Екатеринбург |
|
19 марта 2012 г. |
Дело N А60-10955/2011 |
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Столярова А.А., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.09.2011 по делу N А60-10955/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2011 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - Управление Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Росреестра о признании незаконным отказа в регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 2810 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская область, Сухоложский район, с. Знаменское, ул. Пушкина, N 39, и обязании Управления Росреестра осуществить регистрацию права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 28.04.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие "Совхоз "Знаменский" (далее - предприятие "Совхоз "Знаменский").
Решением суда от 15.09.2011 (судья Горбашова И.В.) заявленные требования удовлетворены. Отказ Управления Росреестра в регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 2810 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская область, Сухоложский район, с. Знаменское, ул. Пушкина, N 39, признан незаконным. На Управление Росреестра возложена обязанность осуществить регистрацию права собственности Российской Федерации на данный земельный участок.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2011 (судьи Зеленина Т.Л., Усцов Л.А., Дюкин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на нарушение судами ст. 16, 17, 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ) и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя жалобы, из представленных на регистрацию документов невозможно установить, что земельный участок площадью 2810 кв. м с кадастровым номером 66:63:1401001:0055 образован из земельного участка площадью 0,04 га. Представленные на регистрацию в Управление Рореестра документы вообще не одержат информации из какого земельного участка образован спорный земельный участок. Заявитель жалобы считает, что в государственной регистрации права собственности отказано правомерно, поскольку документы, подтверждающие, что "Совхоз "Знаменский" является федеральным государственным унитарным предприятием, Управлению Росреестра на государственную регистрацию не представлялись, а из представленных документов на стадии правовой экспертизы следовал вывод о том, что спорный земельный участок относится к собственности Свердловской области.
В представленном отзыве Управление Росимущества возражает против доводов, изложенных в кассационной жалобе, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу Управления Росреестра - без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Управление Росимущества 13.11.2010 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 2810 кв. м, с кадастровым номером 66:63:1401001:0055, расположенный по адресу: Свердловская область, Сухоложский район, с. Знаменское, ул. Пушкина, N 39.
Согласно расписке в получении документов на государственную регистрацию от 13.11.2010 N 6614-15476-3 к заявлению о государственной регистрации были приложены: доверенность, кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от 06.12.2007 N 63-2/07-2971, свидетельство о праве собственности на землю от 03.03.1993 N 7, постановление главы городского округа Сухой Лог от 17.07.2007 N 1000-ПГ.
Управлением Росреестра 10.12.2010 в адрес Управления ФАУГИ направлено уведомление N 14/047/2010-214 о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании п. 1 ст. 19 Закона о государственной регистрации, в связи с не представлением заявителем на государственную регистрацию акта государственного органа, изданного в рамках его компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, подтверждающий предоставление земельного участка площадью 2810 кв. м. При этом Управлением Росреестра указано на то, что спорный земельный участок в силу п. 2 ст. 2 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утративших силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" относится к землям субъекта Российской Федерации, поскольку из представленных на государственную регистрацию документов следует, что предприятие "Совхоз "Знаменский" является государственным предприятием Свердловской области.
Поскольку соответствующие документы представлены не были, Управление Росреестра отказало в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на названный земельный участок на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, о чем направило Управлению Росимущества сообщение от 11.01.2011 N 14/047/2010-214.
Полагая, что отказ в государственной регистрации права является незаконным и нарушает его права и законные интересы, Управление Росимущества обратилось в арбитражный суд с заявлением по рассматриваемому делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суды, руководствуясь п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 17, п. 3 ст. 20 Закона о государственной регистрации, пришли к выводу о том, что Управлением Росимущества на государственную регистрацию представлены все необходимые документы, у Управления Росреестра не имелось оснований для отказа в осуществлении регистрационных действий.
Суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда следует отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать на основании следующего.
Для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен гл. 3 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 13 данного Закона государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 19 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам.
Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав (п. 2 ст. 19 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
На основании абз. 6, 10 п. 1 ст. 20 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества; документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации с. Знаменское от 25.02.1993 N 4а предприятию "Совхоз "Знаменский" на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок площадью 0,04 га для использования под производственный объект (свидетельство о праве на землю от 03.03.1993 N 7).
В кадастровом плане земельного участка от 06.12.2007 N 63-2/07-2971 указано, что земельный участок с кадастровым номером 66:63:14:016001:0055 относится к категории земель населенных пунктов, его разрешенное использование - под центральную контору. В графе "особые отметки" данного кадастрового плана указано, что площадь земельного участка соответствует материалам межевания, уточняемая площадь 400 кв. м.
Постановлением главы городского округа Сухой Лог от 17.07.2007 N 1000-ПГ "Об уточнении границ и площади земельных участков государственному унитарному предприятию Свердловской области "Совхоз "Знаменский" уточнены границы земельного участка с кадастровым номером 66:63:14 01 001:0055, ранее предоставленного совхозу "Знаменский" постановлением от 25.02.1993 N 4а в постоянное (бессрочное) пользование (свидетельство от 03.03.1993 N 7); площадь земельного участка по правоудостоверяющему документу - 400 кв. м, по результатам материалов межевания границ уточненная площадь земельного участка составляет 2810 кв. м (п. 1 постановления).
Таким образом, произошло распоряжение администрацией органа местного самоуправления земельным участком, предоставленным предприятию в 1993 году в бессрочное пользование.
Вместе с тем, решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.04.2008 по делу N А60-621/2008 установлено, что предприятие "Совхоз "Знаменский" является федеральным государственным унитарным предприятием, учредителем которого является Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом (федеральный орган).
Согласно Уставу предприятия "Совхоз "Знаменский", утвержденному 13.05.2009, предприятие находится в ведомственном подчинении Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
В соответствии с п. 1 ст. 3.1 Земельного кодекса Российской Федерации в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью) осуществляет Российская Федерация (п. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 2 ст. 10 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Между тем в рассматриваемом случае распоряжение земельным участком произведено органом местного самоуправления.
Управлением Росреестра была приостановлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок и предложено предоставить акт компетентного органа о распоряжении земельным участком в соответствии с его полномочиями.
Поскольку указанное требование Управлением Росимущества исполнено не было, а регистрирующий орган располагал лишь сведениями о том, что предприятие является государственной собственностью субъекта Российской Федерации, Управлением Росреестра обоснованно отказано в осуществлении регистрационных действий.
То обстоятельство, что Управлением Росреестра был запрошен акт субъекта Российской Федерации, поскольку регистрирующий орган посчитал предприятие "Совхоз "Знаменский" предприятием Свердловской области, не повлекло неправомерный отказ в государственной регистрации права. Управлением Росимущества на государственную регистрацию не были представлены документы, подтверждающие отнесение предприятия "Совхоз "Знаменский" к федеральному уровню собственности.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.09.2011 по делу N А60-10955/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2011 по тому же делу отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Поворот исполнения решения произвести арбитражному суду при представлении доказательств его исполнении.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании абз. 6, 10 п. 1 ст. 20 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества; документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
...
В соответствии с п. 1 ст. 3.1 Земельного кодекса Российской Федерации в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью) осуществляет Российская Федерация (п. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 2 ст. 10 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
...
решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.09.2011 по делу N А60-10955/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2011 по тому же делу отменить."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 марта 2012 г. N Ф09-459/12 по делу N А60-10955/2011