Екатеринбург |
|
06 марта 2012 г. |
Дело N А07-5981/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Василенко С.Н., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Гафурийская сельхозхимия" (ИНН 0219005539, ОГРН 1030201527080; далее - общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.08.2011 по делу N А07-5981/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2011 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлением, а также размещения данной информации в электронной сети "Интернет" на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству сельского хозяйства Республики Башкортостан (далее - Министерство сельского хозяйства) с требованиями о:
признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении требований, предусмотренных п. 6 "Порядка предоставления в 2008 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан на повышение плодородия почв (на химическую обработку кормовых угодий для дальнейшего использования под посевы сельскохозяйственных культур), агрохимическую мелиорацию почв" (далее - Порядок), утверждённого постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01.04.2008 N 99 (далее -постановление N 99), по составлению и направлению в Министерство финансов Республики Башкортостан сводной справки на получение субсидий, заявки на финансирование, справки-расчета в разрезе получателей субсидий, а также сводного реестра поручений на оплату расходов, в части актов выполненных работ N 34-39, повлекшего за собой невыплату субсидии на возмещение части затрат по известкованию кислых почв, произведённых обществом;
взыскании убытков в сумме 3 223 084 руб. 20 коп.
Решением суда от 17.08.2011 (судья Мавлютов И.Т.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2011 (судьи Бабкина С.А., Ершова С.Д., Матвеева С.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права и выражая несогласие с оценкой судами доказательств по делу, просит обжалуемые судебные акты отменить. В обоснование наличия убытков общество ссылается на то, что оно имеет право на получение субсидий как лицо, которое произвело фактические затраты в связи с производством работ, услуг. Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что выполнение работ по агрохимической мелиорации почв условиями договора подряда с землепользователем - обществом с ограниченной ответственностью "Турсагалка" (далее - общество "Турсагалка") прямо предусмотрено применение Республиканской программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния Республики Башкортостан на 2006 - 2010 гг." Наличие статуса землепользователя (землевладельца), по мнению общества, не является обязательным условием для предоставления субсидии. Общество указывает также на то, что ответчик не оспаривает тот факт, что истец является получателем субсидии, а кроме того, общество уже частично получило субсидии на возмещение части затрат по известкованию кислых почв согласно Порядку предоставления субсидий в 2008 году.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство сельского хозяйства доводы общества отклоняет, указывая на то, что фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанции установлены и исследованы в полном объёме, представленным сторонам доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в период с 13.08.2008 по 29.08.2008 обществом выполнены работы по агрохимической мелиорации почв на земельных участках общества "Турсагалка" Гафурийского района Республики Башкортостан, общей площадью 573 га на сумму 3 581 204, 70 руб., что подтверждается актами приемки выполненных работ по известкованию кислых почв, подписанными членами приемочной комиссии, созданной Министерством сельского хозяйства от 16.08.2008 N 34, от 16.08.2008 N 35, от 27.08.2008 N 36, от 27.08.2008 N 37, от 29.08.2008 N 38, от 29.08.2008 N 39.
Полагая, что имеются основания для получения субсидий, общество представило в Министерство сельского хозяйства документы по перечню, определённому в п. 5 Порядка предоставления субсидий.
Документы общества ответчиком получены, однако сводная справка на получение субсидий и заявка на финансирование, как это предусмотрено п. 6 Порядка предоставления субсидий, не составлена; указанные справка и заявка, а также справки-расчеты в разрезе получателей субсидий, сводные реестры поручений на оплату расходов в Министерство финансов Республики Башкортостан не представлены.
Полагая, что указанные обстоятельства являются незаконным бездействием ответчика и привели к возникновению у общества убытков в сумме 223 084, 20 руб., причиненных вследствие недофинансирования, истец обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
Суды обеих инстанций, отказывая в удовлетворении исковых требований общества, мотивировали судебные акты выводами о том, что общество не относится к числу землепользователей или землевладельцев, которые обладают правом на получение субсидий из бюджета Республики Башкортостан, при этом выполнение обществом как подрядчиком, привлеченным землепользователем - обществом "Турсагалка", работ по агрохимической мелиорации почв не свидетельствует о возникновении у него право на получение субсидий. Судами не установлен факт причинения ущерба обществу со стороны ответчика.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании п. 1, 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный уще ), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт их причинения и размер, противоправное поведение причинителя убытков, наличие причинно-следственной связи между действиями указанного лица и возникшими убытками, а также вину их причинителя.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов подлежит возмещению (п. 1 ст. 1069 Гражданского кодекса).
В соответствии с п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
На основании раздела 5.4 Республиканской программы нормативно-правовое обеспечение деятельности в области сохранения и восстановления плодородия земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов осуществляется по направлениям, определяемым Федеральными законами "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", "О мелиорации земель", "О государственном земельном кадастре" и Законами Республики Башкортостан "О мелиорации земель", "О государственном земельном кадастре Республики Башкортостан", другими нормативными правовыми актами.
