Екатеринбург |
N Ф09-518/12 |
15 марта 2012 г. |
Дело N А07-15068/2011 |
См. также Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 ноября 2012 г. N Ф09-518/12 по делу N А07-15068/2011
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 июля 2012 г. N ВАС-5058/12 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2012 г. N 18АП-323/12
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 декабря 2011 г. N 18АП-12421/11
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С.Н.,
судей Сухановой Н.Н., Кангина А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан (далее - управление, заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.10.2011 по делу N А07-15068/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя Исаева Егора Анатольевича (ИНН: 027719226108, ОГРН: 304027620800142; далее - предприниматель);
управления - Косолапов А.А. (доверенность от 17.01.2012 N Д-02/2012), Давлетов С.Ф. (доверенность от 15.09.2011 N Д-12/11).
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к управлению о признании незаконными действий по не исполнению установленного п. 12 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованы для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637 (далее - Положение о лицензировании), порядка выдачи выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии и обязании управления выдать предпринимателю на основании заявления от 09.08.2011 дополнительные выписки из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек).
Решением суда первой инстанции от 20.10.2011 (судья Искандаров У.С.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2011 (судьи Арямов А.А., Тимохин О.Б., Бояршинова Е.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, в удовлетворении заявленных требования предпринимателю отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также на несоответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. В обоснование доводов заявитель жалобы указывает на законность действий управления отказу в выдаче предпринимателю выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек), поскольку дополнительные выписки выдаются лишь после осмотра транспортных средств должностными лицами управления. При этом осмотр транспортного средства является неотъемлемой частью процесса лицензирования, связан с обеспечением безопасности граждан при осуществлении перевозок и производится на территории всей России. Кроме того, по мнению управления, прохождение транспортного средства технического осмотра не является допуском к осуществлению маршрутных перевозок.
В письменном отзыве на кассационную жалобу предприниматель указывает на отсутствие оснований для изменения или отмены обжалуемых управлением судебных актов, просит данные судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, предприниматель имеет лицензию на право перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек от 28.12.2006 N АСС-02-01113063.
Предприниматель 09.08.2011 обратился в Управление с заявлением о выдаче дополнительных выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек) в количестве 1 шт. на автотранспортное средство. К заявлению предприниматель приложил копии документов, подтверждающих право владения транспортными средствами, их государственную регистрацию и прохождения ими государственного технического осмотра.
Управление в письме от 19.08.2011 N 15-5309 поставило предпринимателя в известность о возможности выдачи лицензионных карточек лишь после предоставления транспортных средств для осмотра. При этом управление сослалось на методические рекомендации к распоряжению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 12.07.2011 N АК-166-Р (фс).
Не согласившись действиями управления, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением Управлению.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из несоответствия действий управления требованиям действующего законодательства.
Выводы судов являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подп. 62 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона N 128-ФЗ, лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа. Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии. Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме. Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий.
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона N 128-ФЗ в переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, может быть отказано в случае представления лицензиатом или его правопреемником неполных или недостоверных сведений. Уведомление об отказе в переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, направляется (вручается) лицензиату или его правопреемнику в письменной форме с указанием причин отказа.
Пунктом 12 Положения о лицензировании предусмотрено, что при изменении состава транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров, лицензиат в 15-дневный срок обязан направить или представить в лицензирующий орган заявление о выдаче дополнительных выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек), а также документы, предусмотренные подп. "а" и "б" п. 6 настоящего Положения. В этом случае выписки из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионные карточки), выдаются в течение 10 дней с даты подачи заявления.
