г. Пермь |
|
19 декабря 2011 г. |
Дело N А71-6134/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 декабря 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Осиповой С. П.
судей Щеклеиной Л.Ю., Грибиниченко О.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.
при участии:
от заявителя Администрации города Ижевска Удмуртской Республики (ОГРН 1031800554400, ИНН 1826001137): Востриков С.В., паспорт, доверенность от 18.01.2011,
от заинтересованного лица Управления государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1031800553840, ИНН 1835018088): не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя Администрации муниципального образования " город Ижевск" Удмуртской Республики
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07 октября 2011 года
по делу N А71-6134/2011,
принятое судьей Коковихиной Т.С.
по заявлению Администрации муниципального образования "город Ижевск" Удмуртской Республики
к Управлению государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании недействительным предписания,
установил:
Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования "город Ижевск" (далее - Администрация) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике (далее - Управление) от 09.03.2011 N 114021.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.10.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, признать незаконным и отменить предписание Управления от 09.03.2011 N 114021.
В обоснование жалобы Администрация ссылается на то, что предписание вынесено в адрес неуполномоченного лица, поскольку ликвидация несанкционированных пунктов прибытия не относится к вопросам местного значения. Администрация указывает, что судом не учтено, что посадку (высадку) пассажиров на несанкционированном конечном пункте прибытия производит перевозчик "Такси Рубин", который осуществляет деятельность по перевозке пассажиров по пригородному маршруту "Ижевск - М.Пурга" в нарушение требований действующего законодательства, без получения маршрутной карты, без соблюдения требований остановки автобусов для посадки (высадки) пассажиров в установленных местах. По мнению Администрации, поскольку предписанием определена обязанность по ликвидации несанкционированного пункта прибытия (отправления) пригородного маршрута, соответствующие решения должны приниматься Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики.
В судебном заседании представитель Администрации доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. Уточнил, что фактически оспаривает п. 1 предписания.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило, в судебное заседание не явилось, что в силу ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 09.03.2011 Управлением государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике на основании приказа от 18.02.2011 N 139 (л.д. 46-49) проведена проверка по вопросам обеспечения безопасности людей на транспорте и в местах их массового пребывания, а именно в отношении несанкционированных пунктов прибытия (отправления) пригородных, междугородных и международных автобусов на территории муниципальных образований "город Ижевск", "Малопургинский район" Удмуртской Республики.
В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования "город Ижевск" имеется несанкционированный пункт прибытия (отправления) пригородных пассажирских автобусов, расположенный по адресу: г. Ижевск, перекресток улиц Ленина и К.Маркса, рядом "С банком", в муниципальном образовании "Малопургинский район" имеется несанкционированный пункт прибытия (отправления) пригородных пассажирских автобусов, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, с. Малая Пурга, ул. Советская, рябом с магазином "Есения", чем нарушены требования п. 4.6 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажирскими автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2.
По результатам проверки составлен акт от 09.03.2011 N 114021 (л.д. 44-45) и выдано предписание от 09.03.2011 N 114021 (л.д. 14).
Названным предписанием, направленным в адрес администрации г. Ижевска, предписано осуществить мероприятия по устранению выявленных нарушений.
Полагая, что предписание от 09.03.2011 N 114021 является незаконным и нарушает его права и законные интересы, Администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением (л.д. 59-61).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предписание соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Администрации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.
Согласно статье 30 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.
Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 утверждено Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (далее - Положение).
В силу п. 4.6 Положения выбор местоположения автобусных остановок производится владельцами автобусов в соответствии с действующими нормативными документами. При этом должны быть соблюдены условия обеспечения максимального удобства пассажиров, необходимой видимости автобусных остановок и безопасности движения транспортных средств и пешеходов в их зоне. Местоположение автобусных остановок согласовывается с дорожными, коммунальными организациями, главным архитектором города (района), органами Государственной автомобильной инспекции и утверждается органами исполнительной власти соответствующей территории. Обустройство автобусных остановок в городах осуществляется коммунальными, а на автомобильных дорогах - дорожными организациями в соответствии с действующими нормативными документами.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона N 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу подп. 7, 7.1 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
Таким образом, организационные и контролирующие функции в сфере транспортного обслуживания населения и безопасности дорожного движения возложены на органы местного самоуправления.
