Екатеринбург |
|
05 марта 2012 г. |
Дело N А71-4514/11 |
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2012 г. N 17АП-13075/11
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2012 г..
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Пановой Л.А.,
судей Черкасской Г.Н., Абозновой О.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Битум-Уфа" (ИНН: 1656055213, ОГРН: 1101690031464; далее - общество "Битум-Уфа") на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06.09.2011 по делу N А71-4514/11 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Битум-Уфа" - Летяев Д.Н. (доверенность от 20.06.2011);
Федерального государственного казенного учреждения Комбинат "Горизонт" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу (далее - учреждение Комбинат "Горизонт") - Никитина И.А. (доверенность от 20.02.2012 N ЮР/245).
Общество "Битум-Уфа" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к учреждению Комбинат "Горизонт" (ИНН: 1810001452, ОГРН: 1021800717927) о взыскании 490 031 руб. 18 коп. долга по государственному контракту от 29.11.2010 N 29/ОАЭ/10.
Определением суда от 14.07.2011 к совместному рассмотрению с первоначальными исковыми требованиями принят встречный иск учреждения Комбинат "Горизонт" к обществу "Битум-Уфа" об обязании произвести замену мазута ненадлежащего качества на качественный мазут, взыскании 22 891 руб. 10 коп. неустойки по государственному контракту от 29.11.2010 N 29/ОАЭ/10.
Решением суда от 06.09.2011 (судья Козленко В.Н.) первоначальные и встречные исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2011 (судьи Балдин Р.А., Богданова Р.А., Гладких Д.Ю.) решение суда в части удовлетворения встречного иска оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Битум-Уфа" просит указанные судебные акты отменить в части удовлетворения встречного иска и принять новый судебный акт, ссылаясь на неполное исследование фактических обстоятельств и представленных в дело доказательств. Заявитель не согласен с выводами судов о поставке некачественного мазута, указывая на акты приемки продукции от 23.11.2010 N 41, 42, 43. Считает, что отсутствие паспорта качества не может являться основанием для признания продукции некачественной. По мнению заявителя жалобы, в материалах дела отсутствуют доказательства, указывающие на несоответствие качества мазута требованиям заключенного с учреждением Комбинат "Горизонт" государственного контракта. Общество "Битум-Уфа" обращает внимание суда на нарушение ответчиком по встречному иску правил приемки продукции согласно Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25.04.1966 N П-7.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение Комбинат "Горизонт" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу общества "Битум-Уфа" - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между обществом "Битум-Уфа" (поставщик) и учреждением Комбинат "Горизонт" (государственный заказчик) 29.11.2010 заключен государственный контракт N 29/ОАЭ/10 на приобретение котельно-печного топлива в виде мазута топочного марки М-100, по условиям которого поставщик обязуется поставить государственному заказчику котельно-печное топливо в виде мазута топочного марки М-100 код по ОКП - 025211, а государственный заказчик обязуется принять и оплатить указанную продукцию в соответствии с приложением N 1 к контракту (п. 1.1).
Общая стоимость поставленной продукции согласно п. 2.3 названного контракта составляет 849 800 руб., в том числе 363 665 руб. 84 коп. за счет средств Федерального бюджета РФ - 59 тонн 912 кг, 486 134 руб. 16 коп. за счет средств от приносящей доход деятельности государственного заказчика - 80 тонн 88 кг.
Расчет за поставляемую поставщиком продукцию осуществляется после получения государственным заказчиком продукции и предоставлении поставщиком бухгалтерских документов, подтверждающих фактическую поставку продукции, в т.ч. счет-фактур, приемных актов, товарных накладных, сертификатов (паспорта качества) на продукцию, в течение десяти рабочих дней, при наличии средств на счете государственного заказчика (п. 2.4 государственного контракта от 29.11.2010).
Общество "Битум-Уфа" произвело поставку учреждению Комбинат "Горизонт" мазута топочного М-100 на общую сумму 490 031 руб. 18 коп. в количестве 80,73 тонны (товарные накладные от 29.11.2010 N 207, 208, 209), стоимость которого последним не оплачена.
Ссылаясь на неисполнение учреждением Комбинат "Горизонт" обязательств по оплате поставленного товара, общество "Битум-Уфа" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым требованием о взыскании задолженности по государственному контракту от 29.11.2010.
Учреждение Комбинат "Горизонт", в свою очередь, обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики со встречным исковым заявлением к обществу "Битум-Уфа" об обязании произвести замену мазута ненадлежащего качества на качественный мазут, взыскании неустойки по указанному государственному контракту.
Суды обеих инстанций, удовлетворяя встречный иск, пришли к выводу о поставке ответчиком товара, качество которого не соответствует требованиям п. 4.1 государственного контракта от 29.11.2010.
