Екатеринбург |
|
23 марта 2012 г. |
Дело N А71-2052/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Маликовой Э.М., Мындря Д.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике (далее - территориальное управление Росимущества в Удмуртской Республике) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.08.2011 по делу N А71-2052/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель территориального управления Росимущества в Удмуртской Республике - Соколов О.В. (доверенность от 10.01.2012).
Открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (далее - общество "Ростелеком") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Российской Федерации в лице территориального управления Росимущества в Удмуртской Республике, федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи Удмуртской Республики - филиала федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - территориальное управление в г. Москве) о признании права собственности на нежилое помещение общей площадью 65,5 кв. м (литеры А, а1; номера помещений на поэтажном плане 1-7), расположенное по адресу: Удмуртская Республика, Воткинский район, с. Кельчино, ул. Механизаторская, д. 6, кв. 1, а также нежилое помещение общей площадью 63, 8 кв. м (литеры А, а1; номера помещений на поэтажном плане 1-9), расположенное по адресу: Удмуртская Республика, Воткинский район, д. Большая Кивара, ул. Новая, д. 6, кв. 1. (с учетом определений суда от 26.04.2011, 27.06.2011 о замене истца его правопреемником в порядке ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечении соответчиков в порядке ст. 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также изменения предмета заявленных требований, принятых судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.03.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики.
Решением суда от 10.08.2011 (судья Конькова Е.В.) исковые требования удовлетворены. Признано право собственности общества "Ростелеком" на нежилое помещение общей площадью 65,5 кв. м (литеры А, а1; номера помещений на поэтажном плане 1-7), расположенное по адресу: Удмуртская Республика, Воткинский район, с. Кельчино, ул. Механизаторская, д. 6, кв. 1, а также нежилое помещение общей площадью 63, 8 кв. м (литеры А, а1; номера помещений на поэтажном плане 1-9), расположенное по адресу: Удмуртская Республика, Воткинский район, д. Большая Кивара, ул. Новая, д. 6, кв. 1.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2011 (судьи Дюкин В.Ю., Усцов Л.А., Голубцова Ю.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе территориальное управление Росимущества в Удмуртской Республике просит судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. По мнению заявителя, включение спорных нежилых помещений в уставной капитал общества "Ростелеком" противоречит п. 2.2.9 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденной постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 N 2980-1 (далее - Государственная программа приватизации), согласно которому предприятия связи подлежали приватизации только по решению Правительства Российской Федерации, а также п. 6 раздела IV приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление от 27.12.1991 N 3020-1), в соответствии с которым имущество, указанное в предмете иска, в силу прямого указания закона относится исключительно к собственности Российской Федерации, поскольку имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью и приватизации не подлежит. С учетом изложенного заявитель указывает на ничтожность названной сделки в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации. Территориальное управление Росимущества в Удмуртской Республике также указывает, что имущество, указанное в предмете иска, использовалось и используется подразделением предприятия связи, что является основанием для отнесения указанного имущества к федеральной собственности. Заявитель считает, что акт приема-передачи основных фондов от 01.03.1993 подписан не уполномоченными на то лицами, в связи с чем не порождает права собственности истца на спорные помещения и не может быть принят в качестве доказательства его возникновения. Территориальное управление Росимущества в Удмуртской Республике полагает, что из плана приватизации государственного предприятия связи и информатики "Россвязьинформ" от 17.12.1993 не следует, что спорные нежилые помещения вошли в уставный капитал открытого акционерного общества "Удмурттелеком". Кроме того, территориальное управление Росимущества в Удмуртской Республике является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Ростелеком" возражает против изложенных в ней доводов, считает их необоснованными, просит оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Как установлено судами, согласно свидетельствам о государственной регистрации права собственности от 22.02.2011 N 18-АБ 221895, 18-АБ 222748 право собственности на нежилое здание общей площадью 133 кв. м (литеры А, а, а1; инв. N 31), расположенное по адресу: Удмуртская Республика, Воткинский район, с. Кельчино, ул. Механизаторская, д. 6, а также на нежилое здание общей площадью 130, 8 кв. м (литеры А, а, а1; инв. N 36), расположенное по адресу: Удмуртская Республика, Воткинский район, д. Большая Кивара, ул. Новая, д. 6, зарегистрировано за Российской Федерацией.