Согласно ст. 38 Устава муниципального образования "город Ижевск", утвержденного решением Городской Думы г. Ижевска от 16.06.2005 N 333 (л.д. 50-52), администрация г. Ижевска (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования "город Ижевск") наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Удмуртской Республики.
Статьей 9 Устава муниципального образования "город Ижевск" установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что устранение нарушения п. 4.6 Положения, выразившегося в наличии несанкционированного пункта прибытия (отправления) пригородных пассажирских автобусов, расположенного по адресу: г. Ижевск, перекресток улиц Ленина и К.Маркса рядом "с Банком", относится к компетенции администрации муниципального образования "город Ижевск".
Доводы о том, что лицом, уполномоченным на ликвидацию несанкционированного пункта прибытия (отправления) пригородного маршрута, является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, отклоняются в силу следующего.
В соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе, решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).
В соответствии со ст. 6 Закона Удмуртской Республики от 15.10.2008 N 38-РЗ "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике" открытие, изменение и закрытие маршрутов регулярных перевозок осуществляется Уполномоченным органом по его инициативе либо по предложению перевозчика (перевозчиков).
Согласно ст. 7 Закона Удмуртской Республики от 15.10.2008 N 38-РЗ регулярные перевозки осуществляются в соответствии с договором об организации регулярных перевозок, заключаемым Уполномоченным органом с перевозчиком, по вновь открываемым (изменяемым) маршрутам регулярных перевозок на конкурсной основе, а также по действующим маршрутам регулярных перевозок на основании выданной маршрутной карты.
Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 1074-р Министерство промышленности и транспорта Удмуртской Республики наделено функциями Уполномоченного органа государственной власти Удмуртской Республики в сфере организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике.
Таким образом, Министерство промышленности и транспорта Удмуртской Республики организует транспортное обслуживание населения автомобильным пассажирским транспортом пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике.
В рассматриваемом случае Управлением государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике выявлено наличие несанкционированного пункта прибытия (отправления) пригородных пассажирских автобусов, расположенного в г. Ижевске на перекрестке улиц Ленина и К.Маркса рядом "с Банком".
В силу п. 4.6 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами местоположение автобусных остановок согласовывается с дорожными, коммунальными организациями, главным архитектором города (района), органами Государственной автомобильной инспекции и утверждается органами исполнительной власти соответствующей территории.
Поскольку несанкционированный пункт прибытия (отправления) автобусов находится на территории г. Ижевска, лицом, уполномоченным на ликвидацию такого пункта в силу ст. 9, 38 Устава муниципального образования "город Ижевск", является администрация г. Ижевска.
При этом ссылки Администрации на то, что посадку (высадку) пассажиров на несанкционированном конечном пункте прибытия производит перевозчик "Такси Рубин", который осуществляет деятельность по перевозке пассажиров по пригородному маршруту "Ижевск - М.Пурга", отклоняются, поскольку не имеют правового значения для рассмотрения настоящего спора.
Не влекут отмену судебного акта также возражения в части неисполнимости предписания, поскольку в нем, по мнению заявителя, отсутствует указание на действия, которые администрация должна совершить для устранения выявленных нарушений.
Как указано выше, осуществление полномочий в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности отнесено к компетенции администрации муниципального образования "город Ижевск", в связи с чем государственный орган не вправе вмешиваться в деятельность органа местного самоуправления. Соответствующие способы устранения допущенных нарушений избирает лицо, которому такое предписание направлено.
Пункт 2 предписания управления от 09.03.2011 N 114021 не нарушает прав и законных интересов Администрации, поскольку не налагает на Администрацию каких-либо обязанностей и не препятствует осуществлению предпринимательской или иной экономической деятельности, в связи с чем оснований для признания предписания в этой части также отсутствуют.
В силу вышеизложенного доводы Администрации, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются судом апелляционной инстанции, так как не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07 октября 2011 г.. по делу N А71-6134/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации города Ижевска Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
С.П.Осипова |
Судьи |
О.Г.Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-6134/2011
Истец: Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования "город Ижевск"
Ответчик: Управление государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Управление государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта РФ