Екатеринбург |
|
19 марта 2012 г. |
Дело N А71-6134/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Василенко С.Н., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации г. Ижевска (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.10.2011 по делу N А71-6134/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель администрации - Галичанина Е.В. (доверенность от 30.12.2011 N 01-30-7130).
Администрация обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике (далее - управление) от 09.03.2011 N 114021.
Решением суда от 07.10.2011 (судья Коковихина Т.С.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2011(судьи Осипова С.П., Щеклеина Л.Ю., Грибиниченко О.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что предписание вынесено в адрес неуполномоченного лица, поскольку ликвидация несанкционированных пунктов прибытия не относится к вопросам местного значения; посадку (высадку) пассажиров на несанкционированном конечном пункте прибытия производит перевозчик "Такси Рубин", который осуществляет деятельность по перевозке пассажиров по пригородному маршруту "Ижевск - М.Пурга" в нарушение требований действующего законодательства, без получения маршрутной карты, без соблюдения требований остановки автобусов для посадки (высадки) пассажиров в установленных местах; поскольку предписанием определена обязанность по ликвидации несанкционированного пункта прибытия (отправления) пригородного маршрута, соответствующие решения должны приниматься Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики.
Законность судебных актов в обжалуемой части проверена судом кассационной инстанции исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы (ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, 09.03.2011 управлением на основании приказа от 18.02.2011 N 139 проведена проверка по вопросам обеспечения безопасности людей на транспорте и в местах их массового пребывания, а именно в отношении несанкционированных пунктов прибытия (отправления) пригородных, междугородных и международных автобусов на территории муниципальных образований "город Ижевск", "Малопургинский район" Удмуртской Республики.
В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования "город Ижевск" имеется несанкционированный пункт прибытия (отправления) пригородных пассажирских автобусов, расположенный по адресу: г. Ижевск, перекресток улиц Ленина и К.Маркса, в муниципальном образовании "Малопургинский район" имеется несанкционированный пункт прибытия (отправления) пригородных пассажирских автобусов, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, с. Малая Пурга, ул. Советская, рядом с магазином "Есения", что является нарушением требований п. 4.6 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажирскими автобусами, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 N 2.
По результатам проверки управлением составлен акт от 09.03.2011 N 114021 и выдано предписание от 09.03.2011 N 114021.
Названным предписанием, направленным в адрес администрации г. Ижевска, предписано осуществить мероприятия по устранению выявленных нарушений.
Полагая, что предписание от 09.03.2011 N 114021 является незаконным и нарушает его права и законные интересы, администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды указали на то, что предписание соответствует закону и не нарушает права и законные интересы администрации.
Указанные выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.
Согласно статье 30 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.
Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 утверждено Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (далее - Положение).
В силу п. 4.6 Положения выбор местоположения автобусных остановок производится владельцами автобусов в соответствии с действующими нормативными документами. При этом должны быть соблюдены условия обеспечения максимального удобства пассажиров, необходимой видимости автобусных остановок и безопасности движения транспортных средств и пешеходов в их зоне. Местоположение автобусных остановок согласовывается с дорожными, коммунальными организациями, главным архитектором города (района), органами Государственной автомобильной инспекции и утверждается органами исполнительной власти соответствующей территории. Обустройство автобусных остановок в городах осуществляется коммунальными, а на автомобильных дорогах - дорожными организациями в соответствии с действующими нормативными документами.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона N 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу подп. 7, 7.1 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
Таким образом, организационные и контролирующие функции в сфере транспортного обслуживания населения и безопасности дорожного движения возложены на органы местного самоуправления.
Согласно ст. 38 Устава муниципального образования "город Ижевск", утвержденного решением Городской Думы г. Ижевска от 16.06.2005 N 333 (л.д. 50-52), администрация г. Ижевска (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования "город Ижевск") наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Удмуртской Республики.
Статьей 9 Устава муниципального образования "город Ижевск" установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу изложенного устранение нарушения п. 4.6 Положения, выразившегося в наличии несанкционированного пункта прибытия (отправления) пригородных пассажирских автобусов, расположенного по адресу: г. Ижевск, перекресток улиц Ленина и К.Маркса, относится к компетенции администрации.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и основаны на правильном применении норм права.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.10.2011 по делу N А71-6134/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г. Ижевска - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О.Черкезов |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу подп. 7, 7.1 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
...
Согласно ст. 38 Устава муниципального образования "город Ижевск", утвержденного решением Городской Думы г. Ижевска от 16.06.2005 N 333 ... , администрация г. Ижевска (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования "город Ижевск") наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Удмуртской Республики.
Статьей 9 Устава муниципального образования "город Ижевск" установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу изложенного устранение нарушения п. 4.6 Положения, выразившегося в наличии несанкционированного пункта прибытия (отправления) пригородных пассажирских автобусов, расположенного по адресу: г. Ижевск, перекресток улиц Ленина и К.Маркса, относится к компетенции администрации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 марта 2012 г. N Ф09-1784/12 по делу N А71-6134/2011
Хронология рассмотрения дела:
28.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13291/12
19.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1784/2012
19.12.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12426/11
07.10.2011 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-6134/11