Екатеринбург |
|
19 марта 2012 г. |
Дело N А60-27224/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Татариновой И.А., Василенко С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Коровиной Ольги Михайловны (далее - предприниматель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.12.2011 по делу N А60-27224/2011.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель предпринимателя - Киселев А.В. (доверенность от 02.04.2011 N 66 АА 0476354).
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными постановления Главы Режевского городского округа от 30.01.2009 N 4 "Об утверждении Перечня муниципального имущества Режевского городского округа, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), используемого в целях предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" в части включения в Перечень имущества, арендуемого предпринимателем, - нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Реж, ул. Бажова, 15, ком. 17 (п. 32 Перечня) и отказа Комитета по управлению имуществом Режевского городского округа (далее - комитет) в выкупе арендуемых предпринимателем помещений.
Определением суда от 07.09.2011 требование предпринимателя о признании недействительным отказа комитета в выкупе арендованного имущества, выраженного в письме от 07.07.2011 N 385, и обязании комитета заключить договор об отчуждении данного помещения в собственность предпринимателя выделено в отдельное производство как подлежащее рассмотрению по правилам, установленным гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом неоднократного уточнения заявленных требований предприниматель просит признать не действующим постановление Главы Режевского городского округа от 30.01.2009 N 4 "Об утверждении Перечня муниципального имущества Режевского городского округа, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), используемого в целях предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" (в редакции постановления от 21.11.2011 N 1769) в части включения в Перечень арендуемого им имущества - нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Реж, ул. Бажова, 15, ком. 5, 6 (п. 32 Перечня), как несоответствующее ст. 3, 4 и 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ), а также ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ) и обязать Администрацию Режевского городского округа (далее - администрация) исключить из Перечня спорное помещение.
Решением суда от 05.12.2011 (судьи Ремезова Н.И., Окулова В.В., Евдокимов И.В.) в удовлетворении требований предпринимателя отказано.
В кассационной жалобе предприниматель просит указанный судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неверное истолкование судом положений Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
При рассмотрении спора судом установлено, что 03.11.2003 между предпринимателем и комитетом заключен договор N 106, согласно которому предприниматель принял в аренду нежилое помещение площадью 29,6 кв.м, расположенное по адресу: г. Реж, ул. Бажова, д. 15 (комната N 17). Данный договор пролонгировался дополнительными соглашениями от 30.09.2004, 01.09.2005, 01.09.2006, 01.09.2007, 01.09.2008, 24.07.2009, 01.07.2010.
Предприниматель, полагая, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ имеет преимущественное право на возмездное отчуждение арендуемого имущества, обратился в комитет с соответствующим заявлением.
В письме от 07.07.2011 заявителю отказано в реализации такого права в связи с тем, что спорное имущество включено в Перечень муниципального имущества Режевского городского округа, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), используемого в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Ссылаясь на незаконность включения арендуемого имущества в Перечень, предприниматель обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
На основании ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В силу ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ, и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом такое преимущественное право может быть реализовано, в частности, при условии, что арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, указанные в ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество (ч. 4.2 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ).
В соответствии со ст. 25 Устава Режевского городского округа (принят Решением Режевской Думы от 18.05.2005 N 30) в исключительной компетенции Режевской Думы находится, в частности, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Решением Режевской Думы от 24.12.2008 N 91 утверждено Положение "О порядке формирования, ведения, опубликования перечня муниципального имущества Режевского городского округа, используемого в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" (далее - Положение), устанавливающее порядок формирования, ведения и опубликования Перечня муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), используемого только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Органом, осуществляющим формирование и ведение Перечня, является комитет.
В соответствии с п. 2.1 Положения включение в Перечень муниципального имущества осуществляется, в частности, по месторасположению имущества - в зданиях общежитий, находящихся в собственности Режевского городского округа, а также в иных жилых зданиях, в случае отсутствия отдельного входа.
Постановлением Главы Режевского городского округа от 30.01.2009 N 4 утвержден Перечень муниципального имущества Режевского городского округа, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), используемого в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В п. 32 Перечня включено арендуемое заявителем нежилое помещение.
Названное постановление опубликовано в газете "Режевская весть" от 10.02.2009.
Постановлением Администрации Режевского городского округа от 21.11.2011 N 1769 "О внесении изменений в Перечень муниципального имущества Режевского городского округа, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), используемого в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" в Перечень, утвержденный постановлением Главы Режевского городского округа от 30.01.2009 N 4, внесены изменения, в частности, в пункт 32: арендуемое предпринимателем нежилое помещение указано в соответствии с его техническими характеристиками.
Данное постановление опубликовано в газете "Режевская весть" от 29.11.2011.
Арбитражным судом установлено, что предоставленное предпринимателю в аренду помещение соответствует критериям, по которым муниципальное имущество включается в Перечень. В связи с этим суд сделал правильный вывод о том, что данное имущество обоснованно включено уполномоченным органом местного самоуправления в Перечень имущества, предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства.
Несоответствие оспариваемого нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не усматривается.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал предпринимателю в удовлетворении заявленных им требований.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.12.2011 по делу N А60-27224/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Коровиной Ольги Михайловны - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Лукьянов |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решением Режевской Думы от 24.12.2008 N 91 утверждено Положение "О порядке формирования, ведения, опубликования перечня муниципального имущества Режевского городского округа, используемого в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" (далее - Положение), устанавливающее порядок формирования, ведения и опубликования Перечня муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), используемого только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Органом, осуществляющим формирование и ведение Перечня, является комитет.
В соответствии с п. 2.1 Положения включение в Перечень муниципального имущества осуществляется, в частности, по месторасположению имущества - в зданиях общежитий, находящихся в собственности Режевского городского округа, а также в иных жилых зданиях, в случае отсутствия отдельного входа."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 марта 2012 г. N Ф09-283/12 по делу N А60-27224/2011
Хронология рассмотрения дела:
19.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-283/2012