В качестве документов-оснований регистрации права указано постановление от 27.12.1991 N 3020-1.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 10.01.2008 N 18 АА 555139, 18 АА 555138 право хозяйственного ведения в отношении вышеуказанных объектов зарегистрировано за федеральным государственным унитарным предприятием "Почта России".
Указывая на то, что у ответчиков отсутствовали правовые основания для государственной регистрации права федеральной собственности и права хозяйственного ведения в отношении части спорных зданий - нежилого помещения общей площадью 65, 5 кв. м (литеры А, а1; номера помещений на поэтажном плане 1-7), расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Воткинский район, с. Кельчино, ул. Механизаторская, д. 6, кв. 1, и нежилого помещения общей площадью 63, 8 кв. м (литеры А, а1; номера помещений на поэтажном плане 1-9), расположенное по адресу: Удмуртская Республика, Воткинский район, д. Большая Кивара, ул. Новая, д. 6, кв. 1, поскольку данное имущество является его собственностью, общество "Ростелеком" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, самостоятельно определив способы их судебной защиты, предусмотренные ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и иными законами.
По иску о признании права собственности истец должен доказать наличие оснований приобретения права.
В соответствии с п. 1 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом (п. 5 ст. 214 данного Кодекса).
Пунктом 2 ст. 218 названного Кодекса предусмотрено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 58, 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010 N 10/22), лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иски о признании права, заявленные лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о государственной регистрации и не регистрировались в соответствии с п. 1 и 2 ст. 6 названного Закона либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пункт 1 ст. 6 Закона о государственной регистрации определяет, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным Федеральным законом.
Исследовав и оценив в соответствии со ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные истцом доказательства, в частности приказ Минсвязи РФ от 24.11.1992 N 433 "О структурной перестройке отрасли "Связь" Российской Федерации"; решение Государственного комитета Удмуртской Республики по управлению государственным имуществом от 24.11.1993 N 258-П/349 "Об учреждении акционерного общества открытого типа "Телекоммуникационные сети связи Удмуртской Республики"; распоряжение Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от 20.12.2007 N 258П/16-рп "О внесении изменений и дополнений в уточненный акт оценки стоимости зданий и сооружений по Воткинскому объединенному узлу электросвязи ГПСИ "Россвязьинформ", которым внесены изменения в п. 11 раздела 1 "Объекты, включенные в уставный капитал ОАО "Удмурт Телеком" уточненного акта оценки стоимости зданий и сооружений по Воткинскому объединенному узлу электросвязи ГПСИ "Россвязьинформ" на 1 июля 1992 года (приложение N 1), утвержденного Государственным комитетом Удмуртской Республики по собственности 02.07.1999; акт приема-передачи основных фондов между Воткинским объединенным узлом связи, преобразуемым в филиал акционерного общества "Удмурт Телеком", и районным узлом связи федеральной почтовой связи, подтверждающий разделение совместно занимаемых зданий отделений связи в с. Кельчино и д. Большая Кивара; данные технических и кадастровых паспортов, технической инвентаризации, суды пришли к правильному выводу о наличии оснований для признания за истцом права собственности на спорные объекты недвижимости с момента государственной регистрации акционерного общества, созданного в результате преобразования государственного предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации.
Отклоняя довод территориального управления Росимущества в Удмуртской Республике о ничтожности в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки по включению спорных помещений в уставный капитал истца как противоречащей п. 2.2.9 Государственной программы приватизации, действовавшей в период приватизации ГПСИ "Россвязьинформ", согласно которому предприятия связи (кроме предприятий розничной сети "Роспечать") подлежали приватизации только по решению Правительства Российской Федерации либо правительств республик в составе Российской Федерации (в зависимости от вида государственной собственности), а также п. 6 раздела IV приложения N 1 к постановлению от 27.12.1991 N 3020-1, в соответствии с которым "предприятия связи" как объекты, обеспечивающие жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, были отнесены исключительно к федеральной собственности, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.1992 N 1003 "О приватизации предприятий связи" разрешена приватизация государственных предприятий связи и информатики с обязательным условием выделения из состава указанных предприятий подразделений почтовой связи с последующим образованием на их базе государственных учреждений, входящих в федеральную систему и не подлежащих приватизации.