Федеральный закон от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" устанавливает правовые основы государственного регулирования обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения при осуществлении собственниками, владельцами, пользователями, в том числе арендаторами, земельных участков хозяйственной деятельности.
Правовое регулирование деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, названным Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 99 утверждена Федеральная целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2012 года". Финансирование мероприятий Федеральной целевой программы по повышению плодородия почв намечено осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников. При этом оговорено, что финансирование мероприятий за счет средств федерального бюджета предполагается осуществлять только при условии выделения средств из бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников для финансирования строительства и реконструкции объектов соответствующей формы собственности. При уменьшении согласованных объемов финансирования субъектами Российской Федерации пропорционально сокращаются средства федерального бюджета.
В субъектах Российской Федерации реализация Федеральной целевой программы по повышению плодородия почв обеспечивается на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых федеральными государственными учреждениями по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению (заказчиками-застройщиками) с исполнителями работ в рамках отдельных мероприятий Федеральной целевой программы.
Исполнители указанных работ определяются заказчиками на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В заключаемых государственных контрактах (договорах) определяются объемы соответствующих мероприятий и источники их финансирования, перечни хозяйств и объектов, где намечается выполнение работ.
В Республике Башкортостан постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11.07.2006 N 198 одобрена Республиканская программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния Республики Башкортостан на 2006 - 2010 годы", по которой государственным заказчиком - координатором данной программы определено министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан.
В целях развития реализации положений Республиканской программы постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01.04.2008 N 99 утвержден Порядок предоставления в 2008 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан на повышение плодородия почв (на химическую обработку кормовых угодий (сенокосов и пастбищ) для дальнейшего использования под посевы сельскохозяйственных культур и агрохимическую мелиорацию почв), который регламентировал использование в 2008 году субсидий на повышение плодородия почв, предоставляемых юридическим лицам любой организационно-правовой формы по определенным направлениям.
В соответствии со ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципами бюджетной системы Российской Федерации являются, в том числе, адресность и целевой характер бюджетных средств.
Исходя из анализа вышеназванных нормативных актов, суды обеих инстанций правомерно указали на то, что получение государственных субсидий на выполнение работ (оказание услуг) возможно в рамках принятых государственных программ на основе государственных контрактов, заключаемых заказчиком (Министерством сельского хозяйства) с исполнителями работ в рамках отдельных мероприятий программы. При этом исполнителями работ выступают землепользователи (землевладельцы), которые со своей стороны вправе привлекать для выполнения работ подрядчиков.
Исследуя обстоятельства дела, суды правильно установили, что в рассматриваемом случае общество не относится к числу землепользователей или землевладельцев, которые в соответствии с вышеуказанными нормативными актами, обладают правом на получение субсидий из бюджета Республики Башкортостан.
Как верно указано судами, само по себе выполнение обществом как подрядчиком, привлеченным землепользователем - обществом "Турсагалка", работ по агрохимической мелиорации почв не свидетельствует о возникновении у него такого права, а у Министерства сельского хозяйства, соответственно, обязанности по предоставлению субсидий.
Таким образом, отказ судов в удовлетворении заявленных исковых требований является законным и обоснованным.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.08.2011 по делу N А07-5981/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Гафурийская сельхозхимия" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кангин |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В субъектах Российской Федерации реализация Федеральной целевой программы по повышению плодородия почв обеспечивается на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых федеральными государственными учреждениями по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению (заказчиками-застройщиками) с исполнителями работ в рамках отдельных мероприятий Федеральной целевой программы.
Исполнители указанных работ определяются заказчиками на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В заключаемых государственных контрактах (договорах) определяются объемы соответствующих мероприятий и источники их финансирования, перечни хозяйств и объектов, где намечается выполнение работ.
...
В целях развития реализации положений Республиканской программы постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01.04.2008 N 99 утвержден Порядок предоставления в 2008 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан на повышение плодородия почв (на химическую обработку кормовых угодий (сенокосов и пастбищ) для дальнейшего использования под посевы сельскохозяйственных культур и агрохимическую мелиорацию почв), который регламентировал использование в 2008 году субсидий на повышение плодородия почв, предоставляемых юридическим лицам любой организационно-правовой формы по определенным направлениям.
В соответствии со ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципами бюджетной системы Российской Федерации являются, в том числе, адресность и целевой характер бюджетных средств."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 марта 2012 г. N Ф09-447/12 по делу N А07-5981/2011
Хронология рассмотрения дела:
09.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8028/12
09.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8028/12
06.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-447/2012
07.11.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10246/11
17.08.2011 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-5981/11