Екатеринбург |
N Ф09-1593/12 |
21 марта 2012 г. |
Дело N А76-10315/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Василенко С.Н., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Самоцвет" (далее - заявитель, общество) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.10.2011 по делу N А76-10315/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Климов Д.Н. (доверенность от 27.05.2011);
Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа (далее - управление, административный орган) - Ногиев Г.К. (доверенность от 11.01.2012 N 2).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к управлению о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 14.03.2011 N 167, в утверждении акта выбора земельного участка, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Верхний Уфалей, западнее здания по переулку Ленина, 3, площадью 646 кв. м.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, судом привлечены: Собрание депутатов Верхнеуфалейского городского округа и администрация Верхнеуфалейского городского округа.
Решением суда от 11.10.2011 (судья Костылев И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2011 (судьи Баканов В.В., Богдановская Г.Н., Карпачевая М.И.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на соблюдение им процедуры обращения с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта; отсутствие в законодательстве требования об обязательном проведении публичных слушаний по вопросу предоставления земельных участков для строительства; соответствие строительства торгово-офисного здания концепции застройки территории, на которой расположен спорный земельный участок, и санитарно-эпидемиологическим требованиям; соблюдение положений законодательства об информировании населения.
Законность судебных актов в обжалуемой части проверена судом кассационной инстанции исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы (ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела и установлено судами, заявитель 17.02.2010 обратился в Управление имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа с заявлением об оформлении акта выбора земельного участка, ориентировочной площадью 646 кв. м, расположенного западнее здания по переулку Ленина, 3, для строительства торгово-офисного здания.
Акт выбора испрашиваемого земельного участка оформлен 18.02.2010 Приложением N 1 к акту выбора является план земельного участка.
Заявитель 19.02.2010 обратился в управление с заявлением об утверждении акта выбора земельного участка, ориентировочной площадью 646 кв. м, расположенного западнее здания по переулку Ленина, 3, для строительства торгово-офисного здания.
В газете "Уфалейский рабочий" 25.02.2010 опубликована информация о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка, западнее здания по пер. Ленина, 3, для строительства торгово - офисного здания, площадью 646 кв. м.
Собранием депутатов Верхнеуфалейского городского округа принято решение от 02.03.2010 N 982, в котором администрации Верхнеуфалейского городского округа и управлению рекомендовано отменить выделение земельного участка по адресу пер. Ленина, 3, западнее кинотеатра "Искра". Мотивы для принятия данного решения Собрания депутатов отражены в протоколе N 82.
Заявитель 03.03.2011 обратился к управлению с заявлением повторно рассмотреть вопрос об утверждении акта выбора испрашиваемого участка, ссылаясь на то, что им не представлена информация по данному вопросу.
Административным органом в письме от 14.03.2011 на вышеуказанное обращение общества указано на отказ в утверждении акта выбора спорного земельного участка.
Управлением в адрес общества направлено письмо от 16.03.2010 N 304, в котором указано о том, что вопрос о предоставлении испрашиваемого земельного участка вынесен на повестку дня очередного заседания Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа; по результатам рассмотрения Собранием депутатов вынесено вышеуказанное решение; информация о предоставлении права пользования испрашиваемым земельным участком будет обществу сообщена дополнительно.
Ссылаясь на незаконность данного отказа, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований по настоящему делу, суды указали на то, что публичные слушания по вопросу о предоставлении спорного земельного участка с предварительным согласованием места размещения, в нарушение п. 18 Положения, не проводились; управлением нарушен установленный ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 18 Положения порядок оформления акта выбора земельного участка; согласование акта выбора земельного участка с Территориальным отделом Роспотребнадзора в нарушение подпункта 8 п. 18 Положения отсутствовало.
Указанные выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу п. 5 указанной статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 Кодекса.
Согласно ст. 31 Кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
По смыслу названной нормы одним из обязательных этапов процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта является информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Статья 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
На территории Верхнеуфалейского городского округа действует Положение "О предоставлении земельных участков для строительства на территории Верхнеуфалейского городского округа", утвержденное решением Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа от 21.12.2007 N 576 (далее - Положение).
При предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, в соответствии с подпунктом 6 п. 18 Положения, управление информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства и организует подготовку рассмотрения данного вопроса на публичных слушаниях.
Подготовленные в соответствии с подп. 1 - 6 п. 18 Положения материалы управление оформляет в виде акта о выборе земельного участка для строительства, к которому прикладывается проект границ земельного участка и проект границ охранной или санитарно - защитной зоны, если таковая необходима для конкретного случая, а также протокол и заключение по результатам проведенных публичных слушаний (подп. 7 п. 18 Положения).
Оформленный акт выбора земельного участка со всеми приложениями управление направляет на заключение и согласование в отдел архитектуры, Территориальный отдел Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Челябинской области, Комитет по охране окружающей среды, Территориальный отдел Роспотребнадзора (подп. 8 п. 18 Положения).
В связи с этим проведение публичных слушаний является обязательным этапом оформления и утверждения акта выбора земельного участка.
Судами установлено, что публичные слушания по вопросу о предоставлении спорного земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, в нарушение п. 18 Положения, не проводились.
Заявление об оформлении акта выбора земельного участка подано обществом 17.02.2010, акт выбора оформлен 18.02.2010, публикация о предстоящем предоставлении спорного земельного участка была осуществлена 25.02.2010, т.е. после оформления акта выбора спорного участка.
В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно - эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам.
Судами определено, что на дату обращения общества с заявлением об утверждении акта выбора испрашиваемого земельного участка, такое санитарно-эпидемиологическое заключение отсутствовало.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что в рассматриваемой ситуации нарушен вышеуказанный порядок оформления акта выбора земельного участка.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и основаны на правильном применении норм права.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.10.2011 по делу N А76-10315/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Самоцвет" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н.Суханова |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
...
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
По смыслу названной нормы одним из обязательных этапов процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта является информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Статья 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
...
В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно - эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 марта 2012 г. N Ф09-1593/12 по делу N А76-10315/2011