Екатеринбург |
|
20 марта 2012 г. |
Дело N А60-16504/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Макарова В.Н.,
судей Вербенко Т.Л., Сирота Е.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия Шалинского городского округа "Шамарская жилищно-коммунальная организация" (далее - предприятие) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2011 по делу N А60-16504/11 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
От предприятия поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя. Указанное ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено.
В судебном заседании приняла участие представитель открытого акционерного общества "Свердловэнергосбыт" (далее - общество "Свердловэнергосбыт") - Дралова Л.А. (доверенность от 19.12.2011 N СЭСБ/12-040).
Общество "Свердловэнергосбыт" (ИНН 6670082105, ОГРН 1056604019757) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к предприятию (ИНН 6625048494, ОГРН 1086625002925) о взыскании 51 464 руб. 22 коп. задолженности по оплате поставленной в апреле-мае, июле-сентябре, ноябре-декабре 2010 года электрической энергии, 2343 руб. 85 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 18.05.2010 по 12.05.2011, с их последующим начислением по день фактической оплаты задолженности.
Решением суда от 26.09.2011 (судья Казакова Г.И.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2011 (судьи Шварц Н.Г., Лихачева А.Н., Назарова В.Ю.) решение суда отменено, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе предприятие просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 65, 66, 71, 75, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для его отмены не усматривает.
Как установлено судами, общество "Свердловэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком электроэнергии, энергоснабжающей организацией в отношении многоквартирных жилых домов в п. Шамары, д. Гора Свердловской области.
Поставив в многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: п. Шамары, ул. Ленина, д. 1, 10, 15; ул. Гагарина, д. 2, 4, 11, 15; ул. Западная, д. 8; ул. Кирова, д. 110, 112; д. Гора, ул. Механизаторов, д. 4, 4а (далее - спорные дома), электрическую энергию, и получив плату с жильцов, истец в апреле - мае, июле - сентябре, ноябре - декабре 2010 года предъявил к оплате ответчику счета-фактуры на общую сумму 51 464 руб. 22 коп., составляющую стоимость электрической энергии, поставленной на места общего пользования, а также внутридомовые потери электроэнергии.
Отказ ответчика оплатить поставленную электроэнергию послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, исходя из отсутствия заключенного сторонами договора энергоснабжения, акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и ответчиком, подписанного последним, а также отсутствия доказательств, свидетельствующих об оказании ответчиком собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах, переданных в его хозяйственное ведение, коммунальных услуг или наличии у него обязанности оплачивать гарантирующему поставщику стоимость электроэнергии, использованной на общедомовые нужды.
Отменяя решение суда и удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в спорный период обязанность по управлению многоквартирными домами была возложена на предприятие, доказательств того, что в домах, переданных для управления ответчику, была избрана одна из форм управления многоквартирными домами, указанная в ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, не имеется, в связи с чем управляющей организацией и исполнителем коммунальных услуг в отношении спорных многоквартирных жилых домов следует признать ответчика.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
На основании распоряжения Главы Шалинского городского округа от 09.09.2009 года N 214-рп "О передаче муниципального имущества на праве хозяйственного ведения" в соответствии с договором о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 11.09.2009 N 6 за предприятием закреплены на праве хозяйственного ведения объекты жилищно-коммунального хозяйства и жилищный фонд Шалинского городского округа, расположенные в п. Шамары, д. Гора, д. Вогулка, п. Шутем, п. Глухарь, д. Н-Баская.
В соответствии с п. 2.1 договора от 11.09.2009 N 6 закрепленное за предприятием на праве хозяйственного ведения имущество переходит в его владение, пользование и распоряжение в пределах, установленных действующим законодательством, настоящим договором и Уставом предприятия.
Целью деятельности предприятия, в соответствии с его Уставом, является решение социальных задач на территории Шалинского городского округа, предметом деятельности - оказание жилищно-коммунальных и иных услуг населению Шалинского городского округа, основным видом деятельности - управление эксплуатацией жилого фонда, в дополнительные виды деятельности включены прочие жилищно-коммунальные услуги.
Исполнителем в силу п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
На управляющей организации лежит обязанность по заключению с ресурсоснабжающими организациями договоров на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома, в том числе договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии).
При этом обязанность управляющей организации, являющейся в силу закона исполнителем коммунальных услуг, по оплате электрической энергии, поставленной ресурсоснабжающей организацией в многоквартирный дом, не зависит от наличия у исполнителя коммунальных услуг соответствующих договоров с каждым собственником помещения в многоквартирном доме.
Согласно ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Количество электроэнергии на границе балансовой принадлежности предприятия и сетевой организации определено гарантирующим поставщиком по показаниям общедомовых приборов учета, указанных в актах снятия показаний приборов коммерческого учета, ведомостях электропотребления, за вычетом объемов электрической энергии, предъявленной гражданам по индивидуальным приборам учета и нормативам потребления, в их отсутствие.
Обстоятельства дела исследованы судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, спор разрешён в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Доводы заявителя жалобы по существу направлены на переоценку выводов, сделанных судом апелляционной инстанции, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2011 по делу N А60-16504/11 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия Шалинского городского округа "Шамарская жилищно-коммунальная организация" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н. Макаров |
Судьи |
Т.Л. Вербенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отменяя решение суда и удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в спорный период обязанность по управлению многоквартирными домами была возложена на предприятие, доказательств того, что в домах, переданных для управления ответчику, была избрана одна из форм управления многоквартирными домами, указанная в ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, не имеется, в связи с чем управляющей организацией и исполнителем коммунальных услуг в отношении спорных многоквартирных жилых домов следует признать ответчика.
...
Исполнителем в силу п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
...
Согласно ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 марта 2012 г. N Ф09-700/12 по делу N А60-16504/2011
Хронология рассмотрения дела:
03.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7911/12
07.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7911/12
20.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-700/2012
20.12.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-11866/11