный объем - 78 239 куб. м, общая площадь объекта 15572,41 кв. м, общая площадь квартир (188 шт.) - 12760,75 кв.м, в том числе: однокомнатных (92 шт.), двухкомнатных (48 шт.), трехкомнатных (48 шт.), площадь земельного участка - 4475 кв.м. и 566 кв. м. Данный земельный участок предоставлен обществу "Валера" во временное владение и пользование по договору аренды N 9/д-37юр от 26.08.2009 заключенному с администрацией.
При этом расстояние от принадлежащих обществу "Вымпел" земельного участка и автостоянки до возводимого жилого дома N 19 в направлении на северо-восток составляет 2,55 м.
Общество "Вымпел", полагая, что выдачей обществу "Валера" разрешения на строительство жилого дома администрацией нарушены градостроительные, строительные, противопожарные и санитарные нормы и правила, при этом нарушаются права и законные интересы общества "Вымпел" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного разрешения недействительным.
Суды первой и апелляционной инстанций, сделав вывод об отсутствии у администрации правовых оснований для выдачи обществу "Валера" оспариваемого разрешения на строительство, в том числе, ввиду несоответствия документов, представленных обществом "Валера" в администрацию для получения разрешения, требованиям действующего законодательства, удовлетворили заявленные обществом "Вымпел" требования и обязали администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Выводы судов являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
Статьей 51 Градостроительного кодекса регламентирован порядок выдачи разрешения на строительство.
В силу ч. 1, 2 ст. 51 Градостроительного кодекса строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
Частью 7 ст. 51 Градостроительного кодекса установлено, что в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с ч. 4 - 6 названной статьи кодекса федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. Данной статьей также предусмотрен перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство.
В соответствии с ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям (в случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции); выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Согласно ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных ч. 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Из системного анализа ст. 49, 51 Градостроительного кодекса следует, что выдача разрешения на строительство, осуществляемая на основании положительного заключения государственной экспертизы, должна предшествовать осуществлению строительства объекта недвижимости.
Судами установлено, материалами дела (в частности заключением судебно-строительной экспертизы, проведенной по делу N А47-5801/2008) подтверждается, что на момент обращения общества "Валера" с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта и выдачи оспоренного разрешения семнадцатиэтажное здание жилого дома N 19 данный жилой дом был возведен как минимум на высоту 2-4 этажа, то есть проведение строительных работ на объекте капитального строительства произведено при отсутствии разрешения на строительство.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что в рассматриваемом случае у администрации отсутствовали основания для выдачи разрешения на строительство объекта, после начала осуществления его строительства.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, совокупность имеющихся в деле доказательств, суды первой и апелляционной инстанций также пришли к обоснованному выводу о несоответствии представленных обществом "Валера" в администрацию для получения разрешения на строительство документов положениям Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Строительных норм и правил СНиП 2.07.01-08* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", а также Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Как установлено судами, в нарушение названных норм и правил многоэтажный жилой дом N 19 фактически расположен в 2,55 м от границы принадлежащей обществу "Вымпел" автостоянки, что также подтверждается Планом расположения мест хранения автомобилей на автостоянке общества "Вымпел".
Между тем требования указанных норм применительно к существующей автостоянке заявителя должны были быть учтены при проектировании строительства жилого дома, прохождении государственной экспертизы проектной документации и, соответственно, при получении разрешения на строительство.
При этом суды правомерно отметили, что размещение обществом "Вымпел" автостоянки на принадлежащем ему участке произведено в соответствии с разрешенным видом использования земельного участка, и последующее изменение разрешенных видов использования участка постановлением главы г. Оренбурга от 08.09.2009 N 6435-п не может влиять на законность такого размещения.
Кроме того суды обосновано указали, что выданный администрацией для целей проектирования строительства жилого дома градостроительный план земельного участка не содержит сведений о фактически существующих в границах отраженного в плане участка объектах - в данном случае автостоянки, наличие которой не могло быть неизвестно администрации.
На основании вышеизложенного суды сделали правильный вывод о том, что выдача обществу "Валера" спорного разрешения на строительство произведена администрацией в нарушение положений Градостроительного кодекса, строительных, противопожарных и санитарных норм и правил, при этом нарушаются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При названных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявленные обществом "Вымпел" требования о признании недействительным выданного администраций обществу "Валера" разрешения на строительство 17.09.2010 N RU56301000-20110Ж.
Доводы администрации и общества "Валера", приведенные в жалобах, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Кроме того, данные доводы направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и представленных доказательств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основаниями для отмены или изменения судебных актов на основании ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.10.2011 по делу N А47-1952/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Администрации города Оренбурга и закрытого акционерного общества "Валера" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Василенко |
Судьи |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из системного анализа ст. 49, 51 Градостроительного кодекса следует, что выдача разрешения на строительство, осуществляемая на основании положительного заключения государственной экспертизы, должна предшествовать осуществлению строительства объекта недвижимости.
...
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, совокупность имеющихся в деле доказательств, суды первой и апелляционной инстанций также пришли к обоснованному выводу о несоответствии представленных обществом "Валера" в администрацию для получения разрешения на строительство документов положениям Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Строительных норм и правил СНиП 2.07.01-08* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", а также Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
...
На основании вышеизложенного суды сделали правильный вывод о том, что выдача обществу "Валера" спорного разрешения на строительство произведена администрацией в нарушение положений Градостроительного кодекса, строительных, противопожарных и санитарных норм и правил, при этом нарушаются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 марта 2012 г. N Ф09-127/12 по делу N А47-1952/2011