Выводы судов в части удовлетворения встречных требований являются правильными и соответствуют действующему законодательству.
Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (ст. 525 Гражданского кодекса Российской Федерации). Отношения сторон по заключению и исполнению государственного или муниципального контракта регулируются правилами, предусмотренными ст. 506 - 522 Гражданского кодекса Российской Федерации, и положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 2 ст. 475 Гражданского кодекса предусмотрено право покупателя в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
В соответствии с п. 1.1 предметом государственного контракта является поставка котельно-печного топлива в виде мазута топочного марки М-100.
Судами установлено несоответствие продукции, поставленной по товарным накладным от 29.11.2010 N 207, 208, 209 по показателям массовой доли воды на молекулярном уровне требованиям по качеству товара, согласованным сторонами пунктом 4.1 при заключении государственного контракта. Данный факт подтверждается актом от 03.12.2010 (т. 1 л. д. 25), подписанным, в том числе и директором общества "Битум-Уфа".
Судом апелляционной инстанции приняты во внимание письма от 21.01.2010 N 428, от 07.12.2010 N 508, из содержания которых следует, что общество "Битум-Уфа" готово осуществить вывоз некачественного мазута, тем самым подтверждая факт поставки продукции ненадлежащего качества.
Условиями государственного контракта от 29.11.2010 N 29/ОАЭ/10 определено, что поставляемая поставщиком государственному заказчику продукция должна сопровождаться копиями сертификатов соответствия и подлинными паспортами качества или копиями, выданными на каждую партию поставленной продукции. Приемка продукции по количеству и качеству производится государственным заказчиком в соответствии с требованиями Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25.04.1966 N П-7 (пункты 3.6, 4.2).
Между тем, как следует из материалов дела, учреждению Комбинат "Горизонт" мазут поставлен без соответствующих сертификатов и паспортов качества.
Доказательства, подтверждающие качество поставленного топочного мазута и соответствие его действующим ГОСТам, стандартам и техническим условиям, в материалах дела отсутствуют (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При несоответствии качества поставляемой продукции требованиям контракта поставщик обязан за свой счет в месячный срок заменить забракованную продукцию на доброкачественную. При этом поставка забракованной продукции не засчитывается в выполнение обязательств по контракту (п. 4.4 государственного контракта от 29.11.2010 N 29/ОАЭ/10).
Пунктом 5.2 спорного государственного контракта предусмотрена ответственность поставщика в случае поставки продукции несоответствующей по своему качеству, ассортименту условиям, указанным в контракте в виде уплаты государственному заказчику неустойки 5% стоимости забракованной, несоответствующей условиям контракта продукции.
Уплата неустойки (штрафа) не освобождает поставщика от выполнения принятых обязательств по поставке продукции (п. 5.3 контракта).
Учитывая изложенное суды пришли к верному выводу о правомерности заявленных учреждением Комбинат "Горизонт" требований об обязании общества "Битум-Уфа" произвести замену некачественной продукции на топочный мазут надлежащего качества и взыскании неустойки.
Доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии в материалах дела доказательств, указывающих на несоответствие качества мазута требованиям п. 4.1 государственного контракта подлежат отклонению.
В силу ч. 2 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследуя в совокупности представленные в материалы дела доказательства, в том числе акты приемки продукции от 23.11.2010 N 41, 42, 43, акт от 03.12.2010, акты проверки анализа мазута М-100 от 22.11.2010, от 24.11.2010, от 25.11.2010 (т. 1 л. д. 136-138) согласно требованиям ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды установили, что обществом "Битум-Уфа" поставлен товар, качество которого не соответствует согласованным сторонами условиям государственного контракта от 29.11.2010 N 29/ОАЭ/10.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06.09.2011 по делу N А71-4514/11 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Битум-Уфа" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Панова |
Судьи |
Г.Н. Черкасская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (ст. 525 Гражданского кодекса Российской Федерации). Отношения сторон по заключению и исполнению государственного или муниципального контракта регулируются правилами, предусмотренными ст. 506 - 522 Гражданского кодекса Российской Федерации, и положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 2 ст. 475 Гражданского кодекса предусмотрено право покупателя в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
...
Условиями государственного контракта от 29.11.2010 N 29/ОАЭ/10 определено, что поставляемая поставщиком государственному заказчику продукция должна сопровождаться копиями сертификатов соответствия и подлинными паспортами качества или копиями, выданными на каждую партию поставленной продукции. Приемка продукции по количеству и качеству производится государственным заказчиком в соответствии с требованиями Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25.04.1966 N П-7 (пункты 3.6, 4.2)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 марта 2012 г. N Ф09-542/12 по делу N А71-4514/2011