В соответствии с п. 6 Положения о лицензировании, для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии, следующие документы: а) копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров транспортных средств и их государственную регистрацию; б) копии талонов о прохождении государственного технического осмотра предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров транспортных средств, подтверждающих их допуск к эксплуатации.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 03.06.2009 N 89 "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 18.12.2006 N 153" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 06.07.2009 N 14225) в п. 14.6 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, в соответствии внесены изменения, в соответствии с которыми исключен абз. 7, предусматривающий право управления проводить проверку возможности выполнения лицензиатом лицензионных требований и условий в случае увеличения количества подвижного состава, а из абз. 8, предусматривающего возможность выдачи лицензионных карточек лишь при положительных результатах проверки, исключены слова "при положительных результатах проверки". Указанные изменения в Административный регламент вступили в силу с 31.07.2009, то есть действовали на момент возникновения спорных правоотношений.
Таким образом, начиная с 31.07.2009 при обращении лицензиата (предприниматель в данных отношениях) с заявлением в связи с увеличением количества подвижного состава управлением с заявлением о выдаче таких карточек в связи с увеличением количества подвижного состава, а также приложения им к заявлению всех документов, предусмотренных п. 12 и подп. "а" и "б" п. 6 Положения о лицензировании, управление обязано в десятидневный срок с даты подачи заявления выдать лицензионные карточки. При этом возможность проведения управлением в данных отношениях осмотра транспортных средств нормативно не установлена.
При этом суды верно указали на отсутствие в материалах дела доказательств проведения управлением в отношении предпринимателя мероприятия по контролю за соблюдением лицензионных требований и условий.
Кроме того, суды обоснованно указали, что заявление предпринимателя с приложенными документами принято управлением без замечаний, уведомление о необходимости устранения нарушений в оформлении заявления и (или) представления отсутствующих документов предпринимателю в соответствии с п. 8 Положения о лицензировании не направлялось и не вручалось. Доказательств недостоверности содержащихся в представленных копиях документов сведений в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах основания для отказа в выдаче предпринимателю лицензионных карточек у управления не имелось, следовательно, суды пришли к обоснованному выводу о незаконности данных действий управления, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные предпринимателем требования.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, в связи с чем судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.10.2011 по делу N А07-15068/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Василенко |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 03.06.2009 N 89 "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 18.12.2006 N 153" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 06.07.2009 N 14225) в п. 14.6 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, в соответствии внесены изменения, в соответствии с которыми исключен абз. 7, предусматривающий право управления проводить проверку возможности выполнения лицензиатом лицензионных требований и условий в случае увеличения количества подвижного состава, а из абз. 8, предусматривающего возможность выдачи лицензионных карточек лишь при положительных результатах проверки, исключены слова "при положительных результатах проверки". Указанные изменения в Административный регламент вступили в силу с 31.07.2009, то есть действовали на момент возникновения спорных правоотношений.
Таким образом, начиная с 31.07.2009 при обращении лицензиата (предприниматель в данных отношениях) с заявлением в связи с увеличением количества подвижного состава управлением с заявлением о выдаче таких карточек в связи с увеличением количества подвижного состава, а также приложения им к заявлению всех документов, предусмотренных п. 12 и подп. "а" и "б" п. 6 Положения о лицензировании, управление обязано в десятидневный срок с даты подачи заявления выдать лицензионные карточки. При этом возможность проведения управлением в данных отношениях осмотра транспортных средств нормативно не установлена.
При этом суды верно указали на отсутствие в материалах дела доказательств проведения управлением в отношении предпринимателя мероприятия по контролю за соблюдением лицензионных требований и условий.
Кроме того, суды обоснованно указали, что заявление предпринимателя с приложенными документами принято управлением без замечаний, уведомление о необходимости устранения нарушений в оформлении заявления и (или) представления отсутствующих документов предпринимателю в соответствии с п. 8 Положения о лицензировании не направлялось и не вручалось. Доказательств недостоверности содержащихся в представленных копиях документов сведений в материалы дела не представлено."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 марта 2012 г. N Ф09-518/12 по делу N А07-15068/2011
Хронология рассмотрения дела:
16.11.2012 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-518/12
04.09.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7819/12
03.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5058/12
15.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-518/12
19.12.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12421/11
20.10.2011 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-15068/11