Екатеринбург |
N Ф09-1041/12 |
07 марта 2012 г. |
Дело N А07-18539/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н.Н.,
судей Кангина А.В., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управляющей организации общества с ограниченной ответственностью "Темп" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.12.2011 по делу N А07-18539/2011.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Темп" (ИНН 0202008436, ОГРН 1090259000364; далее - общество, заявитель) - Норкин А.В. (доверенность от 15.10.2011 N 128НАВ), Горячевских Б.К., директор (приказ от 24.12.2009 N 1).
От Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам (ИНН 0278082937, ОГРН 1020203230673; далее - комитет) поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей, которое удовлетворено судом в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействующим постановления комитета от 23.08.2011 N 169 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам об установлении тарифов на теплоснабжение, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью "Альшеевские тепловые сети" муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан".
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.12.2011 (судьи Хафизова С.Я., Валеев К.В., Решетников С.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное толкование судом норм материального права. В обоснование жалобы заявитель отмечает, что оспариваемым постановлением комитет увеличил установленный тариф на сумму НДС в размере 18% для населения, что не соответствует ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), п. 6, 25 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее - Правила государственного регулирования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", согласно которым срок действия установленных тарифов на тепловую энергию не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации; решение об установлении тарифов обратной силы не имеет.
Проверив обоснованность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
При рассмотрении спора судом установлено, что постановлением комитета от 20.12.2010 N 1595 утвержден тариф на отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью "Альшеевские тепловые сети" тепловую энергию собственным потребителям в размере 987,95 руб. за 1 Гкал без налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Постановлением комитета от 23.08.2011 N 169 внесены изменения в вышеуказанное постановление N 1595 в части утверждения тарифа на отопление для населения с учетом НДС 18%, что составило 1165,78 руб.
Общество, полагая, что постановление комитета от 23.08.2011 N 169 противоречит требованиям ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениям Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Закона о теплоснабжении, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно налагает на общество дополнительную налоговую нагрузку, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании названного постановления недействующим.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд исходил из того, что постановление от 23.08.2011 N 169 принято комитетом в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с действующим законодательством, регулирующим порядок определения тарифов на тепловую энергию. Суд пришел к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт не изменяет установленный ранее постановлением комитета от 20.12.2010 N 1595 тариф и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Выводы суда основаны на материалах дела и нормах действующего законодательства.
Частью 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражному суду подведомственны споры об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (п. 1 ч. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (ч. 4 и 5 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что оспариваемое постановление принято комитетом в рамках своей компетенции как уполномоченного органа исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования тарифов в соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам, утвержденным Указом Президента Республики Башкортостан от 24.09.2010 N УП-567.
В силу п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", на основании ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданам.
Пунктами 1,6 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации ( далее -Кодекс) предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам соответствующая сумма НДС включается в цены (тарифы).
Согласно п. 21 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам.
Установление тарифов на тепловую энергию (мощность) регулирующим органом осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания).
Тарифная группа "население" Методическими указаниями для потребителей тепловой энергии не предусмотрена.
Приказом ФСТ России от 08.04.2005 N 130-э утверждены Регламент рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), и форма решения регулирующего органа об установлении тарифов и (или) их предельных уровней.
В приложении 3 к форме решения (Тарифы на тепловую энергию для потребителей) "население" как группа потребителей не выделена отдельной строкой.
Судом установлено и из материалов дела следует, что при утверждении постановлением от 20.12.2010 N 1595 тарифов на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью "Альшеевские тепловые сети", комитет руководствовался Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", приказом Федеральной службы по тарифам от 08.04.2005 N 130-э "Об утверждении регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности)" (далее - приказ ФСТ России от 08.04.2005 N 130-э).
В постановлении N 1595 по установлению тарифов на тепловую энергию, утвержденных по формам, соответствующим Приказу ФСТ от 08.04.2005 N 130-э, указано, что тарифы установлены без НДС, категория "населения" в группе потребителей не выделена.
С 25.09.2011 вступил в силу приказ ФСТ России от 11.08.2011 N 484-э "О внесении изменений в приказ ФСТ России от 08.04.2005 N 130-э", которым внесены изменения в Регламент в части выделения отдельной строкой "население (тарифы указываются с учетом НДС)".
Согласно Приложению N 3 к Приказу ФСТ России от 11.08.2011 N 484-э данные изменения внесены с целью реализации п. 6 ст. 168 Кодекса и (или) в соответствии с п. 62 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109.
Таким образом, как верно указал суд, при принятии постановления от 20.12.2010 N 1595 об установлении тарифов на тепловую энергию на 2011 год тарифы для категории потребителей "население" должны были устанавливаться с учетом НДС, в связи с этим постановлением от 23.08.2011 N 169 комитетом обоснованно внесены изменения в постановление N 1595 в части утверждения тарифа на отопление для населения с учетом НДС 18% в размере 1165,78 руб.
При разрешении спора судом правомерно принято во внимание информационные письма ФСТ России от 08.08.2011 N СН-6273/5 и от 07.10.2011 N СН-7917/5, согласующиеся с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22.02.2011 N 12552/10, согласно которой оформление действующих решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) об установлении тарифов на тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение с учетом выделения категории "население" и отражения для указанной категории потребителей установленных тарифов на тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение с включением НДС, не устанавливает новый тариф, а является оформлением тарифа (с включением НДС для категории "население") в соответствии с требованиями налогового законодательства Российской Федерации.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении комитетом при утверждении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью "Альшеевские тепловые сети", предусмотренных действующим законодательством требований и принципов регулирования.
Доказательства нарушения оспариваемым постановлением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности материалы дела не содержат.
С учетом изложенного, арбитражный суд правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных им требований.
Доводы общества, приведенные в жалобе, были предметом рассмотрения суда и получили надлежащую правовую оценку. Кроме того, данные доводы направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и представленных доказательств, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо.
Обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.12.2011 по делу N А07-18539/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Управляющей организации общества с ограниченной ответственностью "Темп" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С 25.09.2011 вступил в силу приказ ФСТ России от 11.08.2011 N 484-э "О внесении изменений в приказ ФСТ России от 08.04.2005 N 130-э", которым внесены изменения в Регламент в части выделения отдельной строкой "население (тарифы указываются с учетом НДС)".
Согласно Приложению N 3 к Приказу ФСТ России от 11.08.2011 N 484-э данные изменения внесены с целью реализации п. 6 ст. 168 Кодекса и (или) в соответствии с п. 62 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109.
...
При разрешении спора судом правомерно принято во внимание информационные письма ФСТ России от 08.08.2011 N СН-6273/5 и от 07.10.2011 N СН-7917/5, согласующиеся с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22.02.2011 N 12552/10, согласно которой оформление действующих решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) об установлении тарифов на тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение с учетом выделения категории "население" и отражения для указанной категории потребителей установленных тарифов на тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение с включением НДС, не устанавливает новый тариф, а является оформлением тарифа (с включением НДС для категории "население") в соответствии с требованиями налогового законодательства Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 марта 2012 г. N Ф09-1041/12 по делу N А07-18539/2011