В соответствии с приказом Министерства связи Российской Федерации от 24.11.1992 N 433, изданным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 16.11.1992 N 1390 "О создании Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации", были разделены почтовая и электрическая связь. При Министерстве связи Российской Федерации было создано Федеральное управление почтовой связи, в составе ГПСИ "Россвязьинформ" осталась электрическая связь.
Согласно п. 7 названного приказа Министерства связи Российской Федерации от 24.11.1992 N 433 на начальника ГПСИ "Россвязьинформ" была возложена обязанность обеспечить работу по приему-передаче основных и оборотных средств, разделению штата, имущества, составлению актов.
В соответствии с приказом ГПСИ "Россвязьинформ" УАССР от 30.03.1993 N 35 "О разделении структур почтовой и электрической связи предприятия "Россвязьинформ" с 01.04.1993 на базе структурных подразделений почтовой связи был образован Воткинский объединенный узел федеральной почтовой связи и произведено разделение площадей здания городского узла связи.
Судами установлено, что 01.03.1993 произведен раздел основных средств между почтовой и электрической связью, составлен разделительный акт от 01.03.1993, утвержденный председателем Воткинского городского комитета по управлению имуществом и председателем Воткинского районного комитета по управлению имуществом.
Основные фонды совместно занимаемых зданий разделены между Воткинским объединенным узлом связи, преобразуемым в филиал открытого акционерного общества "УдмуртТелеком" и Воткинским районным узлом связи федеральной почтовой связи. Здание отделения связи в д. Большая Кивара и с. Кельчино разделены в равных долях по балансовой стоимости между Воткинским объединенным узлом связи и Воткинским районным узлом связи федеральной почтовой связи.
Акт от 01.03.1993 подписан начальником Воткинского объединенного узла связи, начальником Воткинского районного узла связи федеральной почтовой связи.
Согласно плану приватизации ГПСИ "Россвязьинформ" Удмуртской Республики, Воткинский объединенный узел электросвязи являлся структурной единицей указанного предприятия.
Решением Государственного комитета Удмуртской Республики по управлению государственным имуществом от 24.11.1993 N 258-П/349 "Об учреждении акционерного общества открытого типа "Телекоммуникационные сети связи Удмуртской Республики" утвержден план приватизации, акт оценки стоимости имущества ГПСИ "Россвязьинформ" и устав акционерного общества "Удмурт Телеком".
Помещения АТС, расположенные по адресу: Удмуртская Республика, Воткинский район, д. Большая Кивара, ул. Новая, д. 6, кв. 1, а также по адресу: Удмуртская Республика, Воткинский район, с. Кельчино, ул. Механизаторская, д. 6, кв. 1, включены в уставный капитал указанного акционерного общества, что подтверждается уточненным актом оценки стоимости зданий и сооружений по Воткинскому объединенному узлу электросвязи ГПСИ "Россвязьинформ" на 01.07.1992 (приложение N 1), утвержденным Государственным комитетом Удмуртской Республики по собственности 02.07.1999, распоряжением Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от 20.12.2007 N 258П/16-рп "О внесении изменений и дополнений в уточненный акт оценки стоимости зданий и сооружений по Воткинскому объединенному узлу электросвязи ГПСИ "Россвязьинформ", которым внесены изменения в п. 11 раздела 1 "Объекты, включенные в уставный капитал ОАО "УдмуртТелеком" уточненного акта оценки стоимости зданий и сооружений по Воткинскому объединенному узлу электросвязи ГПСИ "Россвязьинформ" на 1 июля 1992 года (приложение N 1), утвержденного Государственным комитетом Удмуртской Республики по собственности 02.07.1999.
С учетом того, что в соответствии с договором о присоединении от 25.09.2001 N 150-01 спорные объекты в процессе реорганизации ОАО "Удмурт Телеком" путем присоединения к ОАО "Нижегородсвязьинформ" (сменившему наименование в 2002 году на ОАО "ВолгаТелеком") переданы последнему, а также принимая во внимание, что в ходе осуществляемой реорганизации ОАО "ВолгаТелеком" по акту приема-передачи обществу "Ростелеком" переданы все права и обязанности присоединяемого общества (ОАО "ВолгаТелеком"), суд апелляционной инстанции правомерно указал на переход в порядке универсального правопреемства прав к истцу в отношении спорных объектов недвижимости.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены решения суда первой и постановления суда апелляционной инстанций согласно ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
При изложенных обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.08.2011 по делу N А71-2052/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
Э.М. Маликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в соответствии со ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные истцом доказательства, в частности приказ Минсвязи РФ от 24.11.1992 N 433 "О структурной перестройке отрасли "Связь" Российской Федерации"; решение Государственного комитета Удмуртской Республики по управлению государственным имуществом от 24.11.1993 N 258-П/349 "Об учреждении акционерного общества открытого типа "Телекоммуникационные сети связи Удмуртской Республики"; распоряжение Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от 20.12.2007 N 258П/16-рп "О внесении изменений и дополнений в уточненный акт оценки стоимости зданий и сооружений по Воткинскому объединенному узлу электросвязи ГПСИ "Россвязьинформ", которым внесены изменения в п. 11 раздела 1 "Объекты, включенные в уставный капитал ОАО "Удмурт Телеком" уточненного акта оценки стоимости зданий и сооружений по Воткинскому объединенному узлу электросвязи ГПСИ "Россвязьинформ" на 1 июля 1992 года (приложение N 1), утвержденного Государственным комитетом Удмуртской Республики по собственности 02.07.1999; акт приема-передачи основных фондов между Воткинским объединенным узлом связи, преобразуемым в филиал акционерного общества "Удмурт Телеком", и районным узлом связи федеральной почтовой связи, подтверждающий разделение совместно занимаемых зданий отделений связи в с. Кельчино и д. Большая Кивара; данные технических и кадастровых паспортов, технической инвентаризации, суды пришли к правильному выводу о наличии оснований для признания за истцом права собственности на спорные объекты недвижимости с момента государственной регистрации акционерного общества, созданного в результате преобразования государственного предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации.
Отклоняя довод территориального управления Росимущества в Удмуртской Республике о ничтожности в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки по включению спорных помещений в уставный капитал истца как противоречащей п. 2.2.9 Государственной программы приватизации, действовавшей в период приватизации ГПСИ "Россвязьинформ", согласно которому предприятия связи (кроме предприятий розничной сети "Роспечать") подлежали приватизации только по решению Правительства Российской Федерации либо правительств республик в составе Российской Федерации (в зависимости от вида государственной собственности), а также п. 6 раздела IV приложения N 1 к постановлению от 27.12.1991 N 3020-1, в соответствии с которым "предприятия связи" как объекты, обеспечивающие жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, были отнесены исключительно к федеральной собственности, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.1992 N 1003 "О приватизации предприятий связи" разрешена приватизация государственных предприятий связи и информатики с обязательным условием выделения из состава указанных предприятий подразделений почтовой связи с последующим образованием на их базе государственных учреждений, входящих в федеральную систему и не подлежащих приватизации.
В соответствии с приказом Министерства связи Российской Федерации от 24.11.1992 N 433, изданным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 16.11.1992 N 1390 "О создании Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации", были разделены почтовая и электрическая связь. При Министерстве связи Российской Федерации было создано Федеральное управление почтовой связи, в составе ГПСИ "Россвязьинформ" осталась электрическая связь."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 марта 2012 г. N Ф09-890/12 по делу N А71-2052/2011
Хронология рассмотрения дела:
23.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-890/2012
14.11.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10026/11
20.09.2011 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10026/11
10.08.2011 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-